Дожили до распродажРоссийский авторынок вступает в новый этап развития. Финансовый кризис остановил бурный рост продаж многих марок автомобилей, и в лексиконе дилеров вновь появляется слово «скидка»
Елена Виноградова
Кирилл Корюкин
Юлия Михайлова
Ведомости
20.10.2008, №198 (2220)
В августе продажи иномарок по сравнению с тем же месяцем 2007 г., по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выросли на 22%, а в сентябре — на 20%. До этого каждый месяц продажи новых иномарок увеличивались по сравнению с предыдущим годом на 40%. В целом следует говорить не о кризисе, а о снижении темпов роста, подчеркивает президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Дмитрий Гулин. Но у отдельных марок сейчас действительно есть проблемы со сбытом, признает он.
Первые сейлы
Начали падать продажи Mitsubishi: в августе было реализовано на 19% меньше машин, чем годом ранее, а в сентябре — на 25% меньше. В этих условиях российский дистрибутор Mitsubishi «Рольф импорт» с 10 октября снизил цену на весь представленный в России модельный ряд в среднем на 7%.
Судя по рекламным объявлениям, заметные скидки или подарки может получить сейчас покупатель практически любой марки автомобилей. «АвтоВАЗ» еще с 1 сентября снизил цену на модели семейства Kalina в салонах официальных дилеров на 15 000 руб. После этого, например, седан с двигателем 1,6 л в комплектации «стандарт» стал стоить 230 255 руб., на 6,1% дешевле предыдущей рекомендованной цены, указано на сайте группы компаний «Лада-сервис». Дилеры Lada в приватных беседах признают: покупатели сейчас могут торговаться в салонах, рассчитывая получить скидку или подарок и при выборе других моделей.
Выгодные предложения содержатся в каждом втором макете в прессе, рекламирующем автомобили, что нетипично много даже для сентября, когда дилеры традиционно начинают маркетинговые акции, замечает Александр Минин, руководитель отдела информации Auto-dealer.ru. Традиционный сезон скидок совпал с необходимостью стимулировать спрос больше обычного, отсюда и ощущение избытка рекламы со скидками, считает директор одного из центров по продаже Аudi.
Например, как обнаружил Auto-dealer.ru, 6-12 октября «Тринити моторс» и «Трейдинвест» предлагали скидку в 25 000 руб. на Chevrolet Lanos, Peugeot — скидку в 20 000 руб. на Peugeot 206 Sedan, а «Фаворит моторс» — скидку в 25 000 руб. на Hyundai российской сборки и 80 000 руб. на последующее обслуживание купленного автомобиля.
«Инком-авто» с июля дает скидку в 5000 руб. на любую модель Lada, Kia (продажи марки, по данным AEB, в сентябре снизились на 11%), Hyundai (продажи модели Accent снизились на 28%), UzDaewoo Nexia. Плюс подарок на 75 000 руб. Иные предложения заимствованы из смежных областей ритейла: например, в «Инком-авто» ежедневно устанавливаются «счастливые часы», во время которых директор салона может давать дополнительные скидки на автомобили.
Mercedes-Benz установил курс для расчета стоимости своих самых массовых моделей в 32 руб./евро. «Фактически это серьезная скидка», — объясняет Олег Дацкив, директор по развитию Auto-dealer.ru. Акция не распространяется только на самые дорогие модели — S-класс, SL, CL, G, GL, R. «Мы работаем с курсом, возможно, скидка распространится и на эти модели, но окончательного решения не принято», — рассказал сотрудник компании. Продажи легковых автомобилей Mercedes за девять месяцев 2008 г. выросли на 9%, в сентябре 2008 г. — на 4%.
Кредитный паралич
В ближайшее время об акции по стимулированию продаж может объявить «Автофрамос», выпускающий Renault Logan, сообщил сотрудник компании. В сентябре 2008 г. в России было продано на 4% меньше автомобилей Renault, чем годом ранее, при этом снижение продаж самой популярной модели Logan по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 15%. Правда, по словам собеседника «Ведомостей», о серьезном снижении цен речи не пойдет: это экономически невыгодно из-за высокого курса евро.
«Сбросить цену будут готовы многие, особенно после того, как появились прецеденты», — считает Игорь Моржаретто, заместитель редактора журнала «За рулем». По его данным, в особенно тяжелом положении могут оказаться продавцы автомобилей ценовой категории $20 000-40 000. В Москве около 60% автомобилей среднего класса продавалось в кредит, тогда как до другим классам — менее 50%, считает эксперт.
Дилеры жалуются, что кредитные продажи сходят на нет: с одной стороны, покупатели не хотят брать кредиты, когда нет уверенности в будущем, с другой — сами банки все чаще отказывают в выделении средств и ужесточают условия. Например, все банки отказались от кредитов без первого взноса. Большинство банков теперь требует первый платеж в 30-40%, а не 10-20%, как раньше, добавляет Дацкив.
В такой ситуации в привилегированном положении оказались дилеры автоконцернов, имеющих собственные финансовые подразделения, способные кредитовать покупателей на выгодных условиях. Например, Nissan Finance выдает с 1 октября кредиты под 2,9% годовых на модели Note и Tiida и под 4,4% на все полноприводные модели.
«Элементы паники»
Пока дилеры еще выполняют заказы, принятые и оплаченные 2-3 месяца назад. Но действительно серьезной ситуация с продажами может стать через 3-4 месяца, когда будут выкупаться автомобили, заказываемые сейчас, считает Моржаретто.
Неудивительно, что в действиях дилеров прослеживаются элементы паники: впервые за шесть лет они не видят сумасшедшего роста продаж, замечает Дацкив. Традиционным для дилера по большинству марок считается запас на 1,5 месяца торговли, а сейчас у многих дилеров он доходит до 3-4 месяцев.
«Запасы отличаются от обычных для этого времени года», — признает управляющий одного из салонов Nissan. У дилеров Mercedes есть в наличии автомобили S-класса 2007 г. производства. У Audi в наличии много прежде дефицитных автомобилей R-8, добавляет Дацкив. А продавцы Lexus сейчас активно предлагают в подарок системы навигации или каско.
Как показывает практика, снижение спроса коснулось и премиум-сегмента автомобильного рынка, опровергая распространенное мнение о том, что их покупатели не подвержены воздействию экономических кризисов, продолжает эксперт. Московский рынок таких автомобилей близок к насыщению. А рост его ограничен: молодые топ-менеджеры, приходящие в мир люкса за счет покупки шикарного автомобиля в кредит, теперь откладывают сделку, считает Дацкив.
Первый звонок для московских дилеров прозвенел во время конфликта в Южной Осетии. Пока российские танки шли к Гори, москвичи забыли о планах по покупке автомобилей, сходятся во мнении топ-менеджеры дилерских компаний, реализующих автомобили экономичного и среднего класса. Через неделю спрос вернулся на довоенный уровень, но дилеры задумались: выяснилось, что есть факторы, способные снизить ажиотажный спрос на автомобили.
Осенью машины сможет продавать тот, кто будет заниматься маркетингом, резюмирует Дацкив.
Скидок не будет
В сентябре статистика АЕБ зафиксировала резкое падение продаж автомобилей марки Ford — на 13%, при том что еще в августе продажи на 36% превышали уровень предыдущего года. Реализация бестселлера Ford Focus и вовсе сократилась на 22%. «Запасов автомобилей на складах у многих дилеров марки хватит, чтобы торговать до января-февраля, поэтому они сейчас не заказывают новые автомобили», — объясняет Гулин. У него нет объяснения внезапного падения спроса. «Во всем виновата негибкая ценовая и маркетинговая политика производителя», — на условиях анонимности пожаловался директор крупного дилерского центра Ford. «Наши цены не изменятся», — заявил представитель «Форд».
Citroen, у которого продажи за девять месяцев 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 1% при общем росте рынка иномарок на 40%, наблюдает за рынком и пока цены снижать не планирует, говорит Оксана Вершинина, пресс-секретарь компании. «Мы провели рестайлинг модели С4, при покупке любого автомобиля дарим комплект шин», — замечает она.
По словам сотрудника «Тойота мотор Рус», утвержденных планов пока нет, но компания рассматривает возможность проведения маркетинговых акций для стимулирования продаж. У Toyota за девять месяцев продажи выросли на 32%, а в сентябре марка стала одним из лидеров по темпам роста, увеличив продажи на 66%.
Директор по связям с общественностью General Motors в России Сергей Лепнухов заявил, что в маркетинговом плане компании, несмотря на общемировые экономические трудности, изменений нет.
Пресс-секретарь «Мазда» Мария Магуйар сообщила, что проблем с продажами у компании нет, потому и снижение цен не предвидится: «Существуют проблемы с выдачей кредитов у банков, но наши клиенты не активные пользователи этой системы».
Скидка в 15%
Если для российских покупателей и дилеров скидки пока в диковинку, то в Америке и Западной Европе, где продажи стагнируют не первый год, они в порядке вещей.
В период финансового кризиса канадские дилеры вынуждены предлагать скидку в $1000-1500 на автомобиль или кредит, часть ставок по которому субсидирует производитель или сам дилер, рассказывает Билл Дэвис, исполнительный директор ассоциации автодилеров Торонто. Кроме того, GM и Ford с прошлого года используют новый маркетинговый ход: продажи автомобилей по ценам, «как для своих сотрудников».
В США можно воспользоваться скидкой как производителя, так и дилера. Например, Chrysler предлагает скидку на Chrysler 300C в размере $5250-6000 (розничная цена без скидки — от $26 300) и скидку на Dodge Caliber $750-2000 (от $16 300). General Motors дает $3000 скидки на Cadillac Escalade SRX (от $40 000).
По данным Национальной ассоциации автодилеров США, дилеры BMW предлагают скидку на автомобили 7-й серии 2008 модельного года в $7500 (розничная цена — от $76 000), у дилеров Volkswagen можно получить $6000-8000 скидки на Touareg (от $39 300) и $2500-5500 на Passat (от $24 000).
В Германии скидки в салонах дилеров уже в среднем составляют 15% и в связи с падением продаж можно ожидать дальнейшего увеличения размера дисконта, замечает представитель ADAC Максимилиан Маурер.
Продажи автомобилей в Западной Европе в сентябре упали на 25-30%, а в целом на мировом рынке — на 12%, напоминает Дацкив. До недавнего времени производители рассчитывали «распределить» непроданные автомобили по России, но теперь успех такой затеи кажется сомнительным.
В 2008 г. в Западной Европе будет продано на 7,5% меньше автомобилей, чем в 2007 г., прогнозирует J. D. Power and Associates. А в США продажи за этот год упадут по сравнению с прошлым годом на 17,5% до 13,6 млн автомобилей, подсчитали эксперты. В 2009 г. кризис усугубится, и ждать улучшения ситуации раньше чем через полтора года не стоит.
---
Постоянный адрес материала:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article...08/10/20/165248