Участник Великой Отечественной войны, автор множества романов и повестей, стал широко известен после выхода дебютной повести «А зори здесь тихие…». Его герои были взяты из военной действительности, которая была прекрасно известна и самому автору. О почившем вспоминает писатель, ведущий канала «Культура» Андрей Максимов:
Есть такие люди, которые, казалось бы, должны жить вечно. Весть об их смерти поражает, несмотря на их весьма преклонный возраст.
Писатель Борис Васильев умер, года не дожив до своего 90-летие. Это долго. Это большой срок. А все равно ощущение какой-то несправедливой потери.
Мне повезло: несколько раз я был у него в подмосковном доме, брал интервью.
Великий русский писатель жил в обычном, совсем не шикарном доме и работал на весьма старом компьютере. Последние годы он писал книги о русской истории – о современности высказывался не часто, не интересно ему было, суетно.
Наш суетливый мир недооценил, как мне кажется, эти спокойные и мудрые романы. Как ни парадоксально, но нам еще предстоит открыть писателя Бориса Васильева – своеобразного и очень интересного исторического прозаика.
На самом деле, читая эти романы, можно понять про нас, сегодняшних, куда больше, чем листая современные книжки-однодневки как бы актуальные. Про истоки русской души и про ее суть.
Васильев был человеком настолько не суетным, и настолько живым и не монументальным, что, может быть, мы только сейчас начнем осознавать, что от нас ушел великий русский писатель – ни на кого не похожий, со своим языком и своей темой.
Писал ли он о девушках, принявших бой с фашистским десантом, или об участковом милиционере, или о судьбе русских офицеров, или о персонажах русской истории – его всегда волновал человек, попавший в крайние обстоятельства.
Проблемы бытия трогали его, куда больше, нежели вопросы быта. И в творчестве, и в личной жизни. Разговоры с ним – это всегда были разговоры о сути, о смыслах, а не о политике и суете.
Он писал так, чтобы читателю было с ним интересно. Писал увлекательно. Увлекал за собой читателя, а не нудил с видом лектора. Не проповедовал, а разговаривал. Поэтому, может быть, мы не всегда понимали, что имеем дело с настоящим философом – человеком, который любил и умел разгадывать загадки мира.
Писатель, чьи повести переворачивали души, а фильмы по его сценариям собирали миллионы зрителей, — на долгие годы выбрал жизнь отшельника.
Впрочем, на отшельника он особо не походил: ироничный, с веселой улыбкой. Он даже про войну рассказывал, улыбаясь. Он просто ушел от суеты – к творчеству. Автору повестей: «А зори здесь тихие…», «Не стреляйте в белых лебедей», «Самый последний день», «В списках не значился»… И иных – великих произведений – суета пиара была не нужна.
Мы редко задумываемся над тем, скольким актерам он помог своим творчеством. Великий Михаил Жаров на сцене Малого театре едва ли не последнюю свою роль исполнил в спектакле «Самый последний день», и ее же блестяще сыграл Михаил Ульянов в кино. Александр Абдулов дебютировал в постановке «В списках не значился» на сцене Ленкома, и именно после этой работы о нем заговорили, как об удивительной находке Марка Захарова, как об абсолютно своеобразном актере. А какие роли сыграны в «Офицерах» и «А зори здесь тихие»! А каков Станислав Любшин в фильме «Не стреляйте в белых лебедей»! Спектакль Андрея Гончарова «Завтра была война» вывел на сцену целую плеяду молодых актеров Маяковки, и в этом спектакле, наверное, лучшую свою театральную роль сыграл Андрей Болтнев.
Как всякий истинный талант, Борис Васильев был щедр. Как всякий истинный талант, он притягивал к себе другие таланты. По его сценариям не ставили плохих фильмов, а по его пьесам – плохих спектаклей.
Борис Васильев был настолько простым в общении и земным человеком, что к нему, казалось бы, абсолютно не применим эпитет «уникальный». Теперь становится ясно: именно таким – уникальным, ни на кого не похожим, своеобразным он и был.
Я не видел Борис Львовича много лет. Но, узнав о его смерти, вдруг почувствовал пустоту. Такие люди должны жить вечно.
И они остаются – в книгах и фильмах. И в памяти. Как некий горизонт, к которому надо стремиться.
©