По дорогам СНГ до сих пор катаются последние экземпляры знаменитого латвийского микроавтобуса РАФ, стильной прибалтийской штучки, в которой можно было ездить вдвенадцатером, включая водителя. Машина эта вытеснена с дорог только в середине девяностых ГАЗелями, японскими таун-эйсами и прочими.
«Сердце», а значит, и звук двигателя у этой полузападной машины, было родным, газовским, от 24-й «Волги». Чаще всего юркий автомобиль использовался как карета «неотложки», его красили в белый цвет, а по боку проходила красная полоса и надпись «Скорая медпомощь».
Второе назначение «рафика» - маршрутное такси, на котором можно было быстро, относительно дорого доехать через весь город до репетитора по английскому или в музыкальную школу. В то время как поездка на метро, троллейбусе и автобусе стоила 5-6 копеек, на маршрутке нужно было платить 15 или 20 копеек, независимо от дальности поездки, поэтому садились почти все пассажиры до конечной, поскольку за две-три остановки платить двугривенный было бы просто неслыханным расточительством.
Обычно на остановке маршрутного такси стояла очередь, совсем, как в Лондоне. РАФ стоило ждать и 20 минут, все равно получалось быстрее, чем на обычном транспорте. Заняв очередь, следовало, прежде всего, сразу мысленно разбить впередистоящих на группки по 11 человек, чтобы понять, в какой по счету маршрутке удастся уехать. Если оказывался двенадцатым, то первенство на следующий рейс давало тебе уникальную возможность сесть на Особое Переднее Место рядом с водителем. Оно было единственным, с Главным пассажиром водителя разделяла коробка передач, покрытая ковровой тканью.
На Главного пассажира (несмотря на возраст оного) возлагалась почетная обязанность отсчитывать сдачу, доставая её из эбонитовой кассы-лотка для вилок и ложек. В крайнем случае, можно было сесть на место рядом с дверью уже в салоне - оно тоже считалось почетным, поскольку было индивидуальным, без соседского локтя. Котировались также задние места, где можно было потихоньку приоткрыть окошко и выставить руку навстречу тугому летнему воздуху большого города.
Подвеска «Рафика», соотношение мощности движка и массы были таковы, что при езде по городу у него, как у бронетранспортера, проявлялась как бортовая, так и килевая качка. Поэтому пассажиров, которым не досталось привилегированных мест, слегка укачивало. Кроме того, по мере износа, в салоне появлялся легкий выхлоп, серьезно отравляющий (во всех смыслах этого слова) поездку.
Но несмотря на все это, ехать в маршрутке было шиком, а горожане на промежуточных остановках даже не могли рассчитывать на то, что кому-нибудь вдруг захочется выйти и освободить гарантированное сидячее место, которое ни в коем случае не придется уступать какой-нибудь старушке.
Взято отсюда http://www.76-82.ru/tech_trans/406.html