материалами от
3М > solutions.3mrussia.ru,
источник от
VIPerMicПолировальная системаДопустим, специалист автосервиса получил автомобиль и выяснил, что может устранить дефект лакокрасочного покрытия, используя систему Perfect-It III. Первое, что он должен сделать, – обезжирить деталь, удалить маслянистые или битумные загрязнения с поверхности. Если забыть о них, то в процессе работы они засалят абразив и минералы. Конечно, на каждом абразиве для сухой шлифовки есть пылеотталкивающее покрытие. В той же мере и абразивы для «мокрой» шлифовки защищены от забивания. Тем не менее, жировые отложения на лакокрасочной поверхности детали вполне могут испортить дело, понизив эффективность полировки и увеличив расход абразивных материалов. Этап обезжиривания, таким образом, – первый и необходимый этап полировки.
Следующая задача – определить площадь обрабатываемой поверхности. Будь она не более копеечной монеты или размером с тетрадный лист, под нее всегда идет свой диаметр абразива. Компания 3М предлагает и маленький «бочонок» с абразивными «цветками» диаметром 32 мм, и 75-миллиметровый абразив для средних площадей, и, наконец, стандартный круг для больших площадей под шлифмашинку 150 мм.
Важнейшим этапом работы системы является именно шлифовка с применением абразивов. С ее помощью полировщик устраняет дефекты. После абразивной обработки детали должны быть устранены все повреждения. Если останется хотя бы небольшой дефект, то следующий этап работы повреждения не уберет. Таким образом, после шлифовки, механической (с помощью машинки) или ручной («мокрой»), ни царапин, ни шагрени, ни пылинок на поверхности детали видно быть не должно.
Далее полировщик должен убрать риску, которая неизбежно остается после абразивной обработки. До недавнего времени за этапом шлифовки в системе Perfect-It III применяли сразу абразивную полировку. Вместе с появлением абразива Trizact был внедрен новый промежуточный этап, позволивший значительно повысить эффективность работы. Trizact - это микротонкий абразив на специальной вспененной основе. В его структуру интегрированы мельчайшие крупицы минерала. Каждый маленький зубчик абразива состоит из множества мельчайших частиц. Структура весьма продуктивна: обламываясь в процессе полировки, зубчик «обнажает» новый минерал, который работает с прежней эффективностью. Как правило, после зашлифовки глубина риски составляет 1 - 1,5 микрона. Trizact позволяет полировщику уменьшить риску до 0,2 - 0,5 микрона. Понятно, что заполировать такую риску значительно проще. Во-первых, для этого требуется минимум времени. Во-вторых, минимум полировальной пасты, которая достаточно дорого стоит. В-третьих, в масштабах работы автосервиса значительно снижается износ полировальников. К тому же, применяя абразив Trizact, полировщик сокращает время работы системы на 30-40 процентов. При учете того, что весь процесс занимает от трех до пяти часов, экономия более чем существенная.
Следующий этап работы – абразивная полировка. Определив по времени, потраченному на шлифовку поверхности, «твердость» лакокрасочного покрытия, работник сервиса выбирает соответствующую комбинацию полировальника и пасты. Если покрытие достаточно твердое, то используются высокоэффективная абразивная паста Fast Cut (она имеет характерный белый колпачок и каталожный номер 09374) и шерстяной полировальник. Если покрытие обычное, то выбираются та же паста и оранжевый поролоновый полировальник. Если покрытие мягкое, чаще всего это - свежеокрашенная поверхность, выбор падает на оранжевый полировальник и менее агрессивную пасту 09375 ( с черным колпачком).
Недавно компания 3М выпустила абразивную пасту Trizact 50077 с пурпурным колпачком. Она используется в тех случаях, когда полировщик обрабатывает всю деталь целиком, например, капот, дверь или крышу. Паста Fast Cut, в таком случае, начинает подсыхать на поверхности во время полировки. 3М рекомендует Fast Cut для работы с участками размером не более 50x50 см.
Независимо от выбора пасты, в результате абразивной полировки поверхность становится глянцевой. Однако этот глянец обманчивый. По нему невозможно определить, как будет выглядеть лакокрасочное покрытие автомобиля, скажем, через неделю. Поэтому останавливать процесс полировки на этом этапе нельзя.
Завершающий этап работы – собственно полировка. Компания 3М разработала для нее специальную пасту (она имеет голубой колпачок и каталожный номер 09376) и текстурный полировальник. Особенность пасты в том, что она не только полирует, но и как бы «проявляет» поверхность. «Хитрая» паста и заполирует риски, которые остались после абразивной полировки, и покажет брак от работы на первом этапе зашлифовки, если таковой имел место. После такой полировки детали сервисный специалист должен получить идеальную поверхность, которая сохранится на протяжении долгого времени.
Есть и еще один, дополнительный этап – «защита блеска». Он возможен, но не обязателен. Как правило, этот этап полировки применяется по желанию клиента и служит для защиты отполированной детали. С помощью защитной полировки на лакокрасочном покрытии создается тонкий поверхностный слой, защищающий поверхность от воздействия ультрафиолета, а следовательно, с течением времени, и от помутнения. В компании 3М для этого используют пасту на основе карнаубского воска для полировки автомобилей. Она не столько защищает от механического воздействия, сколько продлевает впечатление свежеотполированного автомобиля. 3М рекомендует проводить такую обработку раз в 3 - 4 месяца.
Для нанесения защитного слоя полировщик берет специальный полировальник с высокими «пальчиками», орбитально-эксцентриковую машинку и пасту для защиты блеска (красный колпачок и каталожный номер 09377). Вращаясь по сложной траектории, машинка словно втирает «пальчиками» полировальника пасту в поверхность.
Подсохнув в течение 3 - 5 минут, нанесенная на поверхность паста готова к располировке. Для этого полировщик использует высокоэффективные салфетки Scotch-Brite (каталожный номер 6011). Особенность салфеток в том, что они не оставляют ворса на поверхности и не «размазывают» пасту. А главное – каким бы мягким ни было лакокрасочное покрытия, салфетка не оставит на нем никаких следов – царапин или рисок.
Возможности системы Каковы возможности полировальной системы? В первую очередь, она служит для устранения мелких дефектов на лакокрасочном покрытии. Они делятся на три группы. Первая – это дефекты, которые возникают на кузове автомобиля в процессе эксплуатации: мелкие царапины, риски от мойки, оксидация покрытия, или, проще, помутнения. Большинство таких повреждений устраняется полировкой. Однако есть среди них и так называемые «условно устранимые дефекты». К ним приводят, например, смолосодержащие почки деревьев, попадающие на кузов. Зачастую смола глубоко въедается в состав лакокрасочного покрытия, достигая базового слоя. Из-за агрессивности смолы вывести помутнение покрытия полировкой практически невозможно. В этом случае требуются более радикальные меры: зачистка и перекрас поврежденного участка.
Ясно, что и такие серьезные повреждения, как сколы или глубокие царапины, никакая полировка устранить не может. Конечно, можно как-то сгладить, скрыть дефект. Однако он вскоре проявится вновь. В компании 3М уверены: если сервис беспокоится о своем имидже, он никогда не будет использовать полировку для ремонта условно устранимых дефектов.
Вторая группа – это дефекты, возникающие после покраски. Профессиональные маляры понимают, что во время покрасочных работ на поверхности могут остаться пылинки, на сложных по профилю деталях возможны незначительные потеки и т.д. И прекрасно знают, как с этим бороться. Однако если все-таки такие дефекты возникли, то не нужно перекрашивать деталь или весь кузов целиком. Для этого вполне сгодится система полировки.
Возможна и ситуация, когда специалист ошибается с выбором лака, растворителя, отвердителя или способом нанесения. Что приводит к более выраженной шагрени. В этом случае ошибка также может быть исправлена полировкой.
Наконец, к третьей группе дефектов относится так называемое «закипание лака». На поверхности детали образуются мелкие точечки, как бы выколотые булавкой. Они также устраняются полировкой, при условии, что не проникли вглубь лакокрасочного покрытия. Разумеется, если они достигли базового слоя, то потребуется более серьезный ремонт.
Школа мастерства В отличие от бытующего мнения, полировальная система – отнюдь не такой простой процесс. Последовательная работа с автомобилем может отнять у полировщика более пяти часов. Это серьезный труд специалиста, в который входят и устранение дефектов, и защита лакокрасочного покрытия.
В компании 3М создан учебный центр (если точнее – центр технической поддержки) со своей программой обучения специалистов-полировщиков, как «с нуля», так и уже имеющих опыт работы. В программу входят теоретические и практические занятия. На «теории» объясняют, что представляет собой лакокрасочное покрытие, какие дефекты можно устранить полировкой, а какие - нет. Специалисты компании рассказывают об особенностях абразивных материалов (наиболее важных при обработке лакокрасочного покрытия), дают базовые знания о толщине лакокрасочного слоя, глубине царапин, которые можно устранить, и т.д. После этого подробно объясняют основные принципы устранения повреждений. Причем именно устранения, а не скрытия. Во втором случае автомобиль, конечно, приобретет глянец, но не надолго. Как бы прочны ни были материалы, защищающие лакокрасочное покрытие на основе воска, они все равно вымываются. Поэтому, в случае скрытия, а не устранения дефектов, они вскоре вновь выйдут на поверхность, и работу придется переделывать. Цель же полировщика - используя весь потенциал системы Perfect it III, устранить дефект сразу и надолго.
В школе 3М учат работать с системой в целом, а не только с отдельными материалами. Каждому этапу полировки соответствуют своя паста и полировальный круг. Выбор зависит от твердости, толщины и термопластичности лакокрасочного покрытия. Задача будущего специалиста – «распознать» его. От этого зависит, сумеет ли он выбрать правильную комбинацию пасты и полировальника. Существует, конечно, и общее правило: чем жестче лакокрасочное покрытие, тем более агрессивной должна быть комбинация паста - полировальник. Однако для профессиональной работы одного этого правила мало.
Сразу за теорией идут практические занятия. Взяв в руки пасты и шлифки, будущие специалисты приступают к обработке учебных поверхностей, оттачивая полученные знания на различных деталях.
Ошибка полировщика дорого стоит. Поскольку работа ведется с агрессивными материалами, то неправильная их комбинация (сочетание пасты и полировальника) может привести к прошлифовке участка лакокрасочного покрытия. Если не до металла, то до базового слоя точно. Подобный участок придется перекрашивать. И если учесть, что шлифовальные материалы 3М применяются сегодня повсеместно, как в автосервисах, так и на обычных моечных станциях, то станет понятно, во что может вылиться станции малограмотность полировщика…
Пасты 3M - 3M 09375 Perfect-it III, 3М 09376 Perfect-it III, 3М 09377 Perfect-it III
Паста 3M 09375 Perfect-it III
Описание материала
Паста 3M 09375 Perfect-it III представляет собой тонкий абразивный материал, применяемый на авторемонтных лакокрасочных покрытиях для устранения рисок, которые остаются после шлифования кругами 3M 260L зернистостью P1200 или P1500 или бумагой 3M Perfectit Magic P1500 и P2000 для шлифовки с водой.
Паста пригодна также для устранения мелких и средних следов окисления и царапин, в том числе образующихся на оригинальных лакокрасочных покрытиях при мойке автомобиля.
Пасту 09375 рекомендуется применять с электрическими или пневматическими полировальными машинами (1500–2500 об/мин), оснащенными оранжевыми полировальниками 3M 09550 Perfect-it или шерстяными полировальниками 01927 Perfect-it и оправками 09552/3 Perfect-it.
Свойства материала
1.Эффективно полирует.
2.Обеспечивает высокоглянцевую поверхность.
3.Легко смывается с поверхностей.
4.Разброс при полировании незначительный.
5.Возможность удаления перепыла.
6.Допускает последующую обработку другими полировальными пастами, например 3M 09376 Perfect-III.
Паста 3М 09376 Perfect-it III
Описание материала
Паста 3М 09376 Perfect-it III для машинной полировки обеспечивает исключительно высокий глянец и предназначена для применения по авторемонтным лакокрасочным покрытиям для устранения следов обработки другими пастами, например высокоэффективной абразивной пастой 3М 09375 Perfect-it III. Паста пригодна также для устранения мелких следов окисления на заводских лакокрасочных покрытиях. Пасту следует применять с электрическими или пневматическими полировальным машинами (1500–2500 об/мин), оснащенными черным полировальником 3М 09378 Perfect-it III на оправке 3М 09552/3 или полировальником 3М 05735 на оправке 3М 05717М для машин с допустимым диаметром оправок до 203 мм.
Свойства материала
1.Не содержит силиконов и парафинов.
2.Обеспечивает реализацию принципа WYSIWYG («Что видишь, то и получишь») в отношении качества поверхности.
3.Исключительно высокий глянец поверхности.
4.Составная часть системы Perfect-it III.
5.Быстро устраняет круговые следы от других абразивных полировальных паст и легкие следы окисления.
6.Уникальный рельеф полировальника создает возможность для циркуляции воздуха, способствующего подсушиванию пасты и приданию глянца.
7.Применим на светлых и темных лакокрасочных покрытиях.
8.Малый разброс.
Паста 3М 09377 Perfect-it III
Описание материала
Паста 3М 09377 Perfect-it III для нанесения мягкой полировальной салфеткой вручную или (для повышения эффективности) орбитально-эксцентриковой шлифовальной машинкой с полировальником 3М 05729 Perfect-it III придает великолепный глянец поверхностям ремонтных или заводских лакокрасочных покрытий и содержит карнаубский воск, который обеспечивает долговечную защиту поверхности, полученной с использованием системы Perfect-it III. Паста содержит силиконы, совместимые с промышленными лакокрасочными материалами, и благодаря этому облегчается ее распределение по поверхности без загрязнения.
Свойства материала
1.Содержит карнаубский воск и силиконы, совместимые с промышленными лакокрасочными материалами.
2.Обеспечивает долговечную защиту поверхностей ремонтных и заводских лакокрасочных покрытий.
3.Легко наносится.
4.Обеспечивает высокий глянец.
Полироли 3М
09375 круг 09550 (1500-2500об/мин)
09376 круг 09378 (1500-2500об/мин)
09377 круг 05729 салфетка 2011 или scotch-brite 6011
Полировочная шлифмашина Makita 9227 CB (117082)
x