| Ссылка на данную тему выложена в Рубрикатор ФФ1 (Р) в котором мы, для Вашего удобства, постарались отразить ссылки на все часто используемые темы. |
Датчик концентрации кислорода
В современных автомобильных двигателях, снабженных системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, необходимо точно контролировать состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси) и поддерживать коэффициент избытка воздуха на постоянном уровне (а=1), чем обеспечиваются экономия топлива и уменьшение содержания токсичных веществ в выхлопе. Для этого применяются датчики концентрации кислорода (ДКК), устанавливаемые в системе отвода выхлопных газов вырабатывающие сигнал зависящий от концентрации кислорода в выхлопе. При изменении концентрации кислорода в отработавших газах ДКК формирует выходное напряжение, которое изменяется приблизительно от 0, 1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь), до 0, 9 В (при низком содержании кислорода — богатая смесь). Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 300°С. Поэтому для быстрого прогрева датчика после пуска двигателя, в него встроен нагревательный элемент. Сигнал от ДКК используется в ЭБУ двигателя для коррекции длительности открытого состояния форсунок и поддержания, тем самым, стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то в ЭБУ-Д вырабатывается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — дается команда на обеднение смеси.
В основном используются циркониевые и титановые датчики концентрации кислорода, работа которых основывается на том факте, что их выходное напряжение остается постоянно (равным 0, 45 В при а=1), но может изменяться скачком от 0, 1 В до 0, 9 В при изменении коэффициента избытка воздуха в диапазоне ос=0, 99...1, 1 при переходе через значение а=1.
Имеется несколько разновидностей датчиков концентрации кислорода:
• Датчик с одним потенциальным выводом и заземляемым корпусом. От потенциального вывода сигнал поступает в ЭБУ-Д. В качестве второго сигнального провода используется масса автомобиля.
• Датчик с двумя потенциальными выводами. Здесь измерительная цепь датчика не связана с массой, а используется второй провод.
• Датчик с тремя выводами, на одном из которых — измерительный сигнал, два провода — для питания электронагревателя датчика. В качестве измерительной земли используется масса автомобиля.
• Датчик с четырьмя выводами. Здесь и нагреватель и датчик изолированы от массы.
Диагностика датчика кислорода с помощью сканера
Процедура диагностики следующая:
• Подключить сканер к диагностическому разъему автомобиля.
• В режиме холостого хода хорошо прогреть двигатель и датчик концентрации кислорода, затем под¬нять обороты до 2500 об/ мин.
• Убедиться, что система управления двигателем работает в замкнутом режиме.
• Установить на сканере режим записи параметров ДКК и произвести запись.
• Просмотреть запись и определить параметры выходного сигнала датчика кислорода.
• При исправности системы подачи топлива и датчика ДКК, амплитуда сигнала должна равномерно колебаться с частотой 3-10 Гц (чем выше частота, тем надежнее работает система), при постоянной частоте вращения коленвала двигателя (w=40..42 Гц). Нижний уровень сигнала должен находиться в диапазоне 0, 1-0, 3 В, верхний — между уровнями 0, 6-0, 9 В. Фронты сигнала крутые.
Диагностика датчика кислорода с помощью мультиметра
Используется цифровой мультиметр (лучше автомобильный) в режиме измерения постоянного напряжения с высоким входным сопротивлением. Подключение мультиметра к датчику кислорода показано на рис. 4.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Двигатель прогревают, система управления должна работать в замкнутом режиме, мультиметр покажет среднее значение напряжения на выходе датчика:
• если датчик не реагирует на изменяющуюся концентрацию кислорода в выхлопных газах, на его выходе будет постоянное напряжение примерно 450 мВ. Однако вывод о неисправности датчика делать преждевременно, так как исправный датчик с симметричным выходным сигналом даст выходной сигнал со средним значением напряжения 450-500 мВ;
• показания более 550 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика высокое, т.е. топливная система подает в двигатель богатую смесь, или датчик закоксован;
• показания менее 350 мВ означают, что большую часть времени напряжение на выходе датчика низкое, т.е. топливная система подает в двигатель бедную смесь. Возможна утечка разрежения во впускном коллекторе или ограничена подача топлива через засорившиеся фильтр или форсунку. Если используемый мультиметр поддерживает режим определения максимального и минимального значения сигнала, результат будет более информативен (табл. 2).
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Проверка датчика кислорода с помощью осциллографа
Осциллограф является удобным средством для проверки датчика кислорода. Прибор подключается к выходу датчика, двигатель прогревается, система управления должна работать в замкнутом режиме. Осциллограмма для случая полной исправности датчика ДКК показана на рис. 5: колебания равномерные, максимальное напряжение больше 800 мВ, минимальное — меньше 200 мВ, частота 0, 5-10 Гц, фронты крутые.
На рис. 6 представлены осциллограммы выходного сигнала датчика кислорода при ускорении и торможении автомобиля на испытательном тормозном стенде. Топливная смесь соответственно обогащается или обедняется.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
По осциллограмме выходного сигнала датчика кислорода можно проверить правильность работы системы управления двигателем в замкнутом режиме. Двигатель должен быть прогрет. Наблюдая за экраном осциллографа следует подать немного пропана из баллона в воздухозаборник двигателя. Датчик отреагирует на обогащение смеси: осциллограмма сначала будет такой как показано на рис. 7, затем ЭБУ-Д уменьшит подачу топлива и снова установятся колебания, как на рис. 5. После прекращения подачи пропана, сначала осциллограмма будет, как на рис. 8, затем восстановится рабочий режим (рис. 5).
В соответствии с требованиями стандарта ОВD-2 система управления двигателем с двумя датчиками кислорода контролирует исправность каталитического нейтрализатора. Для этого используется второй датчик кислорода на его выходе. На рис. 9 показаны осциллограммы выходных напряжений датчиков кислорода на входе и выходе каталитического нейтрализатора.
Диагностика проверка датчиков электронной системы управления двигателем
Неисправности, приводящие к неверным показаниям датчика кислорода
Напомним, что датчик кислорода реагирует на порционное давление кислорода в выхлопном газе, а не на наличие топлива. Поэтому, в некоторых случаях датчик кислорода ложно индицирует либо бедную, либо богатую смесь.
• При пропуске зажигания (например, неисправна или закоксована свеча), не вступивший в реакцию горения кислород поступает из цилиндра в выпускной коллектор, где датчик кислорода ложно регистрирует обеднение топливовоздушной смеси.
• При негерметичности выпускного коллектора датчик кислорода будет реагировать на кислород воздуха поступающего извне.
В любых случаях электронный блок управления двигателем реагирует на ложное обеднение ТВ-смеси как на истинное и автоматически увеличивает подачу топлива в цилиндры. Это приводит к забрызгиванию свечей зажигания, к пропускам воспламенения и к значительному перерасходу топлива.
Датчик кислорода выдает ложный сигнал об обогащении ТВ-смеси, если имеет место «отравление» датчика. Отравление наступает при появлении некоторых веществ в выпускном коллекторе, что вызывает изменение статических характеристик датчика кислорода и постепенный выход его из строя. Чаще всего отравителями являются свинец (Pb) из этилированного бензина или кремний (Si) из силиконовых герметиков (рис. 10).
Ложное обогащение может иметь место и при неисправности перепускного клапана в системе рециркуляции выхлопных газов от электрических наводок со стороны близкорасположенного высоковольтного провода системы зажигания, а также при плохом заземлении датчика кислорода.
Внешний осмотр датчика кислорода
Неисправный датчик кислорода ремонту не подлежит и требует замены, но перед заменой целесообразно внимательно осмотреть снятый датчик. Это поможет выяснить причину из-за которой датчик вышел из строя. В противном случае новый датчик прослужит недолго.
Черная сажа на датчике обычно образуется при работе на богатой ТВ-смеси.
Отложение на датчике белого (как мел) порошка бывает при «отравлении» датчика кремнием, например, если при ремонте двигателя был неправильно применен силиконовый герметик. Наличие белого песка на датчике означает его отравление антифризом из системы охлаждения. Датчик в этом случае может быть и зеленого цвета, при этом, скорее всего, дефектны головка цилиндров или прокладка головки. Темно-коричневые отложения на датчике свидетельствует, что в выхлопных газах слишком много масла (неисправна система вентиляции картера, изношены уплотнительные кольца поршней и т.д.).
| Инструкция по проверке Датчика кислорода: http://www.kakprosto.ru/kak-23931-kak-proverit-lyambda-zondИнструкция1. Проверьте главные параметры двигателя согласно инструкции производителя. Проверьте целостность электрических цепей, опережение зажигания, напряжение в бортовой сети, отсутствие внешних механических повреждений и работу системы впрыска. 2. Увеличьте содержание бензина в смеси. Для этого отсоедините датчик кислорода от колодки и подключите его к вольтметру. Увеличьте обороты двигателя до 2500. Увеличьте искусственно долю бензина в горючей смеси, воспользовавшись устройством для обогащения горючей смеси. Добейтесь снижения оборотов двигателя на 200 об/мин. Если автомобиль с электронным впрыском, можно вытащить, а потом вставить, вакуумную трубку из регулятора давления топлива в магистрали. Если вольтметр практически сразу покажет напряжение 0.9 В, то значит датчик кислорода работает правильно. Если вольтметр реагирует медленно, а также если уровень сигнала показывает 0.8 В, значит датчик подлежит замене. 3. Сделайте тест на бедную смесь. Для этого надо сымитируйте подсос воздуха. Например, через вакуумную трубку. Датчик правильно настроен, если показания вольтметра менее чем за 1 сек. упадут ниже 0.2 В. Подлежит замене, если скорость изменения сигнала довольно низкая или же его уровень остается выше 0.2 В. 4. Сделайте тест динамических режимов. Для этого нужно подсоединить кислородный датчик к разъему системы впрыска. Параллельно разъему подсоедините вольтметр. Восстановите обычную работу системы впрыска. Обороты двигателя установите в пределах 1500. Показания вольтметра должны находиться в пределах 0.5 В. В противном случае датчик кислорода замените. x |
Kolyason похоже что не так... На вид одинаковые, а на деле нет...
Господа,напишите пожалуйста номерок универсальной лямбды NTK(NGK).
pos я заказал NGK OZA624-E4... К концу недели посмотрю что это, но думаю от оригинала не отличается...
Slasher
Большое спасибо.
Как пришлют,отпишись пожалуйста,что за "зверь" (если сможешь,выложи фото)
pos Хорошо постараюсь сфотать мой старый оригинал, который тоже NTK, и новую лямбду. Судя по фотографии на сайте NGK, то один в один...
Slasher
Буду ждать,а то тоже задумался о замене лямды,но с нашими продавцами нужно знать наверняка,что заказывать.
Slasherи больше всего интересует какая там фишка..потому что резать провода желания нет никакого
Slasher
2 March 2010
Kolyason фишки там нету. Это лямбда универсальная. Там в комплекте термоусадочные трубки, соединительные контакты. И инструкция по соединению...
Лямбда с фишкой от форда будет стоить минимум в 2-2,5 раза больше
pentakl
2 March 2010
А кто что думает вот о этой лямде?
Ещё кто будет менять сам лямду, то советую купить сей девайс, очень удобно.
2pentakl
как что думаем? какой хоть код запчасти?
Pierre
3 March 2010
1
pentakl
не обязательно брать сей девайс
есть специальный ключ накидной с прорезью
а по горячему обычно все выкручивается без проблем чуть-ли не вручную
вообще все замуты с лямбдами это излишки
все они работают одинаково разница только в сопротивлении нагревательного элемента
так что выбираем себе любую лямбду от любой тачки подходящуюю по сопротивлению и цене
езжу с лямбдой от таза 2 года
пока ноу проблем тьфу тьфу тьфу
вешал сам никаких проблем
скоро поменяю и вторую а то джекичан достал гореть, но лень как известно страшный зверь
если кого интересует могу подсказать спецов по лямдам/катализаторам
у меня много друзей у них делали все довольны
На фотку форловская лямда F5AZ-9G444-A Купил её за 1000р
pentakl по наконечнику видно что фордовская. А хвостик не коротковат?
Slasher
Чуть короче, но некретично, всё дотякивается.Даже фишка подходит, если напрявляющие срезать.
pentakl
ну и как в работе?расход упал?
pentakl:
|
А кто что думает вот о этой лямде?
|
Это оригинальная лямбда для фокуса? Сопротивлении нагревательного элемента такое же как у фокуса? Просто меня смутила цена: стоит она дешевле чем бош и NGK
а на самой лямбде где-нибудь написано про её сопротивление??
pentakl
3 March 2010
3
KolyasonЯ её ещё неставил. Я на старой лямде контакты почистил и расход упал до 14.3 был 18 , но всёравно они в какомто белом налёте, может вд-40 брызнуть?
На фотку виден налёт, на клей какойто похож.
MATOLAДа оригинал, сам поэтому и купил
Насчёт сопротивления думаю что 10 как и должно быть, подбирал неориган к соему двигателю, а в заменителях засёк эту лямду.
Читая тему в разделе фф2 про лямду, понял что с синий фишкой это типо 2я лямда, тама пишут что они взаимозаменяемы.
pentaklу меня тоже контакты были в белом налёте..чистил,расход падал до 8,5,но на следующий день опять та же история
Kolyason
А замена помогла?
pentakl
так в том то и дело что пока никак не решусь поменять,вторую неделю думаю что взять,с одной стороны не хочется резать провода,с другой не охото отваливать 2600 за датчик,который не известно как поможет...и поможет ли вообще
у меня кстати те же контакты были в белой фигне
Вот что пишет умный источник по поводу белого налета - Высокий уровень осаждения белого или серого цвета
указывает на использование присадок к топливу или на
сгорание масла в двигателе. Определенные составные
части в присадках к топливу и в масле загрязняют элемент
датчика. Необходимо устранить причину загрязнения и
заменить датчик.
zahar68
так я понимаю сам бы датчик был в белом или сером налёте,но тут контакты фишки,которые грубо говоря изолированы от всего,непонятно:blink:
PierreВ экзисте последний купил, севодня думаю поставить, а то расход по карману бьёт
zahar68 я когда свой разъеденил, обратил внимание на это вот белое. И оказалось, что это что то типа смазки (может какая нибудь электропроводимая смазка для защиты от воды)
Slasherтогда почему же эта смазка тока на контактах подогрева??
Kolyason не могу знать, просто описал то что видел... В субботу поеду заберу лямбду NGK. Буду ставить её. Перед заменой думаю заехать к товарищу проверить CO и CH, до замены и после...
Slasher
у меня хоть по бортовику расход был 13 литров,но выхлоп был в полной норме
Вот они красавицы мои! Слева Bosch от 10-ки который стоял (Он евро 3 диагностический)
Это сравнение черноты боша (который не правильно работал судя по наконечнику), и оригинала который стоял до него и прошел 75000 км.
Это бош поближе! Не покупайте такой! Черный наконечник.
А это два датчика NTK. Один из них новый универсальный, второй старый оригинал. Очень похожи. Но новый NTK поминиатюрнее.
Это новый NTK. Старая фишка. И пакетик из набора. Там значит, 4 обжимных контакта, 4 термоусадочных трубки, 8 шт уплотнений от воды. И 2 шт хомутов.
Так же я замерил сопротивление подогрева у всех лямбд. У боша 2,8 Ома. У оригинала 6,8 Ома. У нового датчика почти 6 Ом. Так что покупайте лучше этот универсальный, он ближе всего к оригиналу!
PS NTK OZA624-E4