Краткая предыстория.Есть у меня нужда два раза в год в Австрию ездить,вот и подумалось"Может на машине".Мазда 6,2 литра,универсал.Сказано-сделано,австрийская виза была готова,отдал делать словацкую(по карте казалось,что это самая короткая дорога).Начал в инете искать любую инфу о маршруте,максимум что накопал,это поездка в Словакию на лыжах кататься,2003 год.После расчета маршрута,понял,что со Словакией промахнулся-самый длинный маршрут,а самый короткий-через Чехию.Промежуточные варианты предлагали Белоруссию,Польшу,Венгрию,Болгарию,даже через прибалтов короче.Но виза делается только словацкая-значит тому и быть.Кстати она самая простая в получении-транзитная,2 въезда, на 5 дней в стране,в течении 20 дней стоит 52$.Правда и здесь был вариант покороче,через Украину, Польшу,Словакию,но вспомнив польские приключения решил лучше проехать лишние 150 км,чем дважды пересекать польскую границу.В итоге маршрут получился такой:Москва-Орел-Киев-Львов-Малый Березный(граница)-Жилина-Братислава-Вена-Дорнбин(район Баденского озера),итого 2850 км.
В процессе подготовки главной проблемой стала резина(у меня были шипы).В Словакии шипы запрещены,в Австрии с ноября по март разрешены,но с хитрым замечанием по поводу местных властей.В общем начал искать не шипованную б\у.В итоге задушив жабу купил новый Мишлин Х-айс.Поставил Тум-Тум 5(Австрия,Германия,Польша,Чехия,Швейцария),тем самым закрыв проблему ориентирования в Австрии.Остальная часть маршрута особо не беспокоила,поэтому решил,что обойдусь "Атласом автодорог"начала 90-х и маршрутом скачанным из инета(ключевые точки,расчет времени и расстояния).В Ингосе купил гринкарту за 35Евро(немецкая),жизнь застраховал еще раньше(без нее визу не делают).Напоследок купил цепи от Волги-на всякий случай.
Старт намечался на 4 утра 8.12,но с вечера, так толком и не уснув, в 23.48 стартовал из Домодедова.Снегу навалить успело хорошо,поэтому очень скоро 120 превратились в 90,так и шел до Тулы.После Тулы снег перешел в дождь и туман,машин почти не было,но больше 100-120 идти не удавалось.Километров через триста,после двух банок Редбула,почувствовал,что в сон клонит.Выбрал большую освещенную АЗС,залил полный бак и часок поспал.Часам к пяти туман стал такой,что видимость сократилась метров до 20,скорость 70-80,опять остановился поспать.В 7.30 прямо из тумана вылетел на шлагбаум-оказалось граница.Через десять минут был на нейтральной полосе-это песня!Кто видел "Нехотеевку"-тоже,но готовность 50%,ни одного фонаря,стрелки в пустоту,а дальше и это кончилось-уперся в разбитый проселок,где Украина х.з.Стою,машина обгоняет,остановил,спросил,говорит метров 500 вперед едь.Украинцы в своем репертуаре-пересменка,ждать час,может больше,но за 600 рублей попустили и даже сами иммиграционную карту заполнили,чтоб на таможню успел.Таможенники долго осматривали машину,потом вместе искали номер кузова,нашли.В паспорте шлепнули штамп"Транзит",на вопрос:"Через Ужгород?",брякнул-"Да"(ох и аукнулось это в последствии).И вот я на самостийной.Карта и легенда более менее совпадают,так что вперед.Летел быстро,но не долго.Деревня,мент,96км\ч.У них, с неделю, новые радары,вся инфа в конце смены сбрасывается на комп-не обманешь.Пишет протокол,их у него уже целая стопка,сетует как тяжело с новой техникой.Узнав куда я еду,предложил самому в конце смены заплатить в банке штраф-86 гривен,отдал 500 рублей-на том и порешили.Дальше ехал с опаской, особо не нарушая.Дороги на Украине лучше наших,машин меньше.Киев зацепил краем.Везде стоят указатели,надо держаться на Житомир.За Киевом еще раз приняли за скорость,ситуация-под копирку,но в результате 20 гривен и никаких протоколов.Видимо в столице успели приручить буржуйскую технику.Дальше без особых приключений на Львов.Район Ровно,пробег 1280,время 18.00 по Москве,темнеет.Планирую остановиться на ночевку,отели один за одним,но больно охото цифру скруглить,20 км-ерунда.В итоге 160 км ни одного отеля или кемпингана на трассе,доехал до Львова и остановился в первом попавшемся на объездной.190 гривен+10 охраняемая парковка,называется"Викинг",есть термимал для кредиток,но смена не умела им пользоваться.Поужинал-50 гривен(с чаевыми) и спать.
Утром 9.12 в 9.00 по Москве стартую дальше.В принципе по карте на Чоп показана магистраль и с нее можно проселками выйти на нужную мне дорогу,но во первых карта очень приблизительная,а во вторых из инета был скачан кратчайший маршрут(можно было выбрать самый быстрый и др.варианты),а спешить особо было некуда.Поехал по легенде,около 200 км до границы.Дорога стала хуже,в Самборе объезд центра просто яма на яме.Километров за сто поменял рубли в третий раз.С русским здесь совсем тяжело,но как на врага не смотрят,народ вполне приветливый.
Замечание насчет бензина и кредитных карт.Visa на АЗС берут только между Ровно и Львом ,в остальных местах кэш или местные карточки.Чем дальше от Киева,тем курс хуже и берут рубли не везде,на Евро курс тоже плохой,но берут охотно.
Начались предгорья,а потом дорога стала лучше и пошла в гору.Асфальт плавно перешел в лед.Машин нет.На кордоне пограничники записали ФИО и номер машины.Заправиться планировал перед самой границей,бензина как раз хватало,но увидев в какую глушь попал, засомневался-а вдруг их больше не будет.В крохотной деревеньке-АЗС-кирпичная будка и на удивление современные колонки:ДТ,76,95.Страшно,а на резерве на перевал лезть-страшнее.Решил немного залить.Подхожу-все на замке,сажусь в машину ,пьяный мужик бежит-оказалось оператор.На протянутые 100 гривен,сказал,что сдачи нет,но узнав,что на все, оживился.Бензин оказался вполне приличный-повезло.
Дальше только обледенелая дорога в гору,заснеженные елки,хлипкие столбики отделяющие от обрыва,но красиво,не описать.Мишлин показал себя очень прилично,все как и обещали тесты.Поворачиваю за уступ и вот он спуск.Через пару километров добрая душа накидала песку,а еще через пяток обогнал снегоуборочную машину счищавшую грязную кашу(типа московской).Проехал еще два кордона погранцов,на последнем посадил тетушку(у них на 4 дня ж\д закрыли,а автобус раз в день).За разговором с гор спустились в долину.Ровная дорога петляет параллельно речке ,меж гор,на склонах санатории,турбазы советских времен,большинство закрытых.На подьезде к границе цивилизация вернулась-отличная дорога,современные АЗС.За 4 км до границы залил полный бак.Время 12.30 по москве,пробег 1600 км,расход 8,4 л-неплохо.
Граница.Малый Березный является переходом местного значения.Весь транзит идет через Ужгород(50 км),потому впереди оказался пяток машин и погранпереход советских времен-просто и аккуратно.Даю документы таможеннику,он уточняет откуда я еду и предлагает отъехать в сторону для детального осмотра машины.Проверили все,но быстро и корректно,на последок составили протокол и поинтересовались,есть ли у меня претензии к таможне.Подъезжаю к пограничникам,спрашивают:"Транзит?","Да","Мы не можем вас пропустить-в паспорте написано,что вы должны ехать через Ужгород,почему вы здесь?".После первого шока,пытаюсь уговорить пропустить,начинают проверять документы,все какие есть,каждую визу(благо полпаспорта в шенгене),каждый штамп,каждую букву,постоянно задавая вопросы.Через 20 минут пытки ставит штамп.Уф,пронесло!На словацкой таможне опять полный досмотр,долгая проверка документов,но в итоге в 14.00 я в Словакии.Сразу после шлагбаума шит со скоростным режимом:60-90-130 и правилами езды по автобанам.Ехать по моей карте,все равно,что по пачке Беломора-вся Европа на А4,потому ориентируюсь по легенде и решаю купить карту Словакие и пропуск на автобан на ближайшей АЗС.Включаю Тум-Тум,Словакии на нем нет,но показывает точную скорость,а метка движется по серому полю параллельно польской границы-прикольно.Еду по правилам,спешить не куда,планирую ночевать в Братиславе(австрийская виза только с 10.12).В легенде даны действительно ключевые точки,плюс указатели.Про покупку карты вспомнил километров через 150,когда пролетел кусок автобана без пропуска.Заехал на АЗС с магазином-180 крон карта и 160 пропуск на автобан на 7 дней(минимум),клеится на стекло и автоматически считывается радарами.За 160 км до Братиславы начался автобан,круиз на 130 по спутнику и вперед.21.30 по Москве влетаю в Братиславу и поскольку давно не был и темно, пролетаю нужный поворот,делать нечего-еду в Австрию.Словакия входит в ЕС,но не в шенген поэтому на границе только погранцы ,в Австрию документы проверяют австрийцы,в Словакию-словаки.Хотя действие визы начиналось только через 4 часа пропустили без проблем.Пробег 2150 км,средний расход 8,2 л.
Опять информационный щит:50-100-130.Автобаны-7,6Евро на 9 дней,тоже наклейка на стекло,но в другой угол.Тум-Тум работает в полную силу,ищу ближайший отель,проклодываю курс и через 15 минут оформляюсь.В Вене Тум-Тумы стоят от 299(G3),до 699(G7),в чем разница не знаю,экран размером с мой Loox720,горизонтальные,сделаны очень симпатично,сразу с присоской на стекло.В Вене заправился и "помыл машину"на автоматической ВР мойке за 10,9 Евро(с воском и активным шампунем)-лучше б не мыл,хотя,что еще ждать от автомата?.Система такая,на кассе покупаешь карту(от 5,2 до 13,1Евро),загоняешь машину в портал,карту в картоприемник и жмешь кнопку пуск,все.Возможно у нас также,я автоматами не пользуюсь.Два дня потусовавшись в Вене,12.12 в 9.00(по местному, -2ч от Москвы) стартую в Дорнбин с заездом в Зальцбург за настоящим синим "Моцартом".330 км по автобану за 3 часа включая венские пробки и я в Зальцбурге,очень красивый город,потрясающий замок,но я это все уже видел,потому покупаю конфеты,пью кофе и еду дальше.Избыток времени толкает на авантюры.Отъехав километров 30 и поняв,что горы остаются в стороне,решаю исправить эту ошибку.Открываю на навигаторе карту,прикидываю где должны быть горы(к сожалению он не показывает рельеф) и задаю абстрактную точку где-то глубоко в горах.Длина маршрута увеличилась всего на 50 км,это радовало.И вот я забираюсь все глубже и глубже в горы,начинаются альпийские "деревушки",некоторые размером с приличный город.Я никогда не катался на горных лыжах, потому,когда одна из "деревень" встретила меня буйством огней,морем гуляющего народа,подумалось,что оказался на морском курорте,только вместо песка и пальм,елки и снег.Собрался здесь заночевать,но увидев салон Porshe с десятком новеньких машин,решил съэкономить и найти деревеньку попроще.Облом,во всех простых деревеньках отели открываются после 17.12.Пришлось ехать до Дорнбина.Два перевала,с верхних точек открывается прекрасная панорама на города и деревни лежащие внизу-море огней между гор.Да и в виду отсутствия машин, была возможность немного пошустрить на серпантине,благо и резина и "Машка" позволяли.В 19.45 был в отеле.Пробег 2950,расход 8,2л.
Обратный путь планировал пройти за два дня:Дорнбин-Львов(1500) и Львов-Москва(1450).Старт наметил на 4.00 чтоб успеть проскочить Мюнхен до утренних пробок.15.12 успев поспать всего 3 часа,после прощальной пьянки-гулянки,стартую.95%маршрута-автобаны(в том числе немецкие,без ограничения скорости),так что 710 км до Словакии проехал за 7 часов(включая получасовой заезд в Вену и пару ошибок на маршруте).Правда расход вырос опять до 8,4 л.Словакию планировал пройти за 7 часов(560 км).50% магистрали.Обратно ехать по легенде оказалось труднее.По мере приближения к границе, контрольные города становились все меньше и указатели на них отсутствовали.Пару раз сбился,но пригодилась карта.В 18.20 я на границе.Снег начавшийся километров за 50 до нее привратился в метель.Начали представляться разные страшилки по поводу перевала.19.30-граница позади(опять с проблемами-не везет).На вопросы насчет перевала единого мнения нет,кто говорит"Пройдешь",кто"Даже не думай".Но больше 100 км крюка,ночью,без карты вдохновляют еще меньше,решаю идти через перевал.
50 км по предгорьям прошел в полном одиночестве.Дальний свет включить невозможно-сразу "космос" получаешь.Температура -2,поэтому снег достаточно плотный и хорошо укатывается на четвертой удается держать 80 км\ч.Пару раз пришлось оттормозьться-всякие велосипедисты и бабки средь леса в ночи шастают.К первому кордону подъезжал с опаской,что не пропустят,ничуть,сказали,что машины идут.Начинаю подъем,четвертая(благо тяги хоть отбавляй),60,на третьей колеса в букс срывает,успевшие образоваться переметы прохожу ходом-главное не остановиться.Последний поворот на 180 градусов и самый крутой подъем,двигатель не вытягивает,третья,верещит DSC,но машина не останавливается и медленно разгоняясь забирается навех.Все.40 км спуска до Самбора и 89 до Львова.
22.30 выезжаю на объездную вокруг Львова и начинаю поиск отеля.Их полно,но ни рубли,ни кредитные карты нигде не берут,даже в самых крутых по 400 гривен за ночь.Доезжаю до "Викинга",ура,сегодня карты принимают,беру номер,ужинаю,и спать.
Проснулся в 10.30 по Москве.Без особых проблем добрался до первой АЗС принимающей кредитки,дальше чуть-чуть плутанул в Киеве.Бензина хватало в обрез,но на последнем посту перед границей(Глухов,после поворота с черниговской трассы,все указатели на него,в легенде про него ни слова) узнал,что впереди еще 35 км-не доеду.АЗС рядом,берут только гривны,валюта не нужна ни покакому курсу.Гайцы указали на двух тетушек,оказались валютчицы,поменял 50 гривен и довез их до места работы.Опять повезло.21.30-граница. Украинские погранцы докопались до отсутствия иммиграционной карты(в Березном ее просто не дали,все штампы в паспорт ставили),но 500 рублей вопрос закрыли,хотя и испортили настроение.Дальше полет до Москвы.17.12,2.35,5930 км позади,8.4л\100.Мы с "Машкой" дома.