Творчество коллективное. Авторы
Bucks и
AltaiS, они же и отдыхающие
Осторожно много букав!!! – 25 тыс. символов (это ж пять полос журнального текста). Но думаю будет интересно, мы старались.
Кратко о дороге по территории РоссииДорога нормальная, обычная. Менты, ремонты и т.п. но в целом она понравилась больше, чем например М4 по которой неоднократно ездили. Тут как-то спокойнее что-ли.
Преодолев путь до границы с Украиной, таможенный переход Нехотеевка - Гоптивка, за (выехали в 22, на границе были в 6) 8 часов, мы собственно приобрели полис ОСАГО и не утруждаясь стоянием в очереди (она почему-то идет по левой полосе) по правой полосе двинулись к КПП на территорию таможни. За сей маневр получили выговор от контроллера (ну и начихать на него), далее была очередь. Никакой жести на контроле, все прозрачно и понятно. Далее была очередь при въезде на КПП уже Украинской таможни. Вот тут нас ожидают «приятные мелочи» в виде например миграционных карт. Они видите ли предпочитают английский и свой (украинский) языки. Так что нифига вы их быстро и сходу не заполните, если нет опыта или знания.
Потом очереди, очереди, туда, сюда, за той штампулькой, за этой, но все это проходится либо терпением, либо сотней другой гривен. И тут вот оно «щастье», вы преодолели «ахуй на границе» и въезжаете на территорию незалежной.
Кратко о дороге по территории УкраиныДо Харькова доезжаем быстро и не заметно, еще бы, простояли без движения столько времени. Далее у всех едущих к морю есть два варианта - объездная и через город. Мы поехали по объездной. Лучше бы мы этого не делали. Дорога местами просто отвратительная. Глядя на указатели иной раз моцк встает раком в немом вопросе «куда ехать?». Тем не менее, рано или поздно вы подъезжаете к указателю «Симферополь» и понимаете что вам туда. Что собственно мы и сделали. Обычная двухполосная однорядная дорога. Не плохая и не хорошая. Обычная. Пару раз водитель замечает (Алексей респект), что параллельно с этой дорожкой идет 4-х полосная 2-х рядная дорога и тут у него начинают закрадываться сомнения в правильности выбора дороги. Как и оказалось в последствии, чтобы сразу от Харькова на нее попасть надо было по объездной проехать чуть дальше. Эта дорога не примечательна ничем кроме как тем, что на ней –
1. Ограничение 110 км/ч
2. Нет ДАИшников (совсем, ни днем когда ехали туда, ни ночью когда ехали обратно)
3. хорошее покрытие.
Всеми этими пунктами грех было не воспользоваться, поэтому скорость на спидометре подобралась к 180 (по ГПС 169) и на круизе довольно таки легко и быстро этот великолепный участок был пройден. Но все хорошее заканчивается когда-нибудь и с этой дороги нам пришлось свернуть. (был вариант ехать до Симферополя и он в последствии показался нам более верным, но...)
Дальнейший путь не представляет совершенно никакого особенного интереса. Дороги обычные, засады обычные, встречные предупреждают в большинстве своем. Долго ли коротко ли, но тем не менее в 20 часов мы прибываем в пункт назначения.
ПрибытиеТак как я и AltaiS инженеры по специальности, а кроме того имеем вторую специальность связанную с радиоволнами, то нас сразу же привлекло это «здание».
Это радиоастрономический телескоп РТ-70. Его строительство проводилось в течение пяти лет (с 1973 по 1978 годы). В работе над ним участвовали многие научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и другие организации. По ряду параметров антенна РТ-70 не имеет равных в мире. На территории бывшего СССР насчитывалось всего три таких антенны (все просрали, блин), но две другие были меньше (PT-64).
Сухие цифры РТ-70:
Размер зеркала антенны - 70 м
Площадь зеркала - 2500 кв.м.
Высота всей антенны - 83 м.
Общий вес всей конструкции - 5200 тонн
Рабочая дальность действия комплекса - 10 млрд. км.
Сейчас этот центр вроде носит название Евпаторийского Центра дальней космической связи, а до конца 70-х годов, когда космические аппараты запускались с Плесецка и Байконура, Центр Управления Полетами (ЦУП) был именно здесь, в Евпатории.
После размещения на месте употребляли домашнее вино, а также пиво исключительно местного производства.
Ну, во-первых, мне например «Оболонь» нравился всегда, а во-вторых - дешево. В курортных городках полулитровая бутылка стоит порядка 5 гривен (20 рублей), но можно было найти и дешевле (4-4,5 гривен).
Производит это в целом вкусное пиво - Пивобезалкогольное объединение «Оболонь». Создано оно было в 1986 году на базе Киевского пивзавода №3. Кроме него в него вошли также Киевский пивзавод №1, Киевский пивзавод №2 (в настоящее время пивзавод на Подоле) и Фастовский пивзавод.
ЕвпаторияТак как жили мы в 30 км от Евпатории, то мотались туда довольно части, если не сказать каждый вечер.
Географически город Евпатория расположен в западной части Крымского полуострова. Считается, что первое поселение на этом берегу основали греки более 25 веков назад и назвали его Керкинитида. В русскую историю город вошел под названием Козлов, а после присоединения Крыма к России он стал называться Евпаторией. В настоящее время Евпатория входит в число городов Автономной республики Крым (АРК) и Украины. Население города Евпатории сравнительно небольшое, что-то около 130 тысяч жителей. Однако ежегодно Евпатория принимает до 1 млн. гостей. Население многонационально. Государственным языком в соответствии с Конституцией Украины является украинский, но языком общения остается русский язык.
Вечерняя набережная Евпатории им. Горького. В конце ее, напротив санатория Министерства обороны можно увидеть остатки крепостной стены Керкинитиды (на фото не крепостная стена).
Все та же набережная, но снята со второго этажа, расположенных здесь многочисленных ресторанов и закусочных. Добротный ужин с вином и морепродуктами обойдется вам в среднем 100-150 гривен (500-600 рублей), а без изысков еще дешевле.
Что еще можно посетить или посмотреть в этом городе? Можно отправиться на морскую прогулку на теплоходе вдоль побережья Евпатории. Цена за 1 час – 30 гривен. На берегу видны одни из основных достопримечательностей города. Православный Свято-Николаевский собор (с синими куполами) и мечеть Джума-Джами (видны только два ее пика).
Церковь во имя Святителя Николая была построена греками в конце XVIII века. Святитель Николай является покровителем мореплавания и торговли, и это придает храму особую значимость в этом портовом городе. Кроме того, в городе есть еще одна греческая церковь – Святого Ильи. Но в отличие от первого храма, она представляет собой типичную греко-византийскую крестово-купольную постройку, строго ориентированную рукавами по сторонам света.
Мечеть Джума-Джами (турецкий след) является самой большой многокупольной мечетью в Украине и в европейской части СНГ. Из интересного связанного с ней. До 1927 года в мечети хранился Коран, датированный 1414 годом, т.е. написанный на 138 лет раньше, чем сооружена сама мечеть. Сейчас этот Коран находится в одном из музеев г. Санкт-Петербурга.
На набережной Евпатории, одно из двух колес обозрения.
В среднем солнце светит в год в Евпатории 2 430 часов.
Для сравнения в Ялте, Сочи - 2220, на Адриатике - 2205, в Москве – 1580
ДельфинарийПобывали мы и в Евпаторийском дельфинарии. Настоятельно рекомендую сходить, т.к. положительные эмоции гарантированы. А вот билеты стоит покупать заранее. Мы покупали билеты лишь на следующий день. Цена взрослого билета 70 гривен, детского – 50. Дети до 7 лет – бесплатно, сидеть должны на коленках (нужно подтвердить, что ребенку менее 7 лет, т.е. необходим документ). Евпаторийский дельфинарий также является реабилитационной базой для раненых и попавших в сети дельфинов, об этом написано на каждом билете.
Содержатся в дельфинарии в основном дельфины-афалины. В дикой природе этот вид обитает около берега, в открытой воде. Представление длится 40-45 минут, в нем участвуют два дельфина Игмас и Гамма, а также морской котик Маша. На фото Игмас в кольце, Гамма отказывается исполнять трюк.
За дополнительные 800 гривен можно поплавать с дельфинами в бухте Донузлав, которая находилась рядом с местом нашего проживания (в 30-35 км от Евпатории). По началу, мы отправились именно туда, но представлений там не показывают, только плавание с дельфинами длительностью примерно 15 минут.
Евпаторийский пляжНи в коем случае не ходить. Очень грязно и не убираются. Были на бесплатном муниципальном пляже. Ужас, в воду заходить не стал, а очень хотел. Повалились на песке, понюхали чужие пятки, сами дали понюхать свои и свалили. На фото Bucks на пляже Евпатории наслаждается музыкой.
В один из дней была намечена экскурсия с посещением Судака, Нового Света и их достопримечательностей. В рамках этой же экскурсии на обратном пути запланировано посещение водопада Джур-Джур.
СудакГород Судак, вид с Генуэзской крепости.
Точная дата основания города неизвестна, но, по мнению многих ученых, Судак был основан в 212 г. аланами, племенем северо-иранской языковой группы, проникшими в Крым во II-III вв. н. э. Неоднократно менялись названия города: Сидагиос, Солдайя, Сурож, Сугдейя. История города очень насыщена, мне не хватит и нескольких страниц, чтобы ее описать. В двух словах, за многие тысячелетия город кому только не принадлежал: римлянам, византийцам, хазарам, грекам, туркам, татарам и т.д. Каждая из этих цивилизаций оставила здесь свой след. С более полной историей этого красивого города с недавних пор можно познакомиться в Городском музее, он открылся на территории туристического комплекса «Судак».
Генуэзская (Судакская) крепость (вид со второго этажа местного кафе) – главная достопримечательность Судака. Это один из наиболее интересных фортификационных памятников не только крымского, но и европейского средневековья. Первые крепостные сооружения построили здесь византийцы в VI-VII вв. Затем крепостью владели хазары, в X-XII вв. – вновь византийцы. В XIII в. Сугдея становиться центром венецианской колонии, но постепенно генуэзцы вытеснили своих соперников из Крыма. В 1365 году они захватили Солдайю.
Большинство сохранившихся до наших дней сооружений Судакской крепости относится именно к Генуэзскому периоду (поэтому ее часто именуют «генуэзской»). На фото Главные ворота с привратными башнями.
В 1475 году на побережье высадились войска турецкого султана. Они штурмом овладели крепостью. Судак и часть Крыма вошли в состав Оттоманской Порты и управлялись турецким наместником султана.
Судакская крепость для своего времени была довольно мощным сооружением. С юга и запада она практически неприступна. С северо-востока она обнесена двумя самостоятельными оборонительными линиями.
На фото
AltaiS с супругой Еленой на стенах крепости.
Внутри крепости, на вершине холма стоит дерево счастья. Ленточку можно купить рядом. Судя по количеству туристов посещающих это место, ленточки ночью снимаются, глядятся и продаются вновь. Цена одной ленточки 2 гривны, сущие копейки (8 рублей).
На этой же фотографии внизу виден купол мечети. Памятник архитектуры XIII-XIV вв. Сейчас внутри находиться музей с экспонатами, найденными на территории крепости. Также можно купить здесь и сувениры.
Алексей на самой верхней точке Генуэзской крепости.
Каждый год на территории крепости проходят летние фестивали: «Генуэзский шлем», «Старая крепость» и «Рыцарский замок». Во время этих фестивалей, крепость напоминает древний город, можно переодеться в различные одеяния и пофотографироваться, пострелять из лука и арбалета, метнуть топор или копье.
Смертельный номер, не повторять
За пределами крепости
На этом наше пребывание в Судаке закончилось. Оставался водопад, дорога домой и Новый Свет. Кстати о Новом Свете, мы туда так и не попали, хотя от Судака этот курортный поселок находится всего в 7 км. Поджимало время. Было принято решение отказаться от поездки в Новый Свет. Смотреть в этом поселке, по сути, практически нечего. Интерес представляют только завод шампанских вин, Дом-музей Голицына (дегустационный зал) и Грот Голицына. Все остальное это бухты (красивые, спору нет), пляжи и горы.
Водопад Джур-ДжурВодопад Джур-Джур («Шумный», «Журчащий») находится на реке Восточный Улу-узень, в глубоком узком ущелье Хапхал. Поворот на него расположен между населенными пунктами Солнечногорское и Малореченское. В горы ведет одна единственная дорога, что-то около 10 км. Налажен бизнес по сбору групп в экскурсии. Отправляют туда, как правило, на автомобилях УАЗ с открытым верхом. Последние 3 км подъема в гору, дорога грунтовая и сильно разбитая. Нас постоянно соблазняли водители этих УАЗов, но мы благополучно въехали на Опель Астра GTC в составе 5 человек. Нужно было видеть лица людей, когда из купешки выгрузилось такое количество людей. К слову сказать, подъем по этой дороге очень сильно зависит от «прокладки» между рулем и сиденьем. Поэтому выражаю респект Алексею за подъем и благополучный спуск. Я конечно тож немного подсказывал, так как засекал траекторию прохода автомобилей в подтопленных участках дороги.
Вход на территорию заповедника платный (20 гривен), а посему район водопада окружен металлической сеткой. Водопад является памятником природы республиканского значения. Он расположен на высоте 468 м над уровнем моря и не пересыхал даже в самые засушливые годы, в отличие от других крымских водопадов. Средний многолетний расход воды составляет 270 л/с.
Стоит помнить, что водопад является популярнейшим местом экскурсий в окрестностях города Алушты, поэтому лучше рассчитать свое время так, чтобы не попасть в большой поток людей. Мы были здесь часов в 6 вечера и пробыли практически до темноты. Темнеет здесь рано, часов в 8 уже начинает смеркаться.
Выше по течению расположены каскады с живописными купелями кристально чистой воды. В купели любви искупался и автор. Правда, пришлось поплавать во всех купелях, т.к. не было понятно какая из купелей именно купель любви. И только очередное дерево счастья указывало на то, что эта купель именно та.
Bucks в купели любви
Наш герой, доставивший нас к водопаду, перенес поезду без последствий. Вблизи поселка Генеральское, где и расположен Джур-Джур. На фотографии над автомобилем видны испарения воды, это и есть водопад.
По приезду в Поповку, нас ждал «сюрприз» (конечно, мы о нем знали). Официальное открытие Казантипа. Стреляли качественно, в течение минут 20.
Мраморная ПещераДень отдыха на пляже и вторая плановая поездка в Ялту, на гору Ай-Петри, с заездом по дороге туда в Мраморную Пещеру.
Итак, Мраморная пещера. Открыта в 1987 году. Вход в нее находится на высоте 920 м над уровнем моря. Заложена она в блоке верхнеюрских известняков и состоит из трех частей: Главной галереи, Нижней галереи и бокового «Тигрового хода». Протяженность разведанных ходов - 2050 метров, глубина - 60 метров. Длина оборудованных экскурсионных маршрутов более 1 км. Уникальность Мраморной пещеры принесла ей мировую известность. Многие спелеологи относят ее к пятерке самых красивых оборудованных пещер мира. Кроме того, Мраморная пещера, являющаяся одной из самых посещаемых пещер Европы, в 1992 году была принята в Международную Ассоциацию Оборудованных пещер.
Для входа посетителей в пещеру построен искусственный 10-метровый тоннель. Средняя длительность экскурсии по Мраморной пещере составляет около одного часа, с посещением Главной галереи, Нижней галереи и бокового «Тигрового хода». Стоимость 50 гривен (200 рублей). Доступны и другие варианты по времени и деньгам. Температура воздуха в пещере постоянна +9° С. Если нет теплых вещей, то на территории имеется прокат. Стоимость, к сожалению, не узнали, были в своем.
Горный массив Чатыр-Даг, в котором и расположены пещеры.
Далее нас ждала Ялта, но прежде спуск с горного массива Чатыр-Даг. Так выглядел автомобиль во время спуска, так что мойка при поездке в Мраморную пещеру неминуема!
Пару слов о дороге на Ялту. Водители не знают что такое поворотники, хотя некоторые автобусы/троллейбусы мнут обочину, чтобы пропустить. На этом горном серпантине я впервые увидел профильные повороты и улавливающие тупики. Впрочем, думаю не я один, Алексей ты как;)?
Ай-ПетриПеред посещением Ялты (ее мы оставили на вечер), мы отправились в населенный пункт Мисхор. Именно здесь начинается канатная дорога на вершину горы Ай-Петри. Если вы будете на машине, то учтите что запарковаться здесь довольно сложно. Оборудованных парковок нет совсем, а дороги очень узкие. Местные жители подрабатывают парковщиками, позволяя поставить автомобили на прилегающей к дому территории. ТОРГУЙТЕСЬ!, смело делите на два озвученную сумму.
На гору Ай-Петри проведена канатная дорога: Мисхор - Сосновый Бор - Ай-Петри. Дорога строилась начиная с 1967 года. Ее открытие состоялось только в марте 1988 года. Имеется три станции «Мисхор» (нижняя, 86 метров над уровнем моря), «Сосновый Бор» (средняя, 391 метр над уровнем моря) и «Ай-Петри» (верхняя, 1152 метров над уровнем моря). Длина дороги более 3,5 км.
Расстояние между станциями «Мисхор» и «Сосновый Бор» составляет около 1310 метров., а расстояние между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» еще больше - 1860 метров. Между последними станциями нет ни одной опорной вышки, это и позволяет считать ее канатной дорогой с самым длинным безопорным пролетом в Европе.
Фотография сделана из пассажирской кабинки.
Пассажирская кабинка проходит весь маршрут примерно за 15-20 минут. Она весит 1,5 тонны и вмещает 35 человек. Всего по дороге следуют по 4 кабинки. Скорость движения в верхней части дороги составляет 8 м/с, в нижней - 6 м/с. Угол подъема - 45°. Дорога сделана по маятниковому типу, т.е. кабинки движутся в противофазе друг к другу по две между соседними станциями.
Стоимость подъема составляет 50 гривен. Столько же стоит и спуск.
Зубцы Ай-Петри состоят из четырех крупных (высотой 12-15 м) и ряда мелких отвесных пиков, образовавшихся при выветривании неоднородных рифовых известняков. На вершине горы проложен ряд альпинистских и пешеходных маршрутов, в том числе через зубцы Ай-Петри.
На вершине можно покушать в разнообразных кафешках, которых здесь просто множество а также покататься на лошадях и приобрести сувениры. Также на вершине вас ожидает большое количество маршрутных такси, которые доставят вас в любой близлежащий город или поселок. Стоимость спуска точно такая же, как и на канатной дороге (50 гривен). Именно этим способом мы и спускались с вершины Ай-Петри, потому что на спуск (впрочем, как и на подъем) по канатной дороге была нереальная очередь. Стоит отметить, что по времени этот метод спуска намного дольше, чем по канатке. Примерно 40-45 минут. И это в случае если «капсулой смерти» управляет местный «джигит». Самостоятельно время на этот путь может увеличиться вдвое. В случае если вы решите самостоятельно заехать и спуститься с Ай-Петри, рассчитывайте часа 1,5-2 на подъем и столько же на спуск. Дорога хоть и не разбитая, но изобилует «тещиными языками», в одном из таковых мы имели сомнительное удовольствие наблюдать аварию с участием двух машин (одна из России). По словам нашего водителя - ДАI будут ждать долго. Нельзя не упомянуть, что местные ДАйцы любят останавливать российские автомобили, правда к их чести сказать, останавливают не без причин. Так (по дороге в Судак еще) нас остановили за обгон через сплошную, но поняв, что бабла с нас не взять, отпустили (водительское удостоверение они не имеют права забирать, а на их штрафы нам положить с высокой горки, их можно не оплачивать, а строчить протоколы им видать западло).
Ласточкино гнездоПо дороге в вечернюю Ялту просто было невозможно не проехать мимо всем известного «Ласточкиного гнезда».
Вид на «Ласточкино гнездо» и мыс Ай-Тодор.
«Ласточкино гнездо» в том виде, в каком мы его знаем, построено в 1912 году по проекту русского инженера-архитектора А.В.Шервуда, а вот первое строение (еще деревянное) на этом месте было построено для какого-то русского генерала после русско-турецкой войны 1877-78 годов.
В 1927 году «Ласточкино гнездо» пострадало во время сильного землетрясения. В 1970 году реконструировано по проекту Ялтинского отделения Гипроград. (да, да спустя 40 лет, правда, стены не разбирали). Сейчас там (все знают) находиться ресторан, и открылся он сразу после реконструкции. А вот в 30-е годы здесь был читальный зал местного Дома отдыха. Закрыли, так как после землетрясения помещение было признано аварийным.
В общем, кроме красивых видов и сувениров делать здесь нечего.
ЯлтаПосле покупки сувениров, тронулись в Ялту.
Акт покупки сувениров запечатлен собственно.
В Ялте были вечером, место для парковки нашли без проблем. Запарковались прям на набережной. Город красив, но людей действительного много.
История этого города тоже довольно насыщенная и интересная. Утверждается, что нынешняя Ялта выросла на месте таврского поселения, которое существовало в I веке н. э. К таким заключениям помогли прийти обнаруженные археолагами предметы, относящиеся к каменному и бронзовому векам. На окраинах города были найдены различные захоронения тавров, а время их обитания в Крыму датируется с X-IX века до н. э. по III век н. э.
В средние века на территории современной Ялты располагалось селение, которое называли Джалитой. Самое раннее упоминание о Джалите встречается в описании побережья Крыма в начале ХII в.(1145 г.). В XIII веке на южное побережье проникают венецианцы, а затем генуэзцы. В документах и на картах ХIV в. Ялта именуется Ялитой, Каллитой, Гиалитой и Эталитой. Прям дежавю. Практически все как с Судаком – несколько названий города, венецианцы, генуэзцы, греки и турки.
После включения Крыма в состав России (1783 г.) земли теперешней Ялты были отданы крупным помещикам, которые начали развивать виноделие. Врач Боткин первый высказал мнение, что Ялта является лучшей климатической станцией России для больных туберкулезом. Именно по его совету царская семья Романовых купила Ливадию. Этот шаг послужил быстрому развитию города, но и после установления советской власти развитие не закончилось. Были организованы сети курортных учреждений – различные санатории и здравницы. Самые известный пионерский лагерь «Артек» в их числе.
Чем еще известна Ялта? Конечно же, моему поколению (и более старшему) она известна конференцией глав трех держав антигитлеровской коалиции - СССР, Великобритании и США. Состоялась она в 1945 году в Ливадийском дворце. Кроме того, по решению Ялтинской конференции основана Организация Объединенных Наций (ООН). Понятно, что для организации такой структуры потребовалось очень много времени, а ялтинское решение было лишь формальностью.
Вечерняя Ялта
В городе были не долго, прогулялись по набережной, поужинали и отправились «домой».
Казантип Z17По приезду на место в очередной раз убедились, как жег прогрессивный Казантип. Шоу устраивали офигительные.
История этого фестиваля (назовем так) начинается где-то с 1986 года. Тогда это мероприятие было только спортивным, и было посвящено очень популярному и набирающему обороты у нас в стране виндсерфингу. Проходило оно в поселке Щелкино, который расположен на мысе Казантип. Само слово Казантип в переводе с тюркских языков означает Дно Котла. Мыс Казантип находится между Керчью и Феодосией и омывается Азовским морем. Именно на этом мысе планировалось построить Крымскую атомную электростанцию, но проект свернули, оставив недостроенную АЭС. В последующие годы «Казантип» развивался, его посещало все больше и больше людей.
Казантип, неофициальное открытие, Алексей с Елена.
В 1995 году десятки лучших представителей современной электронной сцены почтили своим внимание фестиваль. Именно в этом году побывал на нем впервые и я. Это был единственный раз, я только закончил школу и поступил в институт, но воспоминания остались о нем до сих пор.
С 1999 года фестиваль начал перемещаться по всем уголкам Крыма. В 2000 фестиваль прошел на черном море недалеко от Судака. «Казантип» всегда был открытым фестивалем с бесплатным входом на все проводимые мероприятия. Это была большая открытая территория, куда приезжала молодежь со всех стран бывшего СССР.
В 2001 году он переехал в село Поповка. С этого времени на фестиваль стало необходимо покупать визу. В этот раз она стоила (до официального открытия) 300 гривен разовая и 1000 гривен неограниченная, после официального открытия стоимость резко подросла - до 500 и 1500 соответственно.
В 2003 году Верховный Совет Крыма запретил проводить фестиваль «Казантип» на территории Крыма. После этого фестиваль был переименован в «Республика Z» (организаторы молодцы, сделали финт ушами). Место проведение осталось таким же - село Поповка.
А так территория «Казантипа» выглядит днем с пляжа (вышки за спиной).
ДомойЭто был последний день нашего пребывания в Крыму и вечером этого же дня мы отправились в Москву. Обратный путь занял намного меньше времени. В первую очередь, наша средняя скорость чуть подросла, а во вторую – на границе было потрачено в два с половиной раза меньше времени.
Курская дугаНа обратном пути мы посетили большой мемориал, посвященный танковому сражению на Орловско-Курской дуге. Это сражение состоялось летом 1943 г. недалеко от деревни Прохоровки и стало крупнейшим танковым сражением в истории войн. Как известно, битва закончилась полным разгромом немецко-фашистских войск и явилась началом беспрерывного продвижения нашей армии на Запад.
За пятьдесят суток боев на Курской дуге противник потерял более полумиллиона человек, до 1500 танков, 3000 орудий, более 3700 самолетов. В Курской битве были разбиты 30 фашистских дивизий, в том числе 7 танковых.
Мемориал очень красив и безлюден (возможно, связано с тем, что были ранним утром).
В центре аллеи – обелиск, вечный огонь, и легендарный «Т-34» на пьедестале. Кроме того, если пройтись по аллее, то можно увидеть пушки и одномоторный истребитель Як-3 (признан одним из лучших истребителей Второй мировой войны, но в Курском сражении участия не принимал, так как производился с 1944 года).
На этом все, кто выдержал, надеемся понравилось.
Общий пробег - 4200 км.
Общее время в пути - 2 дня и 13 часов
Средний расход - 8,5 л на 100 км (на горных серпантинах расход ощутимо поднимался).
Средняя скорость - 85 км/ч.
PS. Все пожелания учтены, отчет обновлен.