История Орехово-Зуева: от старообрядцев до Солоника
Возраст села Зуево - без малого восемь веков, оно было одним из крупнейших поселений староверов в Московской губернии Богородского уезда. В 1884 году в пределах села было 300 домов, из них всего около 20 православных. Однако развивающаяся промышленность требовала рабочих рук, и к 1912 году, например, православных в Орехово-Зуеве было 59360 человек, старообрядцев - 5196, протестантов - 25, католиков - 60, мусульман - 257 человек.
Футбол и старообрядцы
Промышленность в Орехово-Зуеве начиналась с Морозовых.
Орехово - село на противоположном, правом берегу Клязьмы, существовало уже в XVII веке и возникло как поселение при церкви. Жили в нём поначалу патриаршие крестьяне. А неподалёку было местечко Никольское, откуда вышел зуевский крестьянин Савва Васильевич Морозов, откупившись от помещика вместе с семьёй. Вскоре Морозов купил за 500 рублей участок земли на правом берегу реки Клязьмы, а в 1830 году перенес из Зуева на мызу товароотделочную и красильную фабрики. Их пустили в день Николая Чудотворца, и местечко, да и главную улицу этого рабочего района, прозвали Никольским. Здесь Савва Морозов построил еще несколько фабрик, в том числе крупнейшую по тем временам бумагопрядильную с ткацким отделением, оснащенную двумя паровыми машинами мощностью 80 лошадиных сил. На них в 1860 году был основан Торговый дом Савва Морозов с сыновьями, а потом, в 1873 году, - паевое Товарищество Никольской мануфактуры Савва Морозов, сын и К°. Когда в 1861 году из Владимира в Москву стали ходить поезда, они проходили через Никольское, по воле Морозова.
Волею Морозовых был образован и город - промышленники впервые подняли вопрос объединения Никольского, Орехово и Зуево ещё в 1889 году, происходит это лишь после февральской революции 21 сентября 1917 года. К тому моменту Орехово-Зуево был уже крупным промышленным центром России с самым многочисленным после Москвы населением в Московской губернии. В городе в это время действовала первая в России турбинная электростанция, в трех кинотеатрах показывали немое кино, были открыты Зимний рабочий театр на 1350 мест, «увеселительный сад» с летним театром для развлечения рабочих, пять школ и две гимназии - мужская и женская, две лучших по тому времени больницы. В общественных библиотеках Орехово-Зуева было больше 10 тыс. книг, в городе было создано общество трезвости, а на двух футбольных площадках проводила матчи известная на всю Россию футбольная команда «Клуб-спорт Орехово».
Футбол и старообрядчество соседствовали и уживались в Орехово-Зуево самым причудливым образом. Вот что пишет англичанин А.В. Чарнок, в то время управляющий на фабриках В. Морозова, организовавший «Клуб-спорт Орехово»:
«Весь Орехово-Зуевский уезд был в то время одним из центров русского религиозного раскола. Значительную долю населения составляли старообрядцы, крайне консервативные и подозрительные в отношении внешних, иностранных влияний... У фабрикантов Морозовых они занимали ключевые должности на производстве... Моленные были своего рода центрами, где формировались сознание и идеология рабочих. Здесь, в моленных, подбирался весь административный персонал фабрик... Когда молодежь стала играть в футбол, ей пришлось преодолеть сильное сопротивление со стороны родителей»...
Старообрядцы считали всякие игры греховным занятием, и на первый футбольный матч команда вышла дремуче усатой и бородатой, да ещё и в трусах по щиколотку.
Ерофеев и Салоник
Ерофеев поработал в Орехово-Зуеве милиционером.
Послереволюционная разруха в Орехово-Зуево сказывалась довольно долго: экономика начинает приходить в себя, а потом активно развивается, начиная с 30-х и до 50-60-х годов. В эти десятилетия в городе появляется химическая промышленность - завод «Карболит», машиностроение - заводы им. Барышникова, «Респиратор», «Прибордеталь», но преобладают, конечно, текстильные предприятия.
В 1960-е годы в Орехово-Зуеве временами живёт автор поэмы «Москва - Петушки» Венедикт Ерофеев - здесь он учился на литфаке Орехово-Зуевского пединститута и запомнился многим своей неординарностью. Здесь, на частной квартире на «Захрябке», встречается одним из самых близких людей в своей жизни - Юлией Руновой. Некоторое время Ерофеев скитается между Коломной, Владимиром, Павлово-Посадом и Орехово-Зуевым, подрабатывает где придётся - в том числе дежурным городского отделения милиции.
В 60 - 80-е годы обороты предприятий в Орехово-Зуеве замедляются. Надежды изменить ситуацию связаны были прежде всего с развитием единственного в городе оборонного предприятия «Респиратор», а также НПО «Транспрогресс», ожидали также развития заводов «Стекломаш» и «Торфмаш», но тут конец 80-годов, перестройка, кризис.
В 90-х в герои выходят другие люди, один из них - Александр Солоник, который в конце 1990 года по поддельному паспорту поселяется в Орехово-Зуево, откуда каждый день ездит в Москву на работу «штатным киллером» курганской преступной группировки. Там ему дают кличку «Саша Македонский» - за то, что умел стрелять «по-македонски», то есть сразу с двух рук. На закате карьеры, на следствии Солоник признался в совершении около 20 убийств, среди которых - убийство приёмного сына легендарного «вора в законе» Вячеслава Иванькова по кличке «Япончик» - «вора в законе» Виктора Никифорова, известного под кличкой «Калина», лидера бауманской преступной группировки Валерия Длугач, известного как «Глобус», другого лидера бауманской банды Владислава Ваннера, в преступных кругах известного как «Бобон». В убийстве Отари Квантришвилли Солоник не признался, но официальная версия следствия такова, что это сделал именно он.
Сам Александр Солоник 1 февраля 1997 года был найден задушенным в Греции, неподалеку от Афин.
x