Наутро делаю первый чек-аут из геста и иду тусить к штаб-квартире. Спустя 2 часа дед - хозяин геста о чем-то
договаривается, меня сажают в кузов армейского джипа и куда-то везут.
Выгружают в Алиабаде на автобусной остановке. Говорят, что едут в противоположную от озера сторону, а мне советуют на
первом же автобусе доехать до озера и разрулить ситуацию с переправой самостоятельно. Сажусь в автобус, ждем полтора часа,
пока наберется достаточно пассажиров. Через полтора часа всем возвращают деньги - автобус никуда не пойдет, переправа
не работает, дорога в сторону озера перекрыта армией. Что и требовалось доказать, я это знал еще вчера вечером. Жопа
какая-та с этими военными. Ладно, в Алиабаде все равно ловить нечего, возвращаюсь в Каримабад и уже во-второй раз
заселяюсь в тот же гест, в тот же номер и с горя ложусь спать.
К полднику небо начинает рассеиваться, наслаждаюсь эспрессо на крыше кофейни, любуясь снежными шапками семитысячников.
Каримабад представляет собой одну усыпанную магазинами и ресторанами улицу типа нашего Арбата - Базар стрит, которая ведет
от Балтит-форта мимо Зироу-поинт, где и находятся мега-пафосный отель, мой гест, Интернет-кафе и армейская штаб-квартира,
дальше вниз к Ганиш-вилладж и Алиабаду. На этой улице тусят продавцы и редкие бэкпеккеры, а основная жизнь людей
сосредоточена вдоль каналов, которые были прорыты в древности, чтобы воды ледника Ултар орошали рисовые террасы.
Гуляю вдоль канала - у пакистанских тинэйджеров вечерний променад, втыкаю на закатные Ултар, Ракапоши и Голден-пик.
Долина Хунзы находится в цирке, по периметру окруженному семитысячниками: Ракапоши, Голден-пик, Ултар, Леди'c фингер...
Можно с закрытыми глазами вертеться вокруг собственной оси, остановись в любой момент и обязательно увидишь знаменитый
семитысячник. Одно из самых кульных мест на земле, где мне посчастливилось побывать. Но отпустит ли Шангри-Ла меня обратно?
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570237.jpg
Скрытый текстhttp://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570239.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570241.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570260.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570262.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570264.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570269.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570271.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570278.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570283.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89570231.jpg
x
В штаб-квартире полный шухер, съехались толпы репортеров, стоянка забита телевизионными фурами, Интернет-кафе оккупированољ
журналистами. Выясняю, кто главный в штаб-квартире и иду знакомиться. Милейшие люди, в очередной раз успокаивают, что
действительно ситуация с озером критическая, это не наша прихоть - перекрыть переправу, никто не хочет рисковать
человеческими жизнями: 25-километровое озеро в любой момент может ломануться вниз. Надеяться на возобновление лодочного
сервиса в ближайшее время не приходится, единственный вариант - если завтра будет хорошая погода, возможна переправа на
вертолете, но точная информация будет только с утра в зависимости от погоды.
В городе прибывает белых путешественников, многие озабочены возможностью продвижения на север. В первый день моего
вынужденного заточения в Каримабаде я был здесь единственным европейцем.
Утро. Льет дождь. Понимаю, что обстоятельства складываются так, что вопрос переправы через озеро и возвращения домой
через Китай в руках небесной канцелярии и нужно начинать продумывать другие пути отступления. По логистике выбор
невелик: у CZ рейс урумчи-новосиб есть только по пятницам и понедельникам. Если я сегодня не переправлюсь через озеро,
я теряю свои билеты на пятницу кашгар-урумчи-новосиб, а понедельник - уже поздно, плюс все равно не успеваю на
воскресный рейс новосиб-мск. Еще вроде S7 летает урумчи-новосиб по субботам, фиг знает, сколько сейчас стоит билет и
есть ли места, по-любому нужно будет его выкупать по Интернету немедленно, но тогда у меня в запасе всего на один день
больше, а надежд на погоду и пакистанскую армию все меньше. Если и завтра с переправой ничего не выйдет, то мало того,
что я теряю билеты, которые у меня уже есть, к этому добавятся еще 2 плеча, Кашгар-Урумчи и Урумчи-Новосиб, которые я
выкуплю за полтора дня до вылета за сумасшедшие деньги.
Надежнее вернуться через Исламабад, заодно посмотрев из окна автобуса, что из себя представляет ККH и окрестности
южнее Райкот-бридж. Так и быть, если сегодня с вертолетом облом, завтра рву когти на юг.
Самые дешевые билеты начинаются от 560$, есть 3 рейса: катары, эмираты и этихад, с разницей во времени вылета от
20 до 40 минут, разницей тарифов от 15 до 40$. Единственный вариант сэкономить - эйрарабией до Киева, а оттуда на поезде
или перекладными электричками. Но сайт эйрарабии не показывает никаких рейсов из Исламабада на ближайшие дни. Проблема
еще и в том, что денег на билет у меня хватает, но половина стоимости билета - на карточке, остальное кэшем в равной
пропорции в юанях, рупиях и долларах.
За этими размышлениями облака неожиданно рассеялись, выглянуло солнышко и дед - хозяин геста резво хватает мой рюкзак и с
воинственным кличем Хэллакопта!!! мы ломимся к джипу, на бегу делая уже второй чек-аут из его геста.
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89573249.jpg
Скрытый текстhttp://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89573252.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89573259.jpg
x
Что можно сказать про армию и правительство Пакистана? Милейшие люди поговорить за жизнь за чашкой чая. Меня удивляет, а в
случае войны - вы будете использовать вертолет только в хорошую погоду? Или во время дождя никакие военные действия, по
вашему мнению, не проводятся?
Что нужно сделать, чтобы во время наводнения спасти жителей затопленных деревень или помочь людям с передвижением по
стране? Правильно, собрать кучу медиа-персон, устраивать по несколько пресс-конференций в день, и катать репортеров на
вертолете, ведь весь мир должен быть в курсе какой у нас тут офигенный нэчюрал дизаста.
Уже в третий раз делаю чек-ин в тот же номер, того же геста. Самому смешно, да и дед тоже тащится, что-то бормочет на своем
про аллаха. Обо мне в Каримабаде уже легенды ходят, половина города и вся штаб-квартира меня знает в лицо и здоровается
за руку. И еще оказывается, что я очень хорошо ругаюсь матом на английском языке! Затариваюсь пивом и в открытую бухаю
прямо на пороге штаб квартиры на глазах чиновников и журналюг, которым почему-то хочется дать в табло.
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89573263.jpg
Скрытый текстhttp://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89573275.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89573286.jpg
x
А ведь спасение было так близко! Целый день протупили на вертолетной площадке под Алиабадом в ожидании вертолета,
так ничего и не дождавшись пришла новость, что есть вертолет на площадке для вип-персон, что в двух шагах от штаб-квартиры.
Ломимся туда, появляемся как раз в тот момент, когда все эти шишки торжественно объявляют, что очередная пресс-конференция
закончена и приглашают медиа-персон проследовать к вертолету, чтобы воочию лицезреть масштабы катастрофы. Никакие уговоры
никого бы то ни было, ни к чему не привели: мы понимаем всю безысходность вашей ситуации, сэр, но, к сожалению,
сегодня вертолет только для медиа-персон. Завтра, если (!) будет хорошая погода, возможно (!!) будет вертолет, и есть
шансы (!!!) что он будет переправлять гражданских лиц.
Дай бог памяти, в который раз я делаю чек-аут из этого геста, ставшим мне родным домом? Погодка с утра просто отличная!
Дед ведет меня на крышу здания для финальной панорамы и рассказывает про горы. Как же хочется полетать на вертолетике!
Обнимаюсь с дедом и неохотно бреду к автобусной остановке. Несмотря на все злоключения, здесь очень здорово, влюбился в
Хунзу с первого взгляда, хоть реви, как же не хочется уезжать.
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89592039.jpg
Скрытый текстhttp://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89592045.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89592048.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830965/xlarge/89592024.jpg
x
Смена автобусов в Гилгите, убиваю время в Интернет-кафе и пафосном ресторане, где умудрились минут 40 кипятить воду для
кофе, за минусом кофе оставляю деньги за счет на столе, - все равно будет нескафе, а не эспрессо, который есть только в
Хунзе, беру такси до бас-стейшн, в такси из кармана выпадает мобильник с сим-картой, на которую я 40 минут назад положил
немеряно бабла. Да еще эти вездесущие пакистанцы не дают покоя со своими <вере ю фром?>.
Уже по пути в Исламабад на ближайшей остановке покупаю местную симку за 300 pkr плюс на счет еще 100. За эти 100 рупий
(36 рублей) я потом с чувством полного глума в черноте ночи 15 минут болтал с Москвой, находясь в непонятном месте
Каракорам Хайвэй и лицезря в лунном свете Нанга-Парбат, в то время как у автобуса меняли проколотое колесо.
Каракорам Хайвэй на территории Пака - жестяная жесть! Сейчас делают дорогу, казалось бы, эта не такая и проблема, но это
Пакистан. Километров за 200 до Исламабада дорога в очень приличном состоянии, остальные 700 - настоящий офф-роад,
практически без полотна!
Дорожные работы ведутся не локально, а на всем протяжении этих 700 км - даже негде передохнуть.
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830160/xlarge/89592128.jpg
Скрытый текстhttp://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830160/xlarge/89592131.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830160/xlarge/89592133.jpg
x
Не является спасением
экзекьютив бас, если не досталось место спереди, грубая встряска внутренностям обеспечена. Хочется пристегнуться, чтобы не
прыгать до потолка на каждой кочке, но ремни безопасности в автобусе не предусмотрены. Ложусь пластом на самых задних
сидениях, расслабляю позвоночник и представляю себя медузой, чтобы не слишком высоко подпрыгивать во время движения.
Впереди - как минимум 20 часов этого кошмара, удастся ли мне заснуть ночью?
Без приключений не обошлось, мало того, что спустило колесо, которое мы меняли почти всем автобусом, где-то в ночи была
очень долгая остановка, вещи перегрузили с крыши одного автобуса на крышу другого, все пассажиры пересели в новый
автобус на те же места. Меня в состоянии полного маразма будят пакистанцы и перетаскивают из одного автобуса в другой.
За все время путешествия не раз ловил себя на мысли, что локалы шокированы больше меня, что в придорожную забегаловку
заходит белый чел - вокруг никто не говорит по-английски - он показывает на тарелки с едой на столе, знаками дает понять,
что хочет то же самое, садится за общий стол, здоровается за руку со всеми и с чувством полном пофигизма начинает есть.
Мы одна большая семья. Только в меня больше не лезут ваши дал и чапати, и слегка напрягает почти полное отсутствие женщин
на улицах (их примерно 10 - 15% от всех людей), взгляду не за что зацепиться. И еще буквально вся страна носит одну и ту же
одежду - шальвар камиз - широкие брюки и рубашку до колен с вырезами от пояса. Никак не могу уяснить, какой смысл в этой
длинной рубашке? Неудобно носить и задирать ее когда садишься. Длинные рукава - чтобы руки не обгорали, но зачем она такая
длинная, ведь под ней все равно же есть штаны?
В этом ходит вся страна, мужчины, женщины и дети. Я обычно не беру с собой одежду в путешествия, покупаю каждый день новую
футболку. Легче рюкзак плюс остаются сувениры на память. В Пакистане - нет футболок. Зачем, ведь их никто не будет
покупать, все носят шальвар камиз. Вторую неделю ношу футболку, в которой приехал из мск, с надписью
"I wore this t-shirt yesterday" - она моя любимая, вторая кожа!
В любой стране ты идешь по улице и видишь людей, мозг невольно обрабатывает информацию: это студент, это красивая девушка,
это банковский клерк или офисный червь...
В Пакистане ты идешь по улице и видишь людей, мозг невольно обрабатывает информацию: это пакистанцы.
Мне все по барабану, я чувствую себя здесь в своей тарелке, давно привык здороваться за руку с каждым встречным. Ни разу не
было, чтобы я чувствовал напряг. Ни один человек, ни разу не пытался меня развести или что-то впарить. Почти не нужно
торговаться. Но если чувствуешь, что цена завышена, сбить ее - не вопрос. Кажется, что порой ее специально завышают из
уважения или чтобы подольше поговорить с тобой. Ловлю такси в Пинди:
- до аэропорта.
- 500 рупий.
- не, это очень дорого.
- а за сколько поедешь?
- 150
- Ок! Садись.
В Индии, и даже в индийском Кашмире ты постоянно находишься в состоянии обороны, - все вокруг нацелены на твой кошелек.
Кругом постоянные хелперы, вокруг непонятная толпа зевак, мне даже в отеле в Дели уже были готовы продать билет на поезд до
Шринагара, называли цену и снимали трубку телефона, чтобы немедленно позвонить и забронировать. Хорошо, что я знаю, что в
Шринагаре нет железной дороги.
Когда делали чек-аут из отеля в Гульмарге, получился диалог:
- с вас 11 750 рупий
Даю 12 000.
Обиженное лицо:
- А где же чаевые?
- А где же сдача?
К слову сказать, из индийского Кашмира тогда выбраться получилось не без труда. Снегом завалило дороги и еле-еле с помощью
армии добрались до аэропорта. Аэропорт самолеты из Дели не принимает, т.е. буквально не на чем лететь, ну не ма метле же?
На слудующий день вылет из дели в мск. Звоню в представительство эрофлота и прошу перебить дату на следующий день (100 евр),
места по моему тарифу есть только на послезавтра - так и быть, все дешевле, чем брать ван-вэй за полтора часа до вылета.
на следующий день ничто не предвещало, что облака могут расползтись и даже прилетит и сядет самолет - наш шанс в этот
же день свалить в Дели. Даем взятки служащим аэропорта, которые выкупают для нас тикеты по 200$, цена которым 50.
Когда оказываюсь в Дели, начинаю врубаться, что мог бы улететь в мск уже через 3 часа, если бы вчера не перебил дату
вылета. Как же неохота здесь торчать еще несколько дней!
Внаглую ломлюсь на стойку регистрации, бросаю лыжи на весы и протягиваю тогда еще бумажную сине-белую книжечку.
Индусы на стойке пытаются впарить мне, что по этому билету прошла смена дат и давай-ка ты приходи послезавта в это же
время. грю - ничего не знаю, тут написано сегодняшнее число, вы что сами не видите? Спустя полтора часа переговоров удалось
их уломать найти мне место в самолете и свалить без всякого штрафа за смену дат.
Вот такое залипучее место этот Кашмир или у меня с ним особые отношения?
В следующий раз брать заранее обратный билет будет просто глупо.
В Паке мало туристов, все люди тянутся к тебе, им просто интересно: ведь ты - другой, из другого мира. Им ничего от тебя не
надо, это просто обыкновенное, человеческое наивное любопытство. Как в моем детстве в центре Москвы: Вау! Смотри -
иностранцы! Они - чуткие, доброжелательные и простые люди, им хочется общения. Проблема не в них, а во мне. Вначале я похож
на американца, который приехал в Москву, и тщетно пытается встретить медведей на улице. Я немного подозрителен и напряжен,
ведь я не знаю про пакистанцев вообще ничего. Я не смотрю телевизор и не читаю газет: я даже не в курсе черного пиара -
почему Бен Ладен ассоциируется с Паком? Вроде он родился в Йемене, а живет в Афгане...
Случилось так, что когда я первый и последний раз пересек озеро, это было только на второй день моего пребывания в Паке, все люди из
нашей лодки оказались в одном автобусе, кто-то выходил раньше, но большинство ехало в Гилгит. Мне нужно было в Минапин,
что в полутора часах дороги от Алиабада, он находится не на KKH, а в стороне, и нет населенных пунктов рядом с самой
развилкой на Минапин. Автобус делает остановку в Алиабаде на перекус и туалет, ведь до Гилгита еще 5 часов дороги.
Озадачиваю народ из автобуса - где мне лучше выйти, чтобы беспроблемнее добраться до Минапина? Уже 5 вечера, и хотелось бы
добраться туда засветло. Собирается совещание: в ходе прений мнения разделились, но рекомендуют брать тачку прямо отсюда -
я могу доехать на этом же автобусе и до развилки на Минапин, но будет уже темень, и нет рядом никаких населенных пунктов,
так что неважно, сколько я готов заплатить за такси, у меня не будет шансов его поймать. Всем автобусом ловим тачку и
торгуемся с таксистом, который не говорит по-английски. Обнимаемся и пишем мейлы на обрывках газет - будешь в Гилгите,
не проходи мимо.
Мне очень понравился участок KKH в районе Бишама - Indus Kohistan, там уже нет заснеженных гор, но очень крутое ущелье с
рисовыми террасами по всей вертикали и настоящей бурной горной рекой. Вот где стоит подольше зависнуть в следующий раз.
Не буду бросать монетку, я и так все знаю.
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830160/xlarge/89592139.jpg
Скрытый текстhttp://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830160/xlarge/89592149.jpg
http://nepal08.users.photofile.ru/photo/nepal08/3830160/xlarge/89592121.jpg
x
Клетчатый флаг. Я в Пинди. Итого в дороге 28 часов, из Гилгита выехали в пять вечера, приехали в Пинди в 9 вечера
следующего дня.
Трудно описать восторг, который я испытываю, невозможно усидеть на месте, хочется прыгать и орать. Конечно, велик соблазн
посмотреть только часть KKH, захватив самые сливки от Хунзы до Диамира (Нанга-Парбат), но нужно обязательно делать
фулл-трип. Перед моими глазами проплывает весь мой путь: среднеазиатский Кашгар, Памирское плато: Мустаг-Ата и Каракул лейк,
ощущения на краю света в Ташкургане, мандраж и тихая паника с пересечением границы и получением визы, заснеженный
Хунджераб Пасс, Гулмит и лодочная экскурсия вдоль искусственного озера, мой первый гималайский трек и первый увиденный
вблизи восьмитысячник, киллер-маунтн Нанга-Парбат, ночевка в палатке на 3 200 и огромный черно-белый ледник между Дираном и Ракапоши,
Хунза: заточение и побег из Шангри-Лы, долгая и сложная дорога на юг, с захватывающими видами, порой казалось,
что автобус уже летит в километровую пропасть, шикарные панорамы Кохистана. Мне нужно время, сейчас кажется, что я за 2
недели прожил целую жизнь.
Кашмир позади, я в Пенджабе, исчезла магия, Пинди опускает на землю своей индусской жестью, похоже на Дели. Вкус специй в воздухе,
если у машины не работает звуковой сигнал - значит, ее нельзя эксплуатировать... Продвигаться дальше на юг
совсем не хочется.
Селюсь в первый попавшийся отель, убиваю следующий день в 40-градусной жаре, попутно осматривая достопримечательности.
Вечером дую в аэропорт. Случайно встречаю русскую
парочку с ребенком, по крайней мере, к чемоданам скотчем прилеплен файл: <Марина Смирнова, Москва>. Все, приехали.