В настоящее время российская армия действительно располагает примерно 22 тысячами танков – Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Большую часть этого парка составляют основные боевые танки (ОБТ) Т-72 (более 9 тысяч машин) и Т-80 (более 6500).
Однако, значительная часть этих машин – более 15 тысяч – находится на БХВТ – базах хранения вооружения и техники, таким образом, в строевых частях имеется немногим более 6 тысяч танков. При этом в частях и подразделениях постоянной готовности находятся, по разным оценкам, около 1-1,5 тысяч машин.
В течение ближайших десяти лет с переводом армии на бригадно-батальонную структуру, число танков в составе строевых частей должно сократиться до 2-2,3 тысяч ОБТ, при этом все эти части будут частями постоянной готовности (таким образом, число боеготовых машин даже возрастет). Помимо этого, еще несколько сотен машин будет находиться в составе учебных частей, и 3-4 тысячи танков – на складах, что в итоге даст общую численность танковых войск в 6-7 тысяч ОБТ.
Таким образом, сокращение получается не десятикратным, а, максимум троекратным. Однако остается ряд вопросов: какие это будут танки, каким будет количественный и качественный разрыв между Россией и ее потенциальными противниками, как реформа в итоге скажется на обороноспособности страны и т.д.
Ответ на первый вопрос вытекает из ситуации, сложившейся в российской промышленности. На сегодня в производстве для российской армии находится ОБТ Т-90, созданный на основе советского танка Т-72. Одновременно действует программа модернизации танков Т-72, позволяющая поддерживать их на уровне современных требований. Танки Т-64 и Т-80, требующие значительного количества комплектующих украинского производства, таким образом, оказываются "за бортом", а организация производства комплектующих для этих машин в России, во-первых, потребует значительного объема средств, а во-вторых, усугубит проблему с разнотипностью танкового парка.
В результате Т-72 и его наследник Т-90 автоматически оказываются главными кандидатами на роль основы танковых войск. В дальнейшем, в течение ближайших двух-трех лет, в производство может быть запущен новый танк Т-95, продемонстрировать который планируется уже в этом году.
Наиболее важным, впрочем, является второй вопрос – как танковые войска России будут выглядеть в сравнении с соседями? Отвечая на этот вопрос, нужно отметить, что тенденция сокращения числа танков в строю характерна отнюдь не только для российской армии. В разы сократить свои танковые войска планируют практически все крупные державы.
В настоящее время силы НАТО в Европе располагают примерно 2900 современных ОБТ (Леопард-2, Челленджер-2, Леклерк, М1 "Абрамс", модернизированные версии Т-72) и 2700 устаревших машин (Леопард-1, М48, М60, Т-55, ранние Т-72 и другие машины), а также еще примерно 2-2,5 тысячами танков в резерве, и это число в ближайшие 10 лет также значительно сократится. В частности, Германия планирует сократить численность боеготовых танков с имеющихся 440 до примерно 250. Часть стран планирует, сократив танковый парк, значительно модернизировать его, как, например, занимающая по числу танков первое место среди континентальных стран-членов НАТО Турция, которая надеется от нынешних более чем двух тысяч устаревших машин перейти к парку в 1000 современных ОБТ.
В общей сложности численность танков в составе войск НАТО в Европе к концу будущего десятилетия будет составлять, по разным оценкам, около 2000 машин в строю, и примерно столько же на складах.
Не следует забывать также о том, что на востоке Россия граничит с Китаем, который к 2020 году будет располагать примерно 4-5 тысячами танков в строю, из которых современными будут около также около 2000 машин. Таким образом, Россия, определенно, будет уступать по численности танковых войск своим наиболее сильным соседям – НАТО и Китаю, однако, конфликт России с Китаем или со всем блоком НАТО сразу, во-первых, весьма маловероятен, а во-вторых, такая война неизбежно станет ядерной, и численность танковых войск в этой гипотетической войне будет играть третьестепенное значение.
Вместе с тем огромная огневая мощь, мобильность, и тяжелое бронирование по-прежнему сохраняют за танком звание "короля поля боя", несмотря на непрерывное совершенствование противотанкового вооружения. И в локальных конфликтах танк остается незаменимым средством, обеспечивающим гибкость, мобильность и ударную мощь сухопутных частей и соединений.
x