В последнее воскресенье июля в России отмечался День Военно-морского флота страны. Одним из главных мест проведения торжеств был и остается город русской Славы - Севастополь. В те дни на центральных трибунах военно-морского парада можно было увидеть и спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова, и мэра Москвы Юрия Лужкова, и первого замминистра обороны РФ Владимира Поповкина, и, конечно, главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого. С главкомом ВМФ России удалось побеседовать нашему специальному корреспонденту Сергею Сафронову.
- Владимир Сергеевич, мы находимся в Севастополе, поэтому первый вопрос касается перевооружения Черноморского флота.
- Я уже отвечал Вашему агентству на этот вопрос и могу лишь подтвердить, что до 2020 года Черноморский флот пополнится 15 новыми надводными кораблями, а именно фрегатами, и дизельными подводными лодками в соотношении 60 на 30. Но могу уточнить. Уже в этом году будут на "Янтаре" в Калининграде будут заложены три фрегата проекта 1135(б) и уже на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге заложены три подводные лодки проекта 636 специально для Черноморского флота.
- Как глобальное налаживание сотрудничества России с США и НАТО проявляется на море?
- Мы полностью восстанавливаем сотрудничество с НАТО, причем именно в тех областях деятельности, которые для нас предпочтительней и где мы находим полное взаимопонимание. Это, прежде всего, борьба с наркотрафиком, учения по проведению поисково-спасательных операций на море и конечно важнейшая сейчас тема - борьба с пиратством в районе Африканского Рога.
Одним словом, сотрудничество идет по всем без исключения позициям на всех морях и океанах. Причем это касается не только проведения учений или заходов кораблей в иностранные порты - это глобальный обмен информацией, обеспечение логистики, право упрощенного захода в иностранные порты.
Очень важным, конечно же, является и взаимная готовность сторон в любой момент в случае возникновения нештатной ситуации на море придти на помощь друг другу. Любой спасатель НАТО может, условно говоря, вывести наш экипаж из аварийной подлодки и, наоборот, такую помощь можем оказать мы. В прошлом году наш спасательный аппарат садился на английскую, польскую, немецкую подлодки. Ведь у нас одни стандарты: диаметр аварийного люка на подводных лодках и у нас, и у них 85 сантиметров, даже торпедные аппараты, через которые могут при необходимости покидать лодку подводники, и те одного калибра - 21 дюйм или 533 миллиметра.
- Когда в 2008 году начиналась антипиратская операция в Аденском заливе, много говорилось о возможности базирования наших кораблей за рубежом. Эта тема еще актуальна?
- Тема базирования за рубежом актуальна. Для нас хорошо, когда есть возможность базирования за рубежом, но делать это надо постепенно, с учетом возможностей страны. Первый шаг в этом направлении - это система упрощенных заходов в иностранные порты. Многие государства мира на это идут. Мы будем этим пользоваться. Речь, прежде всего, идет о тех странах, которые обладают хорошей инфраструктурой. У них портовая зона располагается вблизи районов, где оперативно присутствуют корабли ВМФ РФ. Например, если это зона восточного Средиземноморья и Черного моря , то это Турция и Греция. Причем и те другие открывают нам такие возможности. Кроме того, сейчас значительно улучшились отношения с Италией, а это уже западное Средиземноморье.
- А какие плану у командования ВМФ России в отношения пункта базирования российских кораблей в сирийском порту Тартус?
- База в Тартусе будет однозначно развиваться. Она будет развиваться и по вопросу базировании в ней тяжелых кораблей. Первый этап - 2012 год. Это обеспечение минимально необходимых мероприятий, связанных с базированием тяжелых кораблей - от крейсера и выше.
- Насколько актуально для России использование авиационного тренажерного комплекса НИТКА на Украине? Была информация о начале строительства российского аналога в Ейске…
- Наша НИТКА будет построена к концу 2012 году. К этому времени там будет выполнен первый этап работ. Это реконструкция взлетно-посадочных полос, создание учебного центра для подготовки авиации, причем не только палубной. Там сих пор в рабочем состоянии две полосы, в советские времена там ведь находилось крупнейшее летное училище. Причем обе полосы имеют длину 2,5 тысячи метров.
А почему летаем до сих пор на Украину, да потому что в Ейске нет тормозных машин - их нужно туда поставить. А Пролетарский завод заканчивает их производство только к концу 2011 года. Поэтому и летам в Крым.
Но наши украинские партнеры должны тоже понимать, что и они должны вложиться в модернизацию своего тренажера в Саках. Мы летаем два месяца, совершаем 10-16 летных смен - вот за это мы и платим, а за остальное нет. У них другая была позиция, но сейчас мы разговариваем на эту тему.
Я точно могу сказать, что к концу 2012 у России будет своя НИТКА, чтобы готовить и другую авиацию - базовую патрульную, противолодочную, палубную. Это на первом этапе. Полностью весь комплекс будет построен и введен в эксплуатацию до 2020 года.
- В связи с темой "Мистраля" в России совсем забыли про планы командования ВМФ построить авианосец…
- Тема строительства авианосца остается, поручение руководства страны никто не отменял. Но мое убеждение, что строительство авианосного комплекса надо вести вне гособоронзаказа. Должна быть отдельная госпрограмма. Пока такой программы нет. Есть только подходы. Но подчеркну, что никто эти вопросы не снимал. Опытно-конструкторские работы ведутся. К концу 2010 года технический проект корабля будет готов с основными ТТХ. Невское ПКБ выиграло работу над проектом, но не справилось. Поэтому сегодня проект делают несколько организаций, в том числе Невское ПКБ, Северное ПКБ. Планируется, что к 2020 году первый авианосец для ВМФ РФ будет построен.
- … А что-то можно сказать уже сейчас по новому облику корабля? Например, его водоизмещение?
- Водоизмещение пока не определено. Я сказал конструкторам, что необходимо построить корабль под выполнение конкретных задач. Если они смогут его засунуть в спичечный коробок, то пожалуйста. Если получится такой же, как у американцев водоизмещением более 100 тысяч тонн, то обоснуйте. Я вообще стараюсь уйти от характеристик. В качестве требований я, например, сказал, что авианосный комплекс должен обеспечить противовоздушную оборону разнородных группировок, даже межвидовых группировок, в одной оперативной зоне за пределами досягаемости береговых средств ПВО с вероятности не менее 0,8, а также для поддержания оперативного режима в мирное время и для завоевания господства в воздухе в данном районе в военное время.
Что же касается причин, по которым необходимо иметь в составе ВМФ России корабли такого класса, то здесь могу ответить так: Если на севере мы не будем иметь авианосец, то боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота в тех районах будет сведена к нулю уже на второе сутки, потому что основной противник лодок, это авиация.
- А какова ситуация в покупкой "Мистраля" на сегодняшний день?
- Идут переговоры. Но могу ответить так: На проводимую в октябре этого года в Париже военно-морскую выставку "Евронаваль" я хочу поехать с чем-то, то есть с подготовленным контрактом по "Мистралю".
Если мы не получим на основании "Мистраля" технологии современного боевого кораблестроения, то мы сильно отстанем по скорости и темпах строительства подобных кораблей. А "Мистраль" нам может сильно помочь.
x