Объезд ремонтируемого участка дороги от Кыштыма до Карабаша, через Слюдорудник. Местами вот такая Ж
Погода, как и ожидали, не подвела. Солнечно и тепло. На въезде в РБ нас встречает четырехлапый охранник
И такие дороги
Рашн хайвейз
Благо, продолжается это недолго, всего 10км. Дальше, от Учалов до Белорецка, вообще замечательная дорога. Немного поплутав в Белорецке узнаем нужную нам дорогу, и вот, через 30км мы на месте. Поселок Тирлян.
Немного историиПоселок Тирлянский возник с началом строительства вспомогательного молотового завода на р. Тирлян в 1801 г.
Основала Тирлянский завод заводчица Дарья Пашкова (Мясникова). На четырех молотах с 1803 г. перековали в железо чугун, доставляемый с Белорецкого завода. На заводе трудились крестьяне села Березовка, расположенной в двух верстах от него. В 1795 г. в селе было 243 двора, где проживало 1125 крестьян (д. 41). В 1866 г. в Тирляне вместе с с. Березовка насчитывалось 1699 мужчин и 1856 женщин, 1520 домов
x
Развалины Белорецкого металлургического завода в Тирляне.
Историческая врезка. Трагедия в Тирляне.7 августа 1994 года, вечером воскресного августовского дня после шедших почти двое суток непрерывных ливневых дождей не выдержала плотина местного водохранилища, принадлежавшего листопрокатному производству Белорецкого металлургического комбината. На низинную часть поселка, где располагались промышленные объекты, станция узкоколейной железной дороги, линии электроснабжения и связи, водопровод и большое количество частных жилых домов, обрушился водяной вал высотой около десяти метров. Тогда за четыре часа на поселок обрушилось более десяти миллионов кубометров воды - два полных объема пруда. Стихия нанесла огромный материальный ущерб и унесла 29 человеческих жизней. Позднее от переохлаждения и других заболеваний, полученных в тот вечер, скончались еще несколько человек.
На помощь пострадавшему Тирляну сразу же пришла вся республика. На следующий день после случившегося на месте трагедии побывал Президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Для оперативного восстановления разрушенной инфраструктуры начал действовать оперативный штаб. В короткий срок все города и районы республики построили в Тирляне два новых микрорайона жилых домов, в которые в канун зимы вселились семьи пострадавших сельчан. Те, кто пожелал покинуть поселок, выбрали себе квартиры в населенных пунктах Башкортостана. Было собрано большое количество денег и вещей для пострадавших. В довольно короткое время удалось восстановить инфраструктуру Тирляна, возобновить работу промышленных предприятий. По инициативе Президента республики было восстановлено местное водохранилище, на котором действует мини-ГЭС. Вырабатываемая ею электроэнергия используется для внутренних нужд объектов водохранилища и освещения прибрежной территории.
Восстановление Тирляна стало тогда одной из основных задач коллективов и руководителей практических всех организаций Белорецка, да и всей республики. Энергетики, коммунальщики, строители, проектировщики, дорожники, представители государственных организаций, медики, работники культуры старались сделать так, чтобы до наступления зимы устранить большую часть последствий того, что натворила вода. Несколько лет спустя, к 250-летию со времени основания Тирляна, была построена и новая плотина пруда, который сегодня вновь радует своей красотой, а также завершилась долгожданная прокладка асфальтированной дороги до Белорецка.
В память о погибших в наводнение 1994 года земляках, тирлянцы на месте трагедии установили памятный знак, на котором высечены имена всех пострадавших. Ежегодно 7 августа здесь проводятся траурный митинг и богослужение. А работники гидрокомплекса на берегу пруда разбили сквер, в котором высадили хвойные деревья и устроили цветник.
За пятнадцать лет после событий 7 августа 1994 года поселок, а ныне село Тирлян залечило большинство нанесенных водой материальных ран. На месте смытых улиц появляются новые строения. Всех погибших в той трагедии будут вспоминать во время панихиды, которую уже по печальной традиции планируется провести на восстановленной плотине у памятного знака с именами и фамилиями тех, кто остался в памяти живым, как в тот далекий августовский вечер 1994 года. Источник:
www.bashinform.rux
Колесо маховика. Размеры и толщина металла внушают.
Начало пути. Стихия Белого Крокодила.
Лёгкая разминка, водные процедуры.
Брод реки Тирлян.
Как он форсирует такие грязевые ванны - непонятно. С диким рёвом и неистовством это огромное чудо японского автопрома кидается на препятствие и проглатывает его, как ни в чем не бывало. Зрелище завораживающее настолько, что я забывал нажимать на кнопку спуска.
Путь к промежуточной точке, кордону Миселя, оказался гораздо сложнее, и дольше (15км), чем было обещано на форумах и отчетах туристов. Ведь почти все из них - пешие, а на джиперских форумах отчеты мы не искали. За что и поплатились
Очередная лужа оказалась "несколько" глубже, чем мы ожидали.
Приплыли
Достали велы, поехали к Миселе за помощью. Проехали всего 800 метров, и навстречу нам попались пешие тру-туристы. Они сказали нам, что в Миселе жыпов нет, и помощи там не найти. Ну что же, возвращаемся в Тирлян, за трактором... Доехали до машины, и Паша решил попробовать таки побуксовать. И о чудо!!! Крокодил, таки, выплыл!
Такие колеса в объявлениях называют жирными?
Где то здесь, на очередном спецучастке, нам на встречу выехали бравые башкирские джиперы на подготовленных Нивах. Показали нам мастер-класс по прохождению глубоких глиняных луж. Рассказали нам, что всю жесть мы уже прошли, дальше до кордона чуть-чуть и после него (5км) жести не будет. Ребята не соврали, джиперы оказались гораздо объективнее пешеходов.
Кордон Миселя сейчас.
Кордон Миселя много лет назад. Тогда это была деревушка на берегу одноименной реки в несколько десятков домов.
После кордона начался ощутимый набор высот. Сменилась почва с глиняной на черноземную, стало более скользко. В итоге доехали мы до очередного подъема, в который машина уже не могла заехать, асфальтовые слики не позволили. В процессе поиска объездного пути почуяли запах костра, решили сходить на разведку. Всего в 200 метрах от нас оказалась стоянка туристов из Магнитогорска. Мы решили оставить машину там, где она и была, а сами взяли вещички и отправились к нашим новым соседям. Они сказали нам, что мы уже у цели, и до Зубчаток от сюда только пешком, 1км очень круто вверх. Обрадовавшись такой новости, ужинаем и валимся спать.
Ночью погода испортилась, почти всю ночь лил дождь, и мы, от мыслей о завтрашней еще более раскисшей дороге, не могли уснуть почти до 4 утра. Проснувшись по будильнику в 7 часов решили, что надо срочно ехать обратно, потому, что непонятно, как скоро мы застрянем, и как далеко идти в Тирлян за трактором, а на работе надо быть утром следующего дня железно. Было очень обидно разворачиваться обратно прямо перед целью, к которой так долго шли.
Здесь самые красивые фотки Зубчаток, которые удалось найти в Интернете. Адрес автора на картинке.
Вот почти такую красоту не удалось увидеть. Ну да ничего, теперь есть еще бОльшее желание вернуться туда. Пока там всё равно нет той золотой осени, что на картинках. Листва еще зеленая.
Обратный путь оказался легче, чем мы себе рисовали. Но чернозем в колеях был скользкий как лёд. Докатились до Мисели, спросили у лесника объезд самых плохих участков впереди, он нам объяснил. И совершенно не соврал, очень помогли его подсказки. Вчерашнюю адскую лужу миновали стороной.
Добрались до лесовозной дороги. Вот такая она после дождя. Подготовленная Нива неудачно скатилась в сторону. Экипаж не стал её вытаскивать вечером, разбили палатки рядом, в лесу.
Машина на ходу по это жиже в постоянном буксе, пониженный ряд в раздатке + заблокированный принудительно задний дифф, в итоге нереальная проходимость и почти полная неуправляемость. Кидает по сторонам просто адски, иногда машина едет в 90-градусном заносе, но едет по дороге, а не мимо неё
Здесь таки сели.
Минут 15 ковыряния лопатой и подкидывания веток под колеса, и эЛька совершает очередное чудо. Мы выбрались из этих дебрей.
Вот так мы провели очередные выходные. Горы нас к себе не пустили, всячески намекая нам по-дороге: "нефиг так легкомысленно соваться в эти места". Мы обязательно сюда вернемся, только более подготовленными.
x