Озадачился выбором моторного масла не с позиции экономичности или экологичности, как дружно зациклились изготовители авомобилей, а с позиции минимизации износа двигателя. Выбираю для двигателя Дюратек (Mazda, Ford), но большинство выводов справедливо и для других изготовителей. (У кого будут далее проблемы с английским, используйте автоматический переводчик веб-страниц
http://www.google.ru/language_tools?hl=ru )
1. Спецификации ACEA A1, A3, A5, C1, C2, C3, C4 до 2007г не выдвигают больших требований к износоустойчивости. К сожалению, действительно очень требовательные спецификации 2008г нашлись только у нескольких масел из нижеприведённых.
2. Последние американские актуальные спецификации на масло API SL и SM, а также японские ILSAC GF-3 и GF-4. Вообще говоря, в новых спецификациях (особенно SM и GF-4) сильно занижены допуски по сере, кальцию, а также фосфору и цинку (а это основной противоизносный компонент ZDDP), но изготовители снимают старые масла с производства и экспериментируют с новыми пакетами присадок на основе бора и алкилированных нафталинов.
http://www.356registry.org/tech/modern_oil_in_the_356.html Содержание фосфора и цинка(обычно в виде ZDDP) у большинства масел SL/GF3 около верхнего предела в 0.13%. (и 0.09% для SM/GF4). Тем не менее, даже максимальный уровень фосфора и цинка может повлиять на обычный (проточный, а не новейший накопительный) катализатор разве что при аварийном жоре масла двигателем. Гораздо сильнее влияет на катализатор сера в бензине при превышении 0.005%(евро4).
3. Малозольная спецификация LOW-SAPS С1 (ей соответствует фордовская WSS-M2C-934A) применительно к Дюратеку пока не представляет большого интереса, так как в угоду сохранности дизельных cажевых фильтров FAP и DPF и новейших накопительных (а не распространённых проточных) катализаторов евро-IV в маслах сильно уменьшили содержание сульфатной золы (до 0.5%), серы (до 0.2%), фосфора (до 0.05%), цинка, частично заместив его бором. Поэтому в среднезольных спецификациях MID-SAPS C2(с HTHS<=3.5) и C3(с HTHS>=3.5) концентрации частично восстановили (золы до 0.8%, серы до 0.3%, фосфора до 0.09%), но кальция всё равно мало(зольность обычных масел до 1.5%), щелочное число TBN всего 5-7, пробег такого масла на обычных (не сверхсовременных) двигателях будет небольшим. Подробнее про C1, C2, C3, C4 здесь:
http://www.bobistheoilguy.com/forums/ubbth...9981#Post809981, а также здесь
http://www.atiel.org/members/pdf_files/ACEA%20Stow.pdf 4. Американские фордовские бензиновые спецификации: WSS-M2C-929A( вязкостей 5W-30 и 0W-30), а также WSS-M2C-930A/925A(вязкостей 5W-20), рассчитаны на 5000миль (8000км) замены, из-за чего TBN (щелочное число) обычно 7-9, тогда как в аналогичных европейских маслах для увеличения сроков замены TBN обычно >= 10.
5. Европейские фордовские бензиновые спецификации: стандартная FORD WSS-M2C913A/B/C (5W-30 и 0W-30) и вольвовская WSS-M2C-920A(для 0W-30), отличаются от американских большей щёлочностью и зольностью, за счёт чего в 2 раза поднимается срок службы масла. Для особовысокосернистых регионов (типа Турции) есть ещё спецификация WSS-M2C-921A. Замечу, что из
http://sas-origin.onstreammedia.com/origin...P/PC/index.html очень хорошо видно, что больших требований на противоизносность эти европейские спецификации не выдвигают. Даже последняя европейская спецификация WSS-M2C913C отличается от предшествующей WSS-M2C-913B в основном лишь ДИЗЕЛЬНЫМИ присадками, повышающими устойчивость к европейскому биодизельному топливу(загущающие присадки, более устойчивые к сдвигу при использовании дизельного биотоплива, а также повышающие допустимый уровень сажи с 3% до 5%, повышающие топливную экономичность на 0.5%, попутно уменьшающих выбросов CO). Кстати, биодизельный бензин и дизтопливо появились даже на Украине.
6. Очень требовательны к противоизносным свойствам спецификации изготовителей MB 229.3 и 229.5 (полнозольные) и 229.31 и 229.51(малозольные), BMW - LL01(полнозольная) и LL04 (малозольная), бензиновая VW 503.01 и дизельная VW 505.00 (желательна, так как проверяется совместимость с эластомерами !!!), а также их аналоги с продлёнными сроками - соответственно бензиновая 504.00 и дизельная 506.00, а также универсальная бензиново-дизельная 507.00 (хотя при стандартных сроках замены это не актуально). На самом верху стойкости к износу по-прежнему стоят дизельная VW 505.01 (для двигателей с насос-форсункой) - она же FORD WSS-M2C-917-A (гидрокрекинговая синтетика Ford Formula S/SD) для дизельного FORD GALAXY 2003г и её longlife вариант 506.01. Универсальная же спецификация 504.00/507.00 не включает в себя 505.01 и 506.01, которые за счёт повышенного содержания серы должны выдерживать сильнейшие конструктивные нагрузки в приводе насос-форсунки, что и для обычных двигателей при экстремальных нагрузках (например при детонации) поможет от экстремального износа (но не от поломок, разумеется). Много информации о спецификациях:
http://avtomarketkar-go.ru/info/dopuski_masel7. При эксплуатации вдали от малосернистого бензина желательно TBN>=8, ибо с российским высокосернистым бензином (а именно серная и сернистые кислоты в сгорающем бензине быстро уменьшают TBN) лучше не рисковать. В любом случае, зольность бензинового масла должна быть менее 1.5%, что соответствует примерно TBN=11.3. Анализ множества анализов отработанного масла на
http://www.bobistheoilguy.com/forums/ubbth...&Board=3&page=1 на большинстве автомобилей (кроме сверхсовременных), включая FORD и Mazda, показал, что даже на американском бензине с серой менее 80ppm (обычно около 30ppm) TBN уменьшается на 0.6-1.1 каждые 1000км, соответственно даже MID-SAPS масла могут не отработать 10 000км, а более ранняя замена масла обременительна. К тому же, нейтрализация кислотной коррозии цилиндров и повышенного износа ЦПГ происходит лишь при некотором превышении текущего TBN в зависимости от текущего содержания серы в бензине (см. книгу Гуреева А.А. "Автомобильные бензины" 1996г. В Интернете выложена и более ранняя djv-версия этой книги.). Однако с одновременным повышением TBN и зольности увеличивается риск абразивных отложений сгоревшего масла, что тоже нежелательно. Поэтому наиболее интересны масла с TBN=8..10 (и зольностью 1..1.2%). Для Лукойла с серой менее 10ppm и современных двигателей можно выбирать и малозольные масла (TBN=5..6, зольность 0.6..0.8%), что только будет полезно двигателю.
8. Для минимизации износа от холодных пусков зимой лучше выбирать масла 0W - к тому же у них обычно преимущественно низкотемпературная основа PAO, тогда как 5W очень многие стали гидрокрекинговыми. Хотя в США и Японии появились и гидрокрекинговые масла 0W. С точки зрения смазывающих свойств хороший гидрокрекинг типа XHVI хорош, но в прочности плёнки он всё равно многократно уступает PAO. Эстеры же многократно опережают и PAO, и гидрокрекинг. C точки зрения смазки PAO-достаточно бестолковая основа (
http://img24.imageshack.us/img24/6329/28441813.jpg ), но добавкой эстеров и гидрокрекинга (20-30%) её недостатки исправляются. Американский суд разрешил использовать в США термин "синтетика" применительно к гидрокрекингу, но в Японии и Германии американский суд не действует, поэтому ищите в описании масла на германском сайте волшебное слово "Vollsynthetischen", а в описании на японском сайте - Synthetic.
9. Испаряемость (Noack) неплохо коррелирует с типом основного базового масла. Например, для PAO масел 0W-30 Noack обычно <10, а для гидрокрекинговых 0W-30 обычно >10. Разумеется, бывают и исключения.. Что интересно, изготовители обычно пишут, если малое Noack и не пишут, если наоборот. Аналогично изготовители не упускают возможность упомянуть о PAO основе масла, но редко говорят о гидрокрекинговой основе. Часто информация о базовом масле есть в начальных разделах MSDS масла.
10. Стоит ли выбирать спецификацию ACEA A3(HTHS>=3.5) вместо A5(HTHS=2.9-3.5), в частности, увеличивать HTHS с 2.9-3.5 до 3.5-4? Масло при 150 градусах работает на торцах поршней, на поршневых кольцах, на стержнях клапанов. На торцах поршней более вязкое масло теоретически может ухудшить смазку и охлаждение, на кольцах более вязкое масло может ухудшить смазку колец и циркуляцию в канавках, что тоже ухудшит охлаждение. Поэтому сильное повышение HTHS с 2.9-3.5 до >=4 будет вряд ли полезно двигателю. Хотя Ford и Mazda опять же допускают A3. Представляется, что как и в случае с вязкостью при 100 градусах, фордовское HTHS=2.9 выбрано ближе к нижней границе допустимого диапазона (2.9-3.5) и что повышение на 20% (до 3.5) не ухудшит смазку. Однако внимательное изучение спецификаций масел Castrol, LiquiMoly, Motul, Valvoline которые в гамме имеют одновременно аналогичные масла 5W30-A5 и 5W30-A3 приводит к элементарному выводу (не претендую на абсолютность, рассуждения чисто логические): A5 означает не какие то особенные присадки, а лишь то, что при A5 все три вязкости масла находятся у нижней границы допусков(9, 50, 3) , а при A3 - у верхней границы (все три вязкости одновременно на 20% больше, то есть 12, 60, 3.6). Иначе говоря, 5W30 A5 содержит чуть меньше загустителей и означает опускание на полступени вниз ближе к 5W20. (В частности, на американцев поэтому и рекомендуется 5W20). В сильную жару масло A3 отработает как масло A5, а на непрогретом двигателе масло A5 отработает как масло A3. Вот например рекомендация Castrol для FORD и жаркой Австралии
http://www.castroledge.com.au/downloads/va...y_EDGE_5w30.pdf Так что с позиции износостойкости я выбираю 0W30-A3, HTHS 3.5-3.7. Интересное обсуждение:
http://www.bobistheoilguy.com/forums/ubbth...0501#Post530501 Рекомендую также почитать тесты
http://www.autoclub72.ru/forum/index.php?s...opic=1148&st=4011. Стоит ли выбирать W40 вместо рекомендуемого W30? Масло при 100 градусах поступает на узлы, где нужна постоянная стойкая масляная плёнка (коленвал, распредвал, толкатели и т.п.), причём W30 явно выбрано на нижней границе допустимого из соображений экономичности, соответственно W40 для минимизации износа будет лучше, хотя расход топлива возрастает (по тестам на Ford Mondeo- на 5-10%). Ford и Mazda в Руководствах допускают и масла W40
или
http://www.fusionclub.ru/forum/download/file.php?id=6493 . Износ по таблице обратно пропорционален вязкости масла
http://old.uzr.com.ua/pbs.php?pbl_action=view&pbl_id=1783 Однако надо помнить, что излишнее повышение вязкости чревато недопустимой кавитацией в масле и даже противопенные присадки не спасут от пузырьков воздуха и повышенного износа, так что предпочтительнее выбирать W30 ближе к верхней границе диапазона 9-12 или W40 ближе к нижней границе 12, или выбирать масла W20, W30 с приличным процентом эстеров.
12. Просмотр множества анализов на www.bobistheoilguy.com и tdiclub.com привёл к субьективному выводу: в современных маслах концентрацию ZDDP делают по минимуму (для удешевления и для минимизации воздействия на катализатор). Так что у масел API SL/SM C2/C3 износ обычно больше, чем у API SL/SM A1/A3/A5. У масел же API SL A3 с концентрацией цинка 1300ppm изноc заметно меньше, чем у API SL A3 с концентрацией цинка 800ppm (и концентрацией фосфора в пропорциональной зависимости). (На Западе даже продаётся присадки ZDDP+ для повышения концентрации ZDDP). Вред же от ZDDP (цинка и фосфора при концентрациях менее 1300ppm каждый) на катализатор при нормальном отсутствии масложора проявляется меньше, чем от серы в бензине 10ppm (а это евро5 !!!). Так что наиболее интересны масла с цинком не менее 1200ppm (и фосфором пропорционально)
13. Насколько желательны в масле молибденовые добавки (речь не о нерастворимом дисульфиде молибдена MOS2, а о растворимых соединениях MoDTS и MoTDC)? Тема отдельного разговора.
14. Желательна (для европейских масел) эмблема "GVO" на канистрах, которая говорит о том, что канистра из-под масла может быть утилизирована в Германии. То есть это масло в этой расфасовке допускатеся к продаже в Германии, а не только в странах третьего мира.
Подытожу: ищется масло 0W30 или 5W30 (вязкость при 100 градусах желательна ближе к верхней границе 12, чем к нижней границе 9), или 0W-40 -5W-40(вязкость при 100 градусах желательно ближе к нижней границе 12), класс A5-2008 (HTHS от 2.9 до 3.5) или даже лучше A3-2008 (HTHS у нижней границы 3.5), желательно со спецификациями MB 229.3*, 229.5*, VW 503.0*, 504.00, 505.0*, 506.0*, 507.00, LL-01, Porsche.
Вот что нашёл подходящего для двигателя Дюратек Mazda/Ford:
- Mazda Dexelia Ultra 5W-30
http://www.mssoil.ru/images/catalog/36/4_1087500535.pdf - гидрокрекинговое масло от ELF.
- ELF EXCELLIUM FULL TECH 0W-30 -
http://www.lubadmin.com/upload/produit/Fic...lang_1/5814.pdf - более дорогое A3/B3/B4 PAO масло от ELF, зольность 1.05%, TBN=8.8, HTHS=3.52, Noack=10, цинка 0.121%, фосфора 0.1122%. Хотя есть и более жидкие масла А1/А5 Elf Evolution 0W-30, но вот пример, когда владелец дизеля перешёл с Mobil на ELF, дважды залил его, а потом вернулся на Mobil
http://forums.tdiclub.com/showthread.php?t=198027- Total Quertz 9000 Energy 0W-30 -
http://www.elfcanada.ca/File/E120.pdf или
http://www.total-lubricants.ca/uploads/tx_...0W-30%20PIB.pdf брат-близнец предыдущего масла ELF от того же производителя.
- FORD Formula-F 5W-30 (WSS-M2C-913C) и FORD FORMULA-S/SD 5W-40 (WSS-M2C-917A, VW 505.01)-пара гидрокрекинговых масел от BP(Castrol) для FORD. Второе (более дорогое) масло создавалось для дизелей с насос-форсунками (где требуется спецмасло), но хорошо работает и на обычных двигателях, правда за счёт увеличения расхода бензина. Ford Formula F - это масло Castrol Magnatec Professional A1 (
http://www.castrol.com/castrol/genericarti...ntentId=7051834 ). Гидрокрекинговое масло с нескольким процентами эстеров (
http://datasheets.bp.com/bpglis/lubtds.nsf...AF?OpenDocument ), зольность 1.2%, TBN=10.5, что необходимо для 15-20 тыс. км межсервисного пробега. При этом у CASTROL есть и беcкомпромиссные PAO-синтетики ряда CASTROL EDGE (см. ниже).
- Castrol EDGE 0W-30 -
http://www.castrol.com/liveassets/bp_inter.../EDGE_0W_30.pdf полнозольное PAO-масло, в тесте "За рулём"(см ссылку ниже), к сожалению, отметили нежелательное высокое лакообразование, однако на BobIsTheOilGuy многочисленные анализы неоднократно показали высочайшие противоизносные свойства. Спецификации MB 229.5, VW 503.01, 505.00. Made in EU (Бельгия, бывший завод BP, матричный код начинается на BE) или Made in Germany(Гамбург, до объединения BP и CASTROL - бывший завод CASTROL, матричный код начинается на DE). TBN=10.3, фосфора 0.099%, цинка 0.110%, HTHS=3.46. Замечены подделки
http://www.bmwclub.ru/vb/showthread.php?t=321621 - Castrol 0W-30 SLX Professional Longtec
http://www.castrol.com/liveassets/bp_inter...ngtec_0W_30.pdf -похоже на профессиональную расфасовку EDGE для СТОА. Интересны универсальный вариант и вариант для BMW LL01
http://www.castrol.com/liveassets/bp_inter..._LL01_0W_30.pdf (чем отличаются и что лучше?). Варианты для Volvo
http://www.castrol.com/liveassets/bp_inter..._A5B5_0W-30.pdf имеют меньшие на 20% вязкости, будут ближе к фордовским допускам. Спецификации MB 229.5, VW 503.01, 505.00. Есть такие же OEM упаковки, сделанные для BMW, AUDI, VW с немецкими этикетками на 20% дороже для тех, кто хочет оригинальную немецкую формулировку масла, а не региональную российскую
http://www.bmwclub.ru/vb/showthread.php?t=248008-Castrol Longlife III 5W-30 (и его розничный аналог EDGE 5W-30)
http://www.castrol.com/liveassets/bp_inter...e_III_5W-30.pdf последнее среднезольное масло Castrol, допуски 504.00/507.00, полный аналог Mobil-1 5W-30 ESP и Shell ULTRA EXTRA 5W-30, TBN=6, цинка 0.0629%, фосфора 0.0573%.
- Aral Supertronic G 0W-30 (A3) и более жидкое Supertronic E 0W-30 (A5) - масла также концерна BP, сделаны в Германии, однако детальные спецификации удалось получить только по запросу, официальных поставок в Россию вроде нет, хотя купить не проблема. Любимо мерседесовцами как масло первичной заливки на конвеер. Появился и негатив (якобы плохая партия масла):
http://wwwboards.auto.ru/oil/202829.html- Gulf Competition 0W-30 и 5W-40
http://124.30.44.229/GulfOilSearch/Downloa...5114049.pdf&t=P - топовые английские синтетические масла с добавкой эстеров. Есть и Gulf и обычные (неэстеровые) германские масла 0W/5W-30, в том числе некоторые со спецификацией 913С:
http://www.gulfoil.ru/ru/catalog/445/4794.html и
http://www.gulfoil.ru/ru/catalog/445/4793.html зольность 1.51%, TBN=11.2
Вот ещё описания на английском:
http://124.30.44.229/GulfOilSearch/Downloa...5114049.pdf&t=Phttp://124.30.44.229/GulfOilSearch/frmPrin...540.html&type=Phttp://124.30.44.229/GulfOilSearch/frmPrin...904.html&type=Phttp://124.30.44.229/GulfOilSearch/frmPrin...544.html&type=P- Fuchs Silkolene PRO-S 5W-30 -
http://www.opieoils.co.uk/pdfs/silkolene/s...pro-s-5w-30.pdf - эстеровое английское масло, аналог MOTUL 300V, но со спецификациями API, ACEA.
- Fuchs Titan SuperSyn 0W-30
http://www.fuchs-oil.ru/upload_files/90/32...5e4299f249590e1 - германское PAO масло с добавкой эстеров, очень достойные параметры, один из уважаемых германских изготовителей. Цинка 0.12%, фосфора=0.11%, молибдена=0.045%, HTHS=3.5, зольность=1.3%, TBN=10.7, Noack=7. 229.3 и LL-98 Есть и более жидкое масло Titan Supersyn Longlife Plus 0W-30
http://www.fuchs-oil.ru/upload_files/90/32...980fb5a5a955f01- Ravenol Super Synthetic SSO 0W-30
http://www.ravenol.ru/?point=12DFE8D2-5E2F...78&product=6245 и
http://www.ravenol.ru/?point=12DFE8D2-5E2F...78&product=6251 - масла дочерней фирмы Fuchs, 503.01, 229.3, LL-98. TBN=9
- Addinol Extra Light MV038 германское масло, TBN=11, зольность 1.25% детальную спецификацию высылают по запросу. TBN=11, зольность 1.25%, Noack<11
- LiquMolu Syngthoil Longtime 0W-30 -
http://www.liqui-moly.de/liquimoly/mediend...%200W-30_EN.pdf A3/A4 HTHS=3.5, (то есть вписывается также в A5/B5), цинка 0.13%, фосфора 0.11%, зольность 1.5%, TBN=11.8, Noack=9.5 Прекрасное германское масло. Есть абсолютно аналогичное масло Meguin (владельцы брендов разделились недавно, масла не изменились). Есть (если кто из любителей более жидких фордовских масел захочет) на 20% более жидкое (одновременно по всем трём вязкостям) масло Syngthoil Longtime PLUS 0W30 A5/B5 (HTHS=3.1)
http://www.liqui-moly.de/liquimoly/mediend...%200W-30_EN.pdf .
- LiquiMoly High Tech 5W-40
http://www.liqui-moly.de/liquimoly/mediend...%205W-40_EN.pdf - одно из немногих масел 5W с PAO основой. К тому же, оно выступило прекрасно в тесте
http://www.zr.ru/archive/zr/2009/04/134.html Зольность 1.2%
- Rheinol Primus Light 0W-30
http://www.rheinol.de/SWD%20Artikel/Mehrbe...ght%200W-30.pdf - не очень распространённое масло с германским качеством.
- Wolf Masterlube Synflow Plus 0W-30 (SL/CF и SM/CF)
http://www.wolfoil.com/update/documenten/e...olf/14105we.pdf - масло одного из крупных маслоразливочных заводов в Бельгии, бывает также 0W-40
http://www.wolfoil.com/update/documenten/e...olf/14106we.pdf и
http://www.wolfoil.com/update/documenten/e...olf/15106we.pdf , оно же разливается и для Mannol Legend+Ester
http://www.mannol.ru/pdf/char_27.pdf . Сертификат
http://www.mannol.ru/pdf/acc_27.pdf . 70% PAO+15% эстеров, TBN=10.6, зольность 1.1% (причём у Mannol TBN=9.8, зольность 1.3%) . Спецификации 502.00, LL-98, 229.3
- Mobil-1 0W-30 Advanced Fuel Economy -
http://www.akrond.ru/userFiles/teh_opisani...onomy_0w-30.pdf или
http://new.opt.ru/files/file111111114383.pdf относительно старое (уже более 3 лет), похоже что снимается с производства (осталось только на американском сайте) HTHS=3, NOACK=10. Кодировка начинается с "G"-город Гравеншон (Франция), где у Mobil крупнейший завод по изготовлению PAO. Беспокоят неопровернутые ExxonMobil ссылки про Mobil-1, выложенные ниже, в которых Valvoline и Castrol информировали потребителей о повышенном износе распредвалов на непрогретом двигателе при использовании американского Mobil-1 5W30. Это же масло (или очень близкое) разливается в OEM-канистры для Toota и Lexus ( www.oem-oil.ru ) и начинает стоить в два раза дороже. Зольность 1.3%, TBN=11.4
- Mobil-1 0W-40 Arctic -
http://www.mobil.com/Russia-Russian/Lubes/...rctic_0W-40.asp SM/GF4, в нём больше PAO, чем в 0W40New Life, HTHS=3.6 Кодировка начинается с "N"- город Наантали (Финляндия). Из-за W40 обеспечен повышенный расход бензина… Зольность 1.1%, HTHS=3.5
- Mobil-1 5W30 ESP A3/A5/C2/C3-
http://www.mobil.com/Russia-Russian/Lubes/...rmula_5W-30.asp среднезольное, гор. Гравеншон(Франция), максимум спецификаций, в том числе 504.00/ 507.00, 229.51 и т.д. Вероятно, противоизносные свойства высочайшие, однако TBN=6 (на BobIsTheOilGuy выложен анализ вообще с 5.1), зольность 0.6%, HTHS=3.58
- Shell Heliх Ultra Extra -
http://www.shell.com.ru/home/content/rus/p...a_extra_5w-30_2 -среднезольное масло со многими допусками, в том числе ACEA A3/B4/C2/C3, VW 504.00/507.00, MB 229.51; 229.31. Оценить полноту русскоязычной информации о масле и его параметрах Вы можете самостоятельно. TBN выяснить так и не удалось. Из MSDS (
http://www.epc.shell.com/ ): Blend of severely hydrotreated slack wax, polyolefins and additives. 1-5% эстеров.
- Shell Ultra X 0W-30 (нескольких видов спецмасел для разных брендов)- тяжело найти в продаже, технические параметры найти также не удалось.
- Motul Ford Specific 913B 5W-30 -
http://www.motul.ru/catalog/auto/engine/specific_ford/ со спецификацией WSS-M2C-913B, SJ(?)/CF, ILSAC GF-2(?) ранее был полусинтетикой, сейчас стал синтетикой. Зольность 1.22%, TBN=10.1, HTHS=3.13.
- Motul X-lite 0W-30-
http://www.motul.ru/catalog/auto/engine/8100_xlite_0W30/ новейшее синтетическое масло с добавкой неизвестного количества эстеров), HTHS=3.6. Вот опыт сравнения с Castrol
http://www.bobistheoilguy.com/forums/ubbth...=1718922&page=1 Из спецификаций есть MB 229.30, VW 503.01, LL-98. TBN=11.2, NOACK=11 ( отсюда
http://www.bobistheoilguy.com/forums/ubbth...&Number=1709395 )? цинка -0.14%, фосфора 0.11%, молибдена 0%. Для любителей более жидких масел есть Motul Specific 506.01:
http://www.motul.ru/catalog/auto/engine/specific_vw/ - MOTUL 300V
http://www.motul.ru/catalog/auto/engine/300v_powerracing/ Сверхпрочная(24x) эстеровая плёнка не стекает в картер после включения двигателя, остаётся очень жидкой даже в морозы. Масло, имеющее лучшую эстеровую group V базу, несколько лет назад реформулированное очередной раз, сейчас основано на смеси нескольких синтетических диэстеров нерастительного происхождения(комплексные эстеры + полимерные эстеры) с улучшенной стабильностью и долговечностью за счёт полиолэстеров. Вот информация о сверхпрочной эстеровой плёнке масла (
http://www.motul.ru/media/press/899/ ,
http://www.motul.ru/media/press/897/ ,
http://www.motul.ru/media/press/543/ и
http://www.motorspot.com/motulin.html .
Сравнение прочности масляной плёнки разных масел:
http://www.motul.ru/media/articles/1175/Ответ 21:59 21-05-2009 из форума московского дилера(!) MOTUL
http://www.impulse-auto.ru/index-ea=1&ln=1...=1&chp=faq&np=7 : Приблизительно до 2000 года при производстве синтетических масел серии 300V использовались эстеры растительного происхождения, которые гарантированно выполняли свои функции защищать трущиеся детали тончайшей плёнкой (что безусловно очень полезно при пуске двигателя, когда маслянный насос ещё не накачал масло в верхнюю часть двигателя, а также при маслянном "голодании" и работе в высокотемпературных режимах) до 7000 км, но масло при этом не теряло свойств "обычного" синтетического. В настоящее время примеменяются синтетические эстеры, которые гарантированно "работают" от 12000 до 20000 (DOUBLE ESTER). Вот и успешные результаты длительных пробегов:
http://www.bobistheoilguy.com/forums/ubbth...true#Post241839 и
http://www.bobistheoilguy.com/forums/ubbth...true#Post959894 Да и патентованная технология MOTUL по минимизации воздействия на сальники, похоже, работает:
Появлялись ли течи сальников распред/коленвалов (сообщение #6729587) Noack=7.4%, TBN=11.3, HTHS=3.61, цинк=0.015%, фосфор=0.014%, молибден=0.085%
- Valvoline SynPower MXL 0W-30 -
http://www.valvolineeurope.com/UploadedFiles/1914.pdf масло известного американского производителя ASHLAND, для Европы производится в Нидерландах. Цена в полтора раза выше остальных Valvoline Synpower за счёт частично эстеровой базы (как в MOTUIL 8100 X-lite 0W-30 и Fuchs Titan Synpower 0W-30). Судя по MSDS ( www.msds.ashaland.com ), у масла действительно PAO основа, в отличие от обычной синтетики SYNPOWER 5W-30, про которую в MSDS прямо говорится о 65-80% гидрокрекинга. У Valvoline традиционно очень низкое лакообразование (по нижепреведённому тесту "За рулём"). Спецификации MB 229.3, BMW LL-01, VW 503.01 говорят о высочайших противоизносных свойствах масла. Многочисленные анализы на www.bobistheoilguy.com отмечают в SYNPOWER (правда американском, но с такими же присадками) одно из самых минимильных содержаний в отработках железа, хрома и меди (наряду с CASTROL, AMSOIL, REDLINE, MOTUL, Motorcraft/Conoco). Обратите внимание на таблицу из "За рулём"
http://www.zr.ru/zrfiles/images/article/re...9/1/3/91380.jpg из теста, ссылка на который выложена ниже.. Из MSDS: 50-60% PAO. Интересный UOA:
http://dubpix.com/Pics/VORTEX/Oil_Report_Summary.jpg со страницы
http://forums.vwvortex.com/zerothread?id=2115738 TBN=9.91, HTHS=3.5, HTHS=3.48, NOACK=9.5%. В единственном доступном анализе масла оказалось 0.001% молибдена, 0.0155% цинка и 0.01722% фосфора, интересно будет сравнить с другими анализами.
- Если кто хочет Valvoline пожиже (ближе к фордовским параметрам), есть точно такие же SynPower FE 5W30 913C и 0W30 A1/A5 , у которых все три вязкости на 20% меньше:
http://www.valvolineeurope.com/UploadedFiles/2008.pdf - WSS-M2C-913C, зольность 0.83%, TBN=8.0 (как и у фордовского масла) и
http://www.valvolineeurope.com/UploadedFiles/1910.pdf - с Noack=10, зольностью 1.5%, TBN=11.8 (в расчёте на многосернистые бензины, а также длительные сроки смены масла)
- Xenum OEM-line 913C 5W-30
http://www.xenum.ru/oils/OEM_ford.html масло небольшой бельгийской фирмы, с очень открытой и дружелюбной русской поддержкой, готовой отвечать на любые вопросы (в явном отличии от техподдержки многих других брендов, что оставило очень и очень приятное впечатление), с несколькими процентами эстеров и температурой застывания даже ближе к 0W. Кстати, пока только этот бельгийский производитель заявляет о страховании для российского покупателя своих масел ( от повреждения двигателей) - такие программы широко приняты в Европе и США почти всеми брендами, но пока мало реализованы в России.
- Xenum X1 5W-40 -
http://www.xenum.ru/oils/x1_5w40.html ) - элитное масло с 10% эстеров по более чем приемлемой цене (менее 400р/л). Отличные низкотемпературные свойства ближе к 0W и высокая вязкость для летней жары. Есть даже наиболее износоустойчивая спецификация VW 505.01 (FORD WSS-M2C-917A). Для гонщиков и энтузиастов есть даже
http://www.xenum.ru/oils/vx5w30.html[/URL] - в два раза более дорогое масло с 30%(!) эстеров(эффективно усиливающих прочность масляной плёнки при жидкой смазке) и нитридом бора (микрокерамической твёрдой смазкой, эффективно понижающей граничное полусухое трение)
http://www.zr.ru/archive/zr/2009/04/134.html http://www.xenum.ru/oils/vx5w30.htmlhttp://automagistre.ru/news/2009/12/%D0%A2...1%D1%82%D1%8C-1 и
http://automagistre.ru/news/2009/12/%D0%A2...1%D1%82%D1%8C-2http://phorum.taurus-club.ru/read.php?7,169550,169550В США Kendall (Conoco) тоже выпустил масло GT-1 c микрокерамикой (нитрид бора)
http://www.conocophillipslubricants.com/br...nium.aspx#/Home- Amsoil 0W-30 sso.
http://www.amsoil.com/storefront/sso.aspx По тестам самого AMSOIL-лучшее масло, но нет независимых тестов, а их собственные тесты на износоустойчивость (характерные для трансмиссионных масел) - дискуссионны. Отзывы на BobisTheOilGuy прекрасные, но кальция более 3500ppm, что обеспечивает высочайшее TBN>12 и высокую зольность.
- Neste City Life Pro 0W-30 -
http://www.neste.fi/tp_tiedote.aspx?produc...grp=340&type=tt малораспространённое, отзывов мало.
И в качестве приложений информация для самостоятельных размышлений:
1) Тест журнала "За рулём" с итоговыми таблицами
http://www.zr.ru/articles/52902 2) Независимый тест в журнале
http://www.lnengineering.com/oiltest.pdf или
http://www.animegame.com/cars/Oil%20Tests.pdf Только Valvoline, Royal purple (эстеровое масло типа MOTUL) и Penrite выступили достойно. Вероятнее всего, в этом тесте работает противоизносный пакет присадок, работающий при граничном (полусухом) трении, а не базовые основы масел. Motul с эстерами ничем не выделился в этом тесте.
3) О сравнении Valvoline с Mobil-1 (Valvoline заявил, что износ распредвала на непрогретом двигателем при 50 градусах У Valvoline минимум в 4 раза меньше, что составляет у Valvoline 20 нанометров, у Mobil-1 - 180 нанометров):
http://www.valvoline.com/faqs/motor-oil/fu...ic-motor-oil/37]
I've heard SynPower offers four times better wear protection than Mobil 1. Can you prove it?
Yes. Valvoline and an independent lab conducted multiple Sequence IVA (Four A) Engine tests on Valvoline SynPower 5w30 and Mobil 1 5w30. The Sequence IVA is the industry standard test for determining wear performance of an engine oil and is required to meet the API SL and SM requirements. The test utilizes a 2.4 liter EFI overhead cam Nissan engine with a slider valve train design. Multiple tests were run at the Valvoline Engine Laboratory, a fully certified engine testing lab - and an independent research lab. Analysis of the test results showed that the Valvoline SynPower provided four times better wear protection than Mobil 1.
Вот тот пресловутый тест износа распредвала на непрогретом (50 градусов) масле
http://www.swri.org/4ORG/D08/GasTests/iva.pdfhttp://www.imakenews.com/lng/e_article0012...dSbqlq,b1M25KBShttp://www.jobbersworld.com/December%2011,%202008.htm http://www.jobbersworld.com/December%2013,%202008.htmhttp://jobbersworld.com/valvolinesletter.htmhttp://jobbersworld.com/valvolineq&Apage1.htm http://www.imakenews.com/lubritec/e_articl...0.cfm?x=b11,0,whttp://www.lubritecinc.com/PDF/Q%20&%20A%2...4X%20Better.pdfhttp://www.jobbersworld.com/December%2018,%202008.htmhttp://www.jobbersworld.com/January%2019,%202009.htm http://www.jobbersworld.com/March%2020,%202009.htm http://www.jobbersworld.com/QSletter.htmhttp://www.imakenews.com/lng/e_article0013...fjVtMk,b1M25KBS Всё это активно обсуждается на форумах:
http://www.ls1.com/forums/showthread.php?p=1760135 http://www.tradingmarkets.com/.site/news/S...20News/2232348/4) О сравнении Castrol Edge с Mobil-1 (Castrol вслед за Valvoline тоже заявил, что у EDGE износ всего 20 нанометров, против 180 у MOBIL)
http://www.castroledgeusa.com http://www.castroledgeusa.com/#/faqhttp://www.castroledgeusa.com/#/why-upgrade/results5) Ответы Mobil из FAQ
https://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO...oi...ms.aspxhttps://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO...m_...th.aspxhttps://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO...ar...ng.aspxhttps://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO...ng...ar.aspxhttps://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO...Mo...ls.aspxhttps://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO...ft...in.aspxhttp://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO...oduct_Guide.pdfhttps://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO..._A...es.aspxhttps://www.mobiloil.com/USA-English/MotorO..._B...ls.aspx7) Сравнительная таблица свойств разных базовых масел
http://www.mannol.de/druck/katoel.pdf 8) Много информации (энциклопедия по маслам)
http://www.lnengineering.com/oil.html 9) Кроме множества анализов отработок на www.bobistheoilguy.com , можно и самому заказать UOA. В РФ тоже появилось лаборатории по анализу отработанных масел, например www.oiltest.ru и www.urctad.ru
10) В MSDS масел в разделе 13.1 указывается класс утилизации масла. Он обычно или 13 02 05 - mineral-based non-chlorinated engine, gear and lubricating oils, или 13 02 06 - synthetic engine, gear and lubricating oils. Сами коды утилизации приведены на стр 16 в
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUri...003:0024:EN:PDF или на стр. 92 в каталоге
http://www.waste.ru/uploads/library/ewc_paper-v1.09.pdf Однако класс утилизации мало о чём говорит. Например, PAO масло ELF Excellium full tech 0W-30 для разных европейских стран имеет и 13 02 05 , и 13 02 06.
p.s. Устали читать? Расслабьтесь: 1 000 000 миль (1 600 000км) на Ford при использовании масел Valvoline
http://www.youtube.com/watch?v=HjQcN1nq2UU (I've used only Valvoline brand of Oil and have used their T-Tech machine for my transmission fluid changes at approx every 50,000 miles. I change my oil approx every 10,000 miles)