Прокуратура Петербурга нашла необоснованным и отменила постановление о прекращении уголовного дела по факту ДТП с участием «Мерседеса», сбившего насмерть пешехода. Материалы направлены обратно в ГСУ, но до пункта назначения пока не дошли. Если проводить аналогию с теннисом, произошел первый обмен ударами в розыгрыше мяча. Как показывает практика, прокуратура со следствием играют в этот вид спорта до тех пор, пока не устанут зрители.
Прокуратура Санкт-Петербурга, изучив материалы уголовного дела по факту нашумевшего ДТП на Петроградке, в результате которого погиб пешеход, пришла к выводу, что «постановление о прекращении уголовного дела является необоснованным, а производство предварительного расследования подлежит восстановлению для выяснения достоверности всех причин ДТП». Об этом «Фонтанке» сообщили в пресс-службе надзорного ведомства. В связи с этим постановление отменено, а материалы направлены в ГСУ при ГУВД по Петербургу и Ленобласти для возобновления производства предварительного следствия. Между тем следователь Антон Хальфин уверен, что вынес единственно верное решение, а общественность возмущается просто потому, что не знает деталей.
Обстоятельства ДТП, вызвавшего широкий резонанс, «Фонтанка» уже описывала неоднократно. Поздним вечером 10 сентября 2010 года в Петроградском районе белый «Мерседес» S65 АМG совершил наезд на пешехода, который, по свидетельствам очевидцев, переходил дорогу на зеленый сигнал светофора. 34-летний петербуржец Роман Раков погиб на месте. Водитель с места аварии скрылся. Брошенную иномарку через несколько часов обнаружили неподалеку. Как выяснила «Фонтанка», автомобиль принадлежит Илье Вишневецкому - отцу восходящей звезды КХЛ Майкла Вишневецкого, который, в свою очередь, отдал его на хранение питерской бизнес-вумен Алле Буриной. Предпринимательница сообщила, что в ее отсутствие «Мерседесом» воспользовался старший сын Владислав, которому за 2 дня до аварии исполнилось 18 лет.
14 сентября 2010 года Бурина привела сына в милицию. В тот же день Главным следственным управлением при ГУВД по Петербургу и Ленобласти было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). 13 января 2011 года было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Владислава Бурина состава преступления. Как сообщили «Фонтанке» в ГСУ, у следствия имеется видеозапись о том, что погибший перебегал дорогу на красный сигнал светофора. Превышение скорости, управление автомобилем без водительского удостоверения и правоустанавливающих документов, а также оставление места ДТП, все это, по мнению следствия, - административные правонарушения.
Предварительное расследование по делу вел следователь, фамилия которого сразу привлекла внимание читателей «Фонтанки». Именно майор юстиции Антон Хальфин разбирался в обстоятельствах другого ДТП, также вызвавшего общественный резонанс. В деле о «Порше», 1 августа 2009 года убившем петербурженку Ольгу Евграфову, также было замечено много неоднозначных нюансов. Детали той трагедии до нелепости схожи с историей о «Мерседесе»-убийце. Здесь присутствуют: и чужой автомобиль премиум-класса, и мальчики-мажоры, и оставление места ДТП, и превышение скорости. Однако даже при наличии как минимум двух потенциальных подозреваемых, Антон Хальфин трижды выносил постановление о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Прокуратура каждый раз отменяла это решение, но «теннисный мяч» вновь возвращался по другую сторону возмездия. По информации сына погибшей Егора Евграфова, в настоящее время производство по делу опять приостановлено, но официального документа семье еще не приходило. Потерпевшие намерены во чтобы то ни стало добиваться справедливости, но полуторагодовалые мытарства заставляют думать о бессмысленности жалоб.
«Фонтанка» попыталась связаться с майором юстиции. Вопреки основанным на практике ожиданиям, Антон Хальфин почти охотно пошел на контакт. Правда, пояснить что-либо по сути дела «Мерседеса»-убийцы не смог - в связи с тем, что у него нет на руках материалов. О том, что вынесенное им постановление 4 февраля было отменено прокуратурой, следователь (по его признанию) узнал от «Фонтанки». Это объясняется тем, что документооборот осуществляется между ведомствами посредством почты. И еще не факт, что ГСУ не станет обжаловать отмену, а если и не станет, совершенно не обязательно, что расследовать дело вновь поручат Хальфину. По словам милиционера, в общем и целом корреспондент понимает ситуацию правильно: езда без прав, с превышением скорости, наезд на пешехода и оставление места ДТП — все это может не иметь состава преступления. Есть якобы некоторые детали, которые позволяют водителю избежать уголовного наказания. И это, уверяет следователь, не его личное мнение, а сухая буква Закона. Но конкретизировать, какие именно детали он имеет в виду, Антон Хальфин не смог, потому что (разговор пошел по кругу) материалов нет, а в памяти он их не держит. «Это ведь вас (журналистов) только интересуют дела с дорогими машинами, - заявил он «Фонтанке», - а у нас куча ДТП, где участвуют обычные машины, и ни об одной никто ничего не пишет, или о тех делах, которые мы направляем в суд, а пишут только, когда мы прекращаем что-то».
Признавая справедливость упрека следователя Антона Хальфина, «Фонтанка» публикует еще одну историю, в которой фигурирует автомобиль уже эконом-класса.
Это ДТП произошло 18 ноября 2008 года. На пересечении Московского проспекта и 4-й Красноармейской улицы водитель «Форда-Эскорт» на «зебре» совершил наезд на адвоката Павла Светлова и его собаку. 57-летний мужчина скончался через 2 дня в больнице, не приходя в сознание. Восточно-европейская овчарка Эли-Гард (в быту просто Герда) сумела выжить, оставшись калекой после операции. Уведомление о прекращении уголовного дела, подписанное Антоном Хальфиным, как две капли воды похоже на то, что получил отец Романа Ракова, погибшего под колесами «Мерседеса».
Постановление выносилось 6 раз. Жалоба депутату Госдумы Владимиру Жириновскому помогла только получить более развернутый отказ. Привлечь водителя к ответственности невозможно в связи с тем, что по делу проходит 6 свидетелей, показания которых поделились ровно пополам: одни утверждали - Светлов переходил на «зеленый», другие говорили о красном сигнале светофора. Как говорится в материалах, устранить противоречия и установить истинную картину ДТП следствию не представилось возможным. На шестом постановлении супруга погибшего Лариса Светлова «сломалась» и не стала его обжаловать. Сейчас лишившаяся кормильца женщина пытается взыскать моральный и материальный вред с водителя «Форда». Ленинский районный суд уже принял ее гражданский иск к производству, освободив ее от уплаты пошлины в связи с тяжелым материальным положением.
Родители Романа Ракова от состоятельной семьи Буриных ничего не хотят. По словам друга семьи Роберта Мясникова, они также не собираются добиваться осуждения Владислава: вера не позволяет желать отмщения. В свою очередь Алла Бурина, вышедшая с «Фонтанкой» на связь после последней публикации, настаивает на том, что никаких «административных ресурсов» при расследовании уголовного дела она не использовала. По ее словам, с семьей погибшего велась переписка, Бурина даже готова ее продемонстрировать, но за прошедшую неделю встреча по разным причинам так и не состоялась.
PS: Через 1 месяц и 16 дней после ДТП (26 октября 2010 года) Владиславу Бурину было выдано водительское удостоверение. База данных ГИБДД не содержит и не может содержать информацию о нарушении ПДД в виду того, что на момент причинения смерти Роману Ракову Бурина-водителя не существовало в природе. Отобрать права у Владислава сейчас закон не позволяет. Это может произойти только после того, если (или когда) он вновь будет уличен в том, что превращает питерские улицы в скоростные трассы.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»
x