ПДД на Шри-Ланке как таковых не существует, а если и существуют, то весьма условные. Как правило, дорожное движение организуется само по себе и лишь изредка подвергается вмешательству светофоров, коих даже в столице Коломбо всего штук 10, а также редких регулировщиков, действующих на самых нагруженных перекрёстках. В силу этого считается хорошим тоном непрерывно сигналить друг другу по всякому поводу. Не сигналят, похоже, только понравившимся девушкам, идущим вдоль дороги, ибо это порицается общественной моралью.
Скорость движения выбирается самими участниками исходя из типа транспортного средства, качества покрытия и еще чёрт знает чего, но, как правило, она небольшая, где-то 70 км/ч – верхняя планка. Дорожных знаков я особо не наблюдал, за исключением «Пешеходный переход». Разметка изредка присутствует и наш водитель даже был один раз оштрафован за обгон с пересечением сплошной. Штраф был по нашим понятиям был каким-то смехотворным.
Вообще обгоны там – тема, заслуживающая отдельного рассмотрения. Тройной – частое явление, а бывает еще и четверной аж по встречной обочине. Иногда встречные разъезжаются буквально в сантиметре друг от друга с суммарной скоростью под 100. Но водители очень хорошо чувствуют габариты своих авто, а видя, что кто-то не успевает завершить обгон, заблаговременно притормаживают и уходят на обочину. Т.е. обгоняющий уверен, что у него преимущество и его пропустят есичо.
Особо лихие ланкийские парни работают водителями общественных автобусов. Как я понял, профессия возить людей весьма почётна и уважаема на Шри-Ланке, поэтому они позволяют себе вещи, за которые в России принято учить. Выглядит это примерно так. Автобус начинаешь слышать уже издалека по рёву и сигналам. Вот он приближается, буквально «расталкивая» всех на своём пути. Садится на хвост сантиметрах в 10 и начинает истошно сигналить. При этом он виляет из стороны в сторону, демонстрируя своё желание тебя обогнать то справа, то слева. Далее на встречной образуется окно метров в 50. Он решительно бросается туда, не успевает, конечно, и заставляет тебя и встречного тормозить и уходить на обочину. Вокруг поднимается гвалт разнокалиберных сигналов, однако, если посмотреть в этот момент на лица водителей, то они не выражают каких-либо негативных эмоций, т.е. все в порядке вещей, все под контролем.
Тук-туки и мотоциклисты – вообще камикадзе, они готовы влезть в любую щель, между грузовиками, автобусами и чёрти куда еще. Пешеходы на наличие движения не обращают внимания, идут себе по краю дороги, наверное, руководствуясь принципом «не трамвай, объедет».
Какой-то дорожный рабочий неспешно ковырялся на прямо посередине дороги, ничем себя не обозначив. Вокруг снуют автобусы и грузовики, чуть ли не цепляя его, а ему хоть бы что.
И что удивительно, не смотря на весь этот хаос, аварий, а тем более человеческих жертв практически не бывает. За четыре дня передвижений по острову видел только даже не сбитого, а поваленного легковушкой мотоциклиста. На это посмотреть сбежалась чуть ли не вся ближайшая деревня. Наш водитель чиркнул автобус. У нас фара под замену, крыло на рихтовку. У того вообще царапины. Пожестикулировали, поболтали да и разбежались через 3 минуты.
Однажды встречный водитель моргнул нам дальним светом. Я спросил у гида, что он сейчас сделал. На что гид мне ответил, что тот предупреждал о полицейской засаде. И я разрыдался от переполнившего меня чувства водительской солидарности.
В общем на первое время избыток адреналина обеспечен, потом привыкаешь и кажется, что уже сам способен сесть за руль.
x