День 1 15 сентября, суббота
В 10 утра, загрузившись в машину, выдвигаемся в сторону Московского шоссе. Быстро выбравшись из города, до Ленсоветовского стоим в пробке, потеряв чуть больше получаса, и лишь в 11:10 проезжаем отворот на Колпино. Далее движение хоть и интенсивное, но 100-120 держать удается.
М10 в нормальном состоянии, если не считать участка около Новгорода - сплошные строительные работы, длинная вереница машин, скорость 40-60. Лишь после моста через Мсту начинается нормальная трасса. Поскольку в первые дни нам предстоит проехать достаточно "глухие" места, решаем дозаправиться и в 15:15 заезжаем на Лукойл в Еськах.
Первая достаточно большая остановка - в Вышнем Волочке. После 10-минутной прогулки по центру выезжаем по указателю "Бежецк". На удивление, дорога ровная, без выбоин да и движение по сравнению с М10 можно сказать отсутствует. Держим 110-120. Дорога очень живописная, петляет среди лесов и полей и красиво подсвечивается склоняющимся к закату солнцем. Проезжаем ряд деревенек и примерно в 17:00 проезжаем Кузнецово, где нам очень понравилось главное здание местного совхоза, богато украшенное чем-то типа барельефов с советской символикой (вожди революции, серпы-молоты и счастливая молодежь - выглядит прикольно). Спустя пару минут проезжаем деревеньку Лугинино, где справа от дороги распологается нечто покосившееся и заброшенное - чтото типа бывшей деревянной часовенки.
В Максатиховском районе дорога становится еще лучше - мчим по свежеуложенному асфальту.
Примерно в 17:20 останавливаемся в Каменке. Большая неопознанная церковь в разрушенном виде, внутри все обвалившееся, в целом ничего интресного собой не представляет. Никаких табличек не наблюдается, да и в инете никакой информации про нее найти не удалось.
Едем дальше и в 17:55 въезжаем в Максатиху. У монумента ВОВ сворачиваем в город и на пару минут останавливаемся на центральной площади. Городок достаточно большой, а в центральной части весьма живописен и интересен. Очень понравился магазин (автозапчасти\телефония), украшенный резьбой и двухэтажное здание администрации.
Возвращаемся на шоссе той же дорогой и в 18:45 останавливаемся в Княжихе у полуразрушенной церкви Троицы Живоначальной. Величественная колокольня виднеется издалека, а сама церковь носит следы реставрационных работ - главка и крыша покрашены, остальное ждет своей очереди.
В 19:15, свернув с основной дороги, въезжаем в Константиново. Величественная Спасская церковь начала XIX века возвышается на холме в центре села. В эпоху развитого социализма она была приобщена к нуждам трудящихся и перестроена в, если мы правильно поняли, пожарную часть. По крайней мере на стене висят агитационные плакаты, предостерегающие от неосторожного пользования пожароопасными предметами. Теперь огромный куб с пятью главками окружен огроменным деревянным сараем с несколькими воротами. Тем не менее, подсвеченная уже заходящим солнцем церковь неплохо смотрится и производит благоприятное впечатление а пристройки даже и не портят церквушку, придавая ей необычности.
Двигаясь далее в сторону Бежецка, видим указатель на церкви в деревеньке Еськи. Вообще-то изначально Еськи находились в стороне от нашего маршрута, да и солнышко уже почти совсем село. Тем не менее решаем: надо ехать. Дорога – что-то типа грейдера, в клубах пылищи наша накануне помытая машина бомбардируется вылетающими из-под колес камнями, периодически проваливаясь на ухабах. Дорога петляет среди нескольких деревенек, становясь по мере движения все хуже и хуже. Проезжаем деревню Закрупье. По данным карт генштаба в ней расположена церквушка. Свернув на перекрестке на ухабистую кривую грунтовку, через пару сотен метров прибываем к кладбищу. Смеркается, окружающие избы не освещены. Зато имеется сама церковь - точнее то, что от нее осталось: деревянная сараеподобная развалина.
В 20:05 подъезжаем к Еськам. Слева от дороги на кладбище очередная церковь - на этот раз каменная. Владимирская церковь середины XIXв достаточно большая, красивая, напоминает чем-то храмы Новгорода. К сожалению, она окружена разросшимися деревьями - фактически лесом, что мешает осмотру, а все входы\выходы заколочены. Кстати, на генштабовских километровках она почему-то не указана, хотя кладбище на них отмечено.
В самих Еськах другая, не менее грандиозная руина церкви Богоявления. В уже почти наступившей темноте фотографируем со штативов. Местный житель (вообще-то москвич, купивший здесь дом и отдыхающий в летнее время) принимает нас за реставраторов с теодолитами. Приходится его разочаровать: реставрации, по крайней мере с нашей стороны, не предвидится. По местной легенде, церковь была построена в XIXвеке местным купцом, отыскавшем клад времен татаро-монгольского ига. На эти-то деньги и был храм построен. А примерно год назад в местные земли приезжал батюшка, службы проводить. Вот только пока сия затея успехом не увенчалась. Местное население предпочитает пить водку, а не молитвы творить, так что и расписание последующих богослужений на сей момент неопределенное: батюшку такое отношение покоробило и уехал он к более покладистым прихожанам. Нам тоже пора ехать дальше, и, попрощавшись с местно-московским жителем, возвращаемся к машине.
[прим. штурмана: Со слов местного-москвича в церкви сохранились фрески. Одна из церквей богоявленская, вторую забыла.. Сразу записывать нужно.]
Выбираемся на шоссе и двигаем в сторону Бежецка. Тут-то и заканчивается хорошая дорога: вначале идут участки локального ремонта, а в самом городе сплошные ямы\ухабы. Переехав мост и сориентировавшись по ЖПСке, в 21:15 паркуемся у гостиницы, завершив самый длинный в нашем путешествии переезд (~600км).
Константиново. Спасская церковь (начало XIX века).