Генпрокуратура на федеральном уровне признала, что ГИБДД устраивает засады на водителей. Но это радостное заявление руководителя московского отделения Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, прозвучавшее в прессе, отнюдь не свидетельствует о грядущем сокращении милицейских засад.
Разве что на позицию прокуратуры можно будет ссылаться при рассмотрении споров, хотя надежды, что судьи прислушаются к столь абстрактным аргументам, мало. Поможет доклад генпрокурора и представителям общественных организаций, которые защищают права водителей. Но первым делом надо найти доказательства, что в том или ином конкретном случае гаишники действовали не по закону. А сделать это очень непросто.
О том, вправе ли инспектор ДПС прятаться за кустом или придорожным киоском, написано уже слишком много. Все точки над i расставлены, положения нового административного регламента изучены, выводы сделаны. Но ни один документ пока не указывает на недопустимость провоцирования нарушения правил дорожного движения, и этим инструментом продолжают пользоваться не только нечистые на руку, но и добропорядочные сотрудники ГИБДД. Только первые берут взятки, а вторые составляют протоколы, чтобы выполнить спущенный сверху план.
Ситуация, в которой водителя фактически заставили нарушить закон, недавно стала предметом рассмотрения суда в Тверской области. По дороге, на которой обгон запрещен, движется грузовая машина со скоростью менее 30 км/ч. Дорога пыльная, ехать за грузовиком очень некомфортно. Водитель легковушки, уставший ждать, пока вместо сплошной разделительной полосы появится прерывистая, идет на обгон. За ним тут же устремляется автомобиль сотрудников ГИБДД, причем не имеющий никаких опознавательных знаков. Легковушку останавливают, водителю вменяют нарушение нормы КоАП 12.15.4, а шофера подоспевшего грузовика привлекают в качестве свидетеля.
Другой вариант той же истории отличается лишь наличием в патрульном автомобиле системы видеорегистрации, которая беспристрастно фиксирует факт обгона и выезда на встречку в неположенном месте. Сколько продолжалась эта «гонка за лидером», никто не узнает, так как в суде будет предъявлена лишь часть записи продолжительностью 3040 секунд.
В судебном заседании обвиняемый просит учесть все обстоятельства дела, говорит, что больше десяти минут ехал за грузовиком, задыхаясь от пыли, сигналил ему фарами, пытаясь уговорить, чтобы тот съехал вправо и уступил дорогу. Все было тщетно. В довершение водитель напоминает правило, согласно которому опережение транспортного средства, движущегося с малой скоростью (до 30 км/ч), считается не обгоном, а объездом препятствия.
Последний аргумент сразу же опровергнут судьей — цитируемая норма давно уже не существует. В последних редакциях ПДД ее просто нет, поэтому и ссылаться на нее бессмысленно.
Что касается других обстоятельств, они не смягчают вину, так как допущено грубое нарушение. К тому же буквально через километр ограничения заканчиваются, так как на дороге появляется дополнительная полоса. «Не дотерпел», — разводит руками несчастный водитель. «Походите полгода без прав — научитесь терпеть», — назидательно отвечает судья.
По свидетельству очевидцев, на отдельных участках федеральной трассы «Крым» гаишники используют еще более изощренные способы провоцирования нарушений. Машина-провокатор едет медленно именно в тех местах, где обгонять ее запрещено. При этом она ускоряется и движется с максимально разрешенной скоростью, как только разметка становится прерывистой. И такая смена ритма повторяется неоднократно, пока доведенный до белого каления водитель второй машины не решается на обгон. Если это происходит в зоне действия знака «Обгон запрещен», то повторяется история, описанная выше. В противном случае для опережения идущей впереди машины приходится нарушать скоростной режим, что также является законным основанием для составления протокола об административном правонарушении.
К сожалению, во всех перечисленных случаях доказать свою невиновность практически нереально. Правила сформулированы таким образом, что объективные основания обгона дорожного тихохода не могут являться смягчающим вину обстоятельством. Доказать сговор сотрудников ГИБДД с водителем какого-то трактора или даже гужевой повозки невозможно. Ссылаться на то, что гаишники патрулировали дорогу не на служебном автомобиле, вообще бессмысленно. Показания свидетелей, если таковые имеются, в расчет обычно не берутся. А оснований не доверять показаниям инспекторов ДПС у судьи, как водится, нет. Особенно если у тех имеется видеозапись нарушения.
Вот и приходится добрый десяток километров плестись в хвосте какой-то колонны, сформированной тяжелым грузовиком или автобусом, чтобы только не нарушить ПДД. Традиция уступать дорогу более скоростным транспортным средствам в России отсутствует, а скоростные магистрали составляют незначительную часть даже федеральных дорог. Тогда как на Западе даже рейсовые автобусы с готовностью съезжают на обочину, если замечают в зеркалах заднего вида стремительно приближающегося попутчика. А уж трактора если и едут по дороге общего пользования, то не просто в правом ряду, а именно по обочине.
Рассчитывать на то, что наш менталитет изменится в ближайшее время, не приходится. Дороги тоже не будут расширены в обозримом будущем. Остается уповать на законодателей, которые могли бы, конечно, вернуть в ПДД норму об объезде тихоходов, если бы захотели пойти навстречу миллионам автомобилистов. А вот о смягчении наказания за выезд на встречку мечтать не приходится. Более того, на большинстве дорог, имеющих по одной полосе в каждом направлении, число участков, где обгон категорически запрещен, только растет. Такие меры, конечно, препятствуют тяжким авариям, но одновременно создают затруднения для движения, которые используются патрульными службами для пополнения своих карманов. Многие ведь предпочитают «разойтись по-хорошему», когда им грозит лишение прав.
Что касается умышленного провоцирования нарушений, выявить подобные случаи отдельным автолюбителям не под силу. Но если проверка зафиксирует, что в каком-то конкретном месте водители в течение дня настойчиво обгоняли один и тот же грузовик, это может стать основанием для служебного расследования. Только вряд ли его результаты помогут вам вернуть свои права, ведь виновные будут выявлены и наказаны позже, чем истечет ваш срок лишения. Поэтому будьте внимательны и, чтобы не попасть в расставленную гаишниками ловушку, не обгоняйте попутные машины, если вы не уверены, что можете сделать это без нарушения ПДД.
x