продолжение...
Утром, видим поднимающиеся машины по серпантину, и узнаем секрет этого действа – 100 рублей с автомобиля (предприниматели ), трактор расчищает дорогу, и ты спокойно двигаешься дальше))).
Проехали по удивительно красивому ущелью до слияния двух рек, и там местные жители поведали нам о сломанном мосте, по которому нам следовало ехать на озеро.
Решили сходить пешком на местную достопримечательность – каменные грибы. Для этого пришлось нанять моторку и переехать реку за 500 руб. За время нашего непродолжительного похода – часа два, мы 3 раза попали под проливной дождь и соответственно 3 раза светило солнце, вот так вот меняется погода в горах, но это мы запомнили еще с Улаганского перевала, поэтому подготовили дождевики))).
Местные очень бережно относятся к своей земле и пишут всякие ругательные таблички и протоптали специально дорогу для туристов, чтобы те не ходили куда - не надо .
Развернулись обратно на перевал и у подъезда встретили еще несколько наших экипажей (2 Ниссана Навары (одна из которых оснащена домом в кузове) и 1 Хонда Элемент). Они остались осматривать местность, а мы двинулись на место встречи около п.Курай. По дороге заехали не туда, а выезжать пришлось с помощью. Далее нам встретился сложившийся грузовик, пришлось его объезжать по самой кромке обрыва.
Навигатор нас привез с другой стороны ручья и муж недолго думая решил переехать ручей, не там-то было, красиво приземлились поперек ручья, дверями аккурат в ручье, в скорее мне пришлось побывать в этом ручье (дважды). На помощь пришла подъехавший к месту встречи Ниссан МП 300 , вытаскивая нас пострадала его рама, ее просто перерезало тросом, а также номер, когда вытащив нашу машину сам сел в ручей, пришлось теперь уже нам его вытаскивать. Около 12 ночи оказались в лагере.
С утра решили скататься на ледник Актру рядом с поселком на 4 машинах Батон, МП 300, Форд и мы. Местные предлагали за 3 тыс. рублей доехать до ледника на УАЗике, но у нас ведь свои машины есть, их надо проверить и подолбить. Первым попался сломанный мост и прикольный ручей, Батон и МП 300 (полностью подготовленный автомобиль) лихо его проскачили, Форд остался на берегу, ну а мы решили его все-таки проехать (из подготовки выведены сапуны, люфт и колеса Гудрич МТ) удачно все получилось. Дальше было 8 км бездорожья с камнями бродами местами грязью, но мы их весело преодолели и немного пешком поднялись до малого ледника Актру, до большого не было желания еще топать, вдоволь нафотографировавшись, наигравшись в снежки, поехали обратно. На обратном пути решили побыстрее уехать, т.к. в лагере ждал ребенок, спасибо навигатору, привез нас к реке Актру, через которую дороги естественно нет, поехали в объезд, это + 80 км, в итоге приехали со всеми вместе. Так что совет – проверяйте маршрут, когда устанавливаете точку на навигаторе, или устанавливайте промежуточные токи, во время движения))).
Вечером собрались все 10 экипажей (три Л200, два Форда Рэйнджера, два Ниссана Навары, Нассан МП300, УАЗ (Батон) и Хонда Элемент). Утром поехали за разрешениями в Кош-Агач, Кош-Агачский район находится на границе еще трех государств Казахстан, Монголия, Китай. Получив разрешения двигаемся в сторону плато Укок. После проверки разрешений проезжаем первую погранзаставу и двигаемся дальше, дорога – гравий, скорость 40-50 км/час. По дороге к нам присоединился местный пикаповод на красной Тайоте, на самом Укоке он где-то потерялся, но мы его встретили на обратном пути в поселке Катунь.
Подъезжаем к перевалу Теплый ключ, с радоновыми источниками (на них мы искупаемся по возвращению). Дорога на перевале оставляет желать лучшего, основная проблема торчащие камни, больше всего пострадали хромированные обвесы у Форда. Самая высшая точка на перевале 2850, опять стоим, охлаждаемся. Вокруг ледники, поле, ни одного деревца, но зато поляны цветов, красота, температура +18 и полное отсутствие цивилизации. Через броды и речку приехали до места стоянки.
Проторчав там пол дня, наловив хариусов и сварив уху, поехали дальше на озеро Укок. Дорога вдоль пограничной зоны с забором и колючей проволокой, а потом и вовсе с другой стороны забора, злостные нарушители границы, но другой дороги там нет. Отметившись на очередной заставе поехали на озеро, но до самого озера мы дорогу не нашли, поэтому доехали до озера Кальджинколь-бас. То есть доехала большая часть, Навары и Хонда испугавшись, севших в болото автомобилей, поехали обратно, тем более у них было свое продолжение маршрута на Монголию и Байкал. Нам без приключений добраться до озера тоже не удалось. Отстали от других и потерялись, решили заехать на гору и посмотреть место стоянки, но благополучно застряли и стали ждать помощи. Помощь пришла в виде Батона, но уже затемно, поэтому решили переночевать в машинах, правильно и сделали, т.к. температура ночью опустилась ниже 0 градусов, всю ночь нас грела вебаста, а утро нас встретило с температурой +1 и снегом. Попав на озеро, очумели от красоты, с одной стороны зелень, с другой ледники, а посередине озеро!!! Днем погода разошлась, засветило солнышко и температура прогрелась до +15, надули лодки, покатались. Умелец наловил хариусов, самый большой 42 см.!!! и зажарили их на углях. На следующий день повернули обратно, дорогу подразмыло за два дня и начались вытаскивания друг – друга, пришлось применять инерционный трос (супер вещь!), хайджек и лебедку. Для одного форда очередное вытаскивание закончилось плачевно, разорвало усиленный бампер (если его можно таковым назвать, оказалось, что он был сделан из миллиметрового железа, внимательно смотрите, что приобретаете).
Проехали бывшее захоронение принцессы Укока, там осталась только дырка в земле, гробницу разворовали, а потом местные обнаружили в слоях ледника девушку славянской внешности в красивых одеждах, не соответствовавших ее эпохе, когда вопреки местным старцам ее тело вывезли в Новосибирск, в тех краях произошло землетрясение. Вскоре увидели развалины, пошли посмотреть на них, оказались они не древними, а построенными материалом из какашек животных, поэтому не долговечным. До перевала добрались к вечеру и увидели, что он весь в тумане, пришлось останавливаться и ждать до утра. Укок не хотел, нас так просто отпускать, и ночью температура опустилась до -4 градусов. Утром преодолели перевал и искупались на Радоновых источниках, температура воды +18, максимальное время в воде 10 минут, но нам после 5 дней холодины уже ничего не страшно! Дальше наше путешествие проходило отдельно от других экипажей, т.к. устали, маленький ребенок, ну и просто захотелось отдохнуть, дальше останавливались только в кемпингах, домиках и т.д. Решили еще раз штурмовать озеро Телецкое с южной стороны, план был нанять моторку и проехать до озера на ней, но приехав к разрушенному мосту, оказалось, что хозяева моторки уехали на пару дней, пришлось возвращаться, но мысль доехать до Телецкого осталась, поехали на северную сторону.
По дороге заехали на местное искусственное озеро – Бирюзовую Катунь. Бедные люди, при стольком обилии воды, купаться у них негде, есть пара теплых озер и вот это искусственное. На бирюзовой катуни сделаны все развлекаловки - горки, кафешки и прочее, но одним словом помойка! А чего вы ожидали, сюда приезжает половина алтая, а так же путешественники. Дальше нашей остановкой был поселок Катунь и сплав по одноименной реке, сплавляться пришлось по очереди, т.к. ребенок опять же с нами, я на простой сплав, муж категорийный. Мне удалось побывать на Камышлинском водопаде, после сплава.
Последней нашей точкой была северная часть озера Телецкого. Мы его почти сделали в итоге, наняли моторную лодку на весь день и прокатились по нему, но до южной части нам так и не удалось пробраться, т.к. появился густой туман, не доехали до него километров 8, зато покатались на воздушном шаре и посмотрели местные достопримечательности. Погостили еще пару дней на озере и поехали домой!
Итог около 7000 км. пути, 20 дней отдыха, масса впечатлений, проверка себя и автомобиля на прочность!