<b>Сфинкс и великие пирамиды взглядом прораба</b>
В Гизе я побывал 21.11.2008, и, к сожалению, экскурсия была короткая, там 20 минут, там 20, я носился как угорелый, пытаясь все рассмотреть, снять и понять, как это сделано. Поскольку я не профессиональный археолог, то прошу к моим выводам относиться с некоторой долей иронии и снисхождения.
Интересные факты:
• Расположение пирамид довольно любопытное. Во-первых это идеальный геодезический знак, расположенный точно на 30° Северной широты в вершине треугольника дельты Нила. Пирамида Хуфу использовалась для картографической съемки во времена Наполеона
• Расположение трех великих пирамид в точности соответствуют положению и ориентации трех звезд пояса Ориона, а их размеры - соответственно видимой яркости этих звезд
• Пропорции и ориентация пирамид соблюдены с невероятной точностью до нескольких сантиметров. В наше время никто не заморачивается таким точным соблюдением размеров даже на самых ответственных объектах
• Внутри пирамид вытесаны каналы, длиной в десятки метров, ведущие в никуда, т.е. попросту заканчивающиеся тупиком. Наклон каналов - 26 градусов. Они идут сквозь десятки рядов блоков, и тщательно облицованы камнем. Отклонение по всей длине составляет несколько миллиметров, а ширина - такая, что только кошка пролезет.
• Занимая площадь 5,4 гектара, большая пирамида весит свыше шести миллионов тонн, и состоит из 2,3 миллиона блоков известняка и гранита. К этому некогда добавлялись 8,9 гектара зеркально гладкой облицовки из 115 тысяч отполированная плит, каждая весом 10 тонн, которые покрывали все четыре боковые грани.
• Сам я расчеты не проверял, но читал, что для того, чтобы успеть построить пирамиду в течение жизни одного человека, нужно было непрерывно монтировать по 4 трехтонных блока в минуту, т.е. на блок - в среднем всего 15 секунд. Это сумашедшая работа для прораба.
Итак, меня, как бывшего прораба, заинтересовало, естественно, как, и из чего это было построено.
Первым делом я полазил вверх-вниз по рядам, и посмотрел зазоры между камнями, и материал, из которого сделаны блоки. Блоки оказались разного размера, и подогнаны не всегда точно, но, в целом, довольно неплохо.
Примерно так же строятся ответственные конструкции из кирпича, на пример, заводские трубы: два опытных каменьщика ползают по внутреннему и наружному контуру трубы, и тщательно выводят обе поверхности с точностью до миллиметра, а бригада шабашников тупо закидывает массив трубы кирпичами. Так и тут. К сожалению, внешняя (возможно, идеально точная) гранитная облицовка не сохранилась, т.к. после землетрясения в 1301 году н.э. она обсыпалась, и местные арабы растащили ценный розовый гранит по домам.
Два этих блока явно сделаны из одного куска камня, расколоты и собраны на месте.
Вот здесь на фото хорошо видно, что если блоки сделаны из одного куска, то допускается раскол в любом направлении, лишь бы они годились для сборки, а если из разных камней - то стенки блоков строго вертикальные, чтобы проще было подгонять.
Я не поленился, побегал, и осмотрел стыки нескольких сотен блоков, и мне показалось, что блоки не пилили, а ломали, или раскалывали, т.к. выступы и впадины соседних блоков в некоторых случаях совпадали. Так же, блоки немного отличаются по цвету, и хорошо видно, где два-три соседних блока сделаны из одного расколотого куска камня, а где из разных, подтесанных зубилом. По цвету же видно, что камни из одного куска находятся в пределах одного ряда. Точно так же во многих деревнях делают срубы бань, тщательно подгоняя бревна друг к другу, потом маркируют бревна, раскатывают, и перевозят, чтобы быстро собрать в том же порядке у кого-нибудь на даче. Я даже попытался найти какие-нибудь следы такой маркировки, но нет, к сожалению, на пирамидах до сих пор не найдено ни одного знака или символа, только современные граффити.
В некоторых местах внутренние ряды и вовсе заложены кое-как, видимо, строители испавляли какие-то ошибки и просчеты, а, может, кусок материала оказался неудачным.
Вот здесь хорошо видно, что строители исправляли какой-то "косяк", и закидали дыру чем попало
А вот еще пример, в какой-то момент строители вдруг решили изменить высоту ряда, и сточили каменную площадку размером 150x170м на высоту 10см. Уступ продолжается по всему периметру пирамиды.
Я посмотрел срез. Судя по кромке, рубили вручную зубилом, но очень аккуратно. Высота ряда здесь около 800 мм
Вспомнился аналогичный случай на стройке в начале 90х годов, там монтажник ошибся, и поставил в подвале плиту не той стороной, потом сверху построили 16 этажей дома. А когда стали проводить трубы отопления, оказалось, что отверстия под трубы в плите не совпадают. Вот его и заставили, по вечерам, в нерабочее время, рубить зубилом 2 новых отверстия диаметром 500мм под трубы. Бетон хороший, марка 500, стена несущая, отбойником нельзя, только зубило и напильник, так он больше недели провозился.
Ряды, хоть и ровные (кроме одного), тщательно выверенные по горизонтали с точностью до сантиметра, но они, что интересно, разные по высоте. Такое впечатление, что строили на протяжении длительного периода времени, не 10-20 лет, а больше, и технология слегка менялась. Так, самые нижние ряды - самые высокие, потом меньше, меньше, а потом, на высоте около 100 метров, опять толстые ряды, а затем - тонкие. Судя по всему, просто тупо заваливали объем блоками, следя лишь за тем, чтобы попасть в некий объемный контур. После землетрясения контур этот немного нарушился, и пирамида, обвалившись, "похудела" на 3-4 метра.
Галерея, ведущая вглубь пирамиды, перекрыта огромными глыбами известняка, поставленными под углом. Сама она имеет высоту человеческого роста, и довольно неудобный наклон. Видимо не предполагалось, что кто-то будет каждый день ходить по ней на работу.
Внутри пирамид отделка более тщательная. Я осмотрел стыки облицовки, и даже поколупал ногтем. Материал мягкий, известняк. Блоки размером примерно 300х500 мм выпилены, а затем отшлифованы с точным соблюдением геометрии. Зазор - около 1 мм. Я посмотрел следы шлифовки. После сборки всю стену еще раз целиком шлифовали, видимо, чтобы выровнять неровности.
Очень хотелось заглянуть в саркофаг, покопаться там, понять, каким способом была сделана внутренняя полость, найти следы инструментов, и т.д. Но внутрь саркофага мне нигде залезть не удалось. То крышка тяжелая, то охранник бдит.
Ну вот, теперь про сфинкса:
Сфинкс изначально был естественным образованием, т.е. его голова торчала над поверхностью плато. Позднее вокруг него выломали огромные глыбы известняка, размером примерно с две комнаты, т.е. 10x4x3 метра и весом около 200тонн, и построили из них так называемый Храм Сфинкса. Я сравнил цвет и текстуру камня сфинкса и храма. Действительно, камень выламывали прямо на месте, и глыбы пришлось перемещать лишь на несколько десятков метров. Самые большие из них даже не разворачивали, а лишь перемещали, и укладывали параллельно тому месту, где их добыли. Это видно по текстуре камня. Очень удобно, с одной стороны, когда стройматериалы так близко, но с другой, ворочать глыбы весом 200 тонн - это непростая задача даже для современной техники.
Тем самым, тело Сфинкса постепенно освобождалось от материала. Однако, до сих пор выше поверхности плато находится только голова, остальное - в яме, и, если Сфинкса не расчищать, то за 20-30 лет его опять заносит песком по шею.
Тело сфинкса выглядит очень древним, с сильной эрозией, в том числе и с водной, что, возможно, говорит о его возрасте порядка 12 тысяч лет, когда после последнего ледникового периода, шли сильные дожди. Горизонтальные следы эрозии идут поверх вертикальных, и говорят, скорее всего, о последующей "пескоструйной" шлифовке ветром. Странно... получается, что на протяжении тысяч лет Сфинкса регулярно расчищали от песка, иначе бы он сохранился лучше.
Сфинкс смотрит точно на восток, вероятно, в ту точку, где 12тыс. лет назад, в эру льва (10970-8810 годы до н.э.) в созвездии Льва в день весеннего равноденствия вставало солнце. Скорее всего, изначально он был задуман как лев, но позже переделан в сфинкса. Голова сфинкса явно сделана гораздо позже. Сохранилась очень четкая и свежая резьба по камню, не успевшая даже подвергнуться эрозии.
Сам храм Сфинкса, видимо, подвергся эрозии в течение тысяч лет, а потом был отреставрирован, и изъеденные известняковые блоки были покрыты сверху гранитной облицовкой. Каждая гранитная плита, при этом, сделана таким образом, что имеет криволинейную тыльную поверхность, и плотно прилегает к выточенным эрозией бороздам. Судя по следам, подгоняли вручную, зубилом.
Сами облицовочные плиты изготовлены по технологии близкой к той, по которой изготовлялись блоки пирамиды. Хорошо видно, что плиты, сделанные из одного куска камна, имеют между собой края под углом, видимо так, как камень пожелал расколоться, а между плитами из разных кусков - строго вертикальный срез, иначе их сложно подогнать. Ряды плит не строго горизонтальные, видимо, здесь от строителей этого не требовалось. В некоторых местах видны ошибки, и исправления путем подгонки камня по месту. Колонны сделаны гораздо аккуратнее, при чем каждая - из целого куска гранита.
Назначение боковых пределов Храма Сфинкса совершенно неясно, но, если установить там фанерные перегородки и сантехнику, то будет очень похоже на привокзальный общественный туалет.
Я даже попытался поковырять в ямках, чтобы понять, не осталось ли там труб - сифонов, но там все оказалось залито бетоном. Новодел, чтобы туристы не лезли. Левый предел храма - зеркальное отражение правого, с точностью до миллиметра повторяются те же "туалетные кабинки".
В общем, для меня много чего еще неясно осталось. Как-нибудь вернусь, посмотрю подробнее.
Общее впечатление - делали это, все-же, люди, а не инопланетяне, при чем, все делали вручную, без применения спецтехники. Часто ошибались, и тут же исправляли ошибки.
Словом, были такие же строители, как и мы
Гиза - Екатеринбург, 2008-2009
www.happymike.ru
Оригинал статьи:
http://happymike.ru/misc/pyramids