Вот такая вот статья...
Актуально в день поминовения усопших... "За многие годы работы на «скорой» я видел много смертей и ответственно заявляю: подавляющее большинство людей, сталкиваясь со смертью, испытывают страх и ужас перед ней.
Мне никогда не забыть, как однажды по вызову наша бригада приехала к пожилому священнику, которого свалил инфаркт. Он лежал на кровати в тёмно-синем подряснике с небольшим крестом в руках. Объективные данные говорили о кардиогенном шоке. Давление крайне низкое. Больной был бледен, с холодным липким потом, сильнейшими болями. При этом внешне не просто спокоен, а АБСОЛЮТНО спокоен и невозмутим.
И в этом спокойствии не было никакой натяжки, никакой фальши. Мало того. Меня поразил первый же заданный им вопрос. Он спросил: «Много вызовов? Вы, наверное, ещё и не обедали?» И обращаясь к своей жене, продолжил: «Маша, собери им что-нибудь покушать». Далее пока мы снимали кардиограмму, вводили наркотики, ставили капельницу, вызывали «на себя» специализированную реанимационную бригаду, он интересовался, где мы живём, долго ли добираемся до работы. Спросил слабым голосом, сколько у нас с фельдшером детей и сколько им лет.
Он беспокоился о нас, интересовался нами, не выказывая и капли страха, пока мы проводили свои манипуляции, пытаясь облегчить его страдания. Он видел наши озабоченные лица, плачущую жену, слышал, как при вызове специализированной бригады звучало слово «инфаркт». Он понимал, что с ним происходит. Я был потрясён таким самообладанием.
Через пять минут его не стало.
Странное, не покидающее до настоящего времени чувство вызвала во мне эта смерть. Потому что чаще всего всё бывает вовсе не так. Страх парализует волю больных. Они думают только о себе и своём состоянии, прислушиваются к изменениям в организме, до последнего вздоха цепляются за малейшую возможность жить. Всё что угодно, но лишь бы жить.
В квартирах, где нет места иконам и крестам, но зато есть плазменная панель во всю стену, где в передней просят надеть целлофановые бахилы, несмотря на тяжёлое состояние больного, вообще, бывает, разыгрываются «истерики последней минуты». Со стонами, метанием по постели, хватанием за руки, заглядыванием в глаза, беспрестанным переспрашиванием о своём положении и его прогнозе с целью поймать во взгляде врача, его голосе, словах хоть какую-то призрачную надежду на чудо исцеления.
Такие больные перед впадением в бессознательное, предагональное состояние просто «измочаливают» родных и окружающих своим страхом. Медики чувствуют себя после такого неудачного исхода обессиленными. Но не потому, что не смогли оказать помощь в полном объёме и спасти пациента. Опустошённость и потерянность испытываешь оттого, что смерть здесь победила человека.
К слову сказать, точно такие же «побеждённые» страхом больные встречаются там, где все стены увешаны иконами, столы завалены религиозной литературой, везде сумеречно мерцают лампады, а больные вместо прописанных врачами лекарств пьют только святую воду, многие литры которой в разной таре можно увидеть повсюду в квартире.
А вот после смерти того священника до сих пор, как ни странно, во мне живёт чувство тихой радости. Там смерть не одержала победу. И когда я «прокручиваю» в памяти 2–3 подобных случая из моей практики, сам собой возникает вопрос: «Смерть, где твоё жало?»
Целиком статья из Литературной газеты
Лида
28 April 2009
Побеждая смерть
Лида
Спасибо отличная статья, плюсанул.
Много раз думал об этом - смерть страшна и боль страшна, но только удел сильных этого не бояться.
Я пока всё больше на стороне слабых, ещё страшно, а точнее - наверное ввиду относительной молодости и несделанных дел - не по себе от мысли о том, что всё может прерваться быстро, в любое время и с возможной болью.
Боли как то не боюсь, а боюсь её такой - когда никаких сил вытерпеть её просто нет. Знаю, так как было недавно.
а вообще, мысль о том, что можешь умереть в любой момент подстёгивает - начинаешь делать то, что кажется не успеваешь или откладываешь с долгий ящик
Лида
молодец-душевно написано!
ТУТ обсуждают статью, автор статьи там же находится, своеобразно он всё трактует, да и говорит, что оригинал статьи обрезан
Любой батюшка скажет - что счасть быть рядом с Богом.
И не стоит принимать жизнь, как самое святое и необходимое. Самое лучшее, что может быть с человеком, это то, что после жизни, приусловии конечно, что нет нарушений заповодей божьих.
Это сложно принять. Мы считаем, что жизнь - самое ценное, что у нас есть. мы приходим все с какой-то определенной мисией. Мы боимся за себя, за своих близких и родных.. И это нормально. Мы рыдаем, когда уходят наши близкие.
Но нам очень тяжело понять, что именно счастье - не жизнь, а то что после нее..
Это далеко не ИМХО)))
Это скажет любой церковный служитель.
просто надо понимать, что смерть, это не есть что то плохое и не расценивать, что смерть это самое страшное что может случится с человекмо. Напротив это так же естественно как рождение. Это то, что происходит с телом всегда!!! и со всеми! и нет у "смерти жала" Она не зло
Никогда не забуду один случай.
Будучи в универе, запрягли студней (нас, ессно) проводить перепись населения (не помню, какой год был).
Звоним в одну из квартир, заходим. Здороваемся, все как положено, задаем старенькой бабушке вопросы, она как-то спешно отвечает. Из комнаты доносится голос "А вы умирающих переписываете?". В комнате лежит дед при смерти, бабулька как раз суетилась перед ним. Совершенно спокоен, даже весел. А по правилам надо вписывать тех, кто умер не более там скольки-то дней до переписи. И мы стоим, не знаем что делать. Начали щемиться к выходу, дед остановил. Говорит: "Не уходите, записывайте в мертвые, я не жилец уже. Это же ваша работа". Все же записали, как живого. Вышли и всю дорогу до пункта переписи молчали. Дед умер.
Clair:
|
Но нам очень тяжело понять, что именно счастье - не жизнь, а то что после нее.. |
Ага конечно, так я и поверил
AlexZombie:
|
Будучи в универе, запрягли студней (нас, ессно) проводить перепись населения |
делать вам нечего было
Лидаединственная мораль - умри красиво, чтобы близкие меньше переживали.
не важно, когда. Важно - как.
Набожные в последнее время такие все стали... Не зря, видать, в каждом выпуске новостей после Медведа и Путина, обязательно сюжетец про церковь втыкают.
anniska:
|
просто надо понимать, что смерть, это не есть что то плохое и не расценивать, что смерть это самое страшное что может случится с человекмо. Напротив это так же естественно как рождение. Это то, что происходит с телом всегда!!! и со всеми! и нет у "смерти жала" Она не зло |
четка, молодец, отплюсил!
Есть те, кто не боится приближения смерти?
AlexZombie
много из тех, кто говорит, что смерти не боится, боится себе признаться, что смерти боится
цитата: |
Есть те, кто не боится приближения смерти? |
Нету. Только, если с головой не все в порядке.
Инстинкт самосохранения никто не отменял.
Если б люди не боялись смерти, давно б уже не было нашей цивилизации.
Был даже фантастический рассказ, по-моему, на эту тему - "Живущий в последний раз".
Люди, не боящиеся смерти, убивались по приколу.
цитата: |
В квартирах, где нет места иконам и крестам, но зато есть плазменная панель во всю стену, где в передней просят надеть целлофановые бахилы, несмотря на тяжёлое состояние больного, вообще, бывает, разыгрываются «истерики последней минуты». Со стонами, метанием по постели, хватанием за руки, заглядыванием в глаза, беспрестанным переспрашиванием о своём положении и его прогнозе с целью поймать во взгляде врача, его голосе, словах хоть какую-то призрачную надежду на чудо исцеления. |
Поэтому и боятся, что плазменная панель во всю стену.
А для многих смерть - лишь долгожданное избавление от нищеты, голода и несправедливости.
Страх пред смертю есть... но не своей, а смертью своих близких. Человек никогда не сможет понять и принять смерть близких. Это вне возможностей человека. И дело даже не в эгоизме... Это любовь и безграничная тоска по ушедшим.
Вот комментарий священника:
"Общество, где главная составляющая – блажь тела и нега души, не любит рассуждать о том, что никак не вписывается в яркие рекламные ролики комфорта и благополучия. О смерти - только в некрологах да в криминальной хронике, где речь идет лишь о способах убийства, о бессилии стражей порядка и психологической наклонности убийц.
Нет желания писать о смерти. Тем более смерти собственной. Даже в наших православных издательствах и СМИ тема кончины и загробного бытия проходит по касательной (назовите хоть одну толковую книжку на эту тему).
Куда интересней говорить о раскладе епископских кафедр, границах Церкви и нужности иконостаса вместе с церковнославянским языком. Здесь блещут искрометными мыслями, приводят громоподобные аргументы вкупе с цитатами, а страсти накалены так, что от тихого вопроса, который надобно задавать всем и каждому ежедневно: «Како мне умирати будети?», просто отмахиваются.
Хотя прекрасно все знают, что есть две непреложные истины. Первая – все умрем. Вторая – неизвестно, когда.
Истины есть, а забот о достойном обрамлении этих законов никаких. Лишь, когда смерть касается твоей семьи, твоих друзей или родных, то, стоя у гроба, невольно примеряешь его на себя, а столь распространенное «все там будем» не облегчает ни страха, ни горя...
... Практическая жизнь священника ежедневно и ежечасно прикасается к смерти. Нас даже воспринимают частенько, как напоминание о грядущем и неизбежном собственном отпевании. Кстати, именно поэтому и стараются загрузить несвойственными для священнослужителя неуставными делами социального и хозяйственного плана. Священник хозяйственник и строитель всегда более «выгоден» миру, чем тот, кто постоянно зовет к покаянию и твердит: «Ты о смерти подумал?»
Евгений из Питера
28 April 2009
3
Я не хочу умирать. Но это не означает, что я боюсь и постоянно думаю, как избежать смерти или отодвинуть её.
Не хотеть смерти и не бояться ее разные понятия, правда?
Пока жизнь радует, силы есть - хорошо. Если будет суждено заболеть и мучиться- приму и это.
А смерть этого священника образец смирения и веры.
В церкви есть молитва, которую повторяют несколько раз в день:
Христианской кончины живота моего, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго отчета на Страшном Судище Христовом подай, Господи.
Лида:
|
Вот комментарий священника:
Даже в наших православных издательствах и СМИ тема кончины и загробного бытия проходит по касательной (назовите хоть одну толковую книжку на эту тему).
|
"Слово о смерти" Святитель Игнатий Брянчанинов.
Очень полезная книга.
Евгений из Питера
Согласен. Совершенно верно, не страшусь собственной смерти как факта, но умирать просто не хочется. Все равно это рано или поздно случится и я на 100% уверен в правоте фразы "Death - is only the beginning".
Я думаю, что страх перед смертью есть у каждого. Все зависит от ситуации. У человека все-таки неплохо развиты животные инстинкты. Каждый пытается избежать этого ужаса смерти, также пытается найти способы увековечить себя, тем или иным способом. Наверняка каждый хоть раз представлял себе чот умирает и что он может при этом ощущать. Изначально мы думаем : «Я молод и здоров, до того, как я умру, пройдет много времени, о ней рано думать»... Впоследствие, когда мы уже окружили себя дорогими сердцу людьми и вещами, страх с каждым днем растет больше и больше.
LaFemme
Если я говорю, что не страшусь собственной смерти это не значит, что я не буду противиться тому, что меня убьют. Совсем наоборот.
а мне кажется, пожилые люди думают о смерти совсем по-другому...
хорошо здесь сказали - кто живет и страдает- у того другое видение смерти...
Джо Домингес
28 April 2009
Верующему человеку легко умирать.
Бездуховные из последних сил цепляются за свою жалкую жизнь, в которой они приносили в основном вред себе и близким, потакая своим слабостям.
Джо Домингес:
|
Верующему человеку легко умирать.
Бездуховные из последних сил цепляются за свою жалкую жизнь, в которой они приносили в основном вред себе и близким, потакая своим слабостям. |
Точно, террористы смертники тому доказательство.
Кто-то из философов сказал о том, что прихода смерти бояться бессмысленно.
Если ты жив, то смерти еще нет. Если ты умер, то бояться уже некому.
Мне не страшно. Может, пока?
Не знаю, что я скажу, когда...
Сейчас - не боюсь, но не хочу. Очень люблю жить!
Легко сказать: смерть не страшна. Это для себя, там можно "геройствовать" - "молодцом рассчитался, старый сквалыга", а смерть близких? Вот до сих пор не могу смириться со смертью мамы - рано, несправедливо рано.
А что говорить о тех, у кого умер ребенок? - так ли спокойны и благостны они будут? Особенно зная, что при других обстоятельствах можно было помочь, спасти?
И - не помню, чье...
Легкой жизни я просил у бога:
Посмотри, как мрачно все кругом.
И ответил бог - пожди немного,
Ты еще попросишь о другом...
Вот уже кончается дорога,
С каждым годом тоньше жизни нить.
Легкой жизни я просил у бога.
Легкой смерти надо бы просить...
Евгений из Питера
28 April 2009
may_be
Это поэт Иван Иванович Тхоржевский (1878—1951).
Лида:
|
а мне кажется, пожилые люди думают о смерти совсем по-другому... |
Старики разные есть - встречаются и такие, кто осознает, что пожил неплохо и осталось недолго, и воспринимает этот факт спокойно. Есть и те, кто панически боится смерти, даже мысли этой страшатся.
А вообще ИМХО человеку не стоит рассуждать о том, как он встретит смерть. Это кажется, что улыбнешься напоследок близким, помашешь ручкой и умиротворенно отойдешь, будто заснешь. Может, не хватит мужества на это, будешь изводить близких нытьем и причитаниями. Не дай бог такого.
1 person online