В первую очередь проблемы с турбокомпрессо-ром возникают из-за некачественного или несоответствующего масла.
Выйти из строя турбокомпрессор может по целому ряду причин, которые делятся на две группы – технические и эксплуатационные.
Технические:
•использование моторного масла, нерекомендованного заводом-изготовителем, или несвоевременная его замена;
•неисправности систем зажигания и впрыска;
•износ деталей цилиндро-поршневой группы;
•забитые воздушный фильтр, катализатор и т. д.
При использовании некачественного или несоответствующего масла происходит частичное или полное закоксовывание каналов и отверстий системы смазки вала турбокомпрессора. При этом ухудшается смазка вала турбины и отвод тепла, что ведет к интенсивному износу, заклиниванию и даже трещинам в корпусе этого нагнетателя воздуха.
При прорыве газов в картер двигателя из-за избыточного давления во впускном коллекторе ухудшается гидродинамическая смазка вала компрессора, а соответственно, ухудшается его охлаждение. Последствия в этом случае такие же, как и в предыдущем. В исправном моторе давление картерных газов не должно превышать 20 мм рт. столба для бензиновых двигателей и 60 мм – для дизельных.
При загрязнении воздушного фильтра турбокомпрессор будет испытывать большое сопротивление, при этом он может порвать фильтрующий элемент и засасывать вместе с воздухом пыль и песок. Это способно заметно ускорить износ деталей цилиндро-поршневой группы и привести к «срезанию» лопастей компрессора. Во избежание таких последствий на раллийных машинах с турбированными агрегатами применяют воздушные фильтры, элементы которых оплетены металлической сеткой.
Стоит отметить, что ресурс турбокомпрессора сильно уменьшается при малом давлении масла в двигателе – из-за масляного голодания. Обычно это случается, когда изношенный мотор работает на холостых оборотах.
Эксплуатационные:
•низкое качество топлива;
•нарушение алгоритма прогрева и остановки мотора.
При запуске холодного двигателя запрещается резко газовать, так как остывшее вязкое масло не может обеспечить эффективную смазку турбины. Есть и свои особенности остановки мотора. Так, после движения нежелательно сразу же глушить двигатель – нужна пауза для работы на холостом ходу для снижения оборотов и охлаждения турбины при работающей системе смазки. В противном случае раскрученная турбина может продолжать крутиться при уже неработающей системе смазки. А это – масляное голодание, локальный перегрев и интенсивный износ. Во избежание данной проблемы в некоторых машинах предусмотрен турботаймер — устройство, не позволяющее в течение определенного времени глушить двигатель после езды. Такую функцию имеют также некоторые сигнализации.
В первую очередь проблемы с турбокомпрессором возникают из-за некачественного или несоответствующего масла.
x