[
B]Это ДТП произошло на перекрестке проспекта Ленина и Свердловского 30 апреля 2010 «Я двигался на велосипеде прямо по Ленина в сторону ЧТЗ, – рассказывает пострадавший Андрей. – Ехал во втором ряду справа, а ВАЗ-2110 заходил в правый поворот то ли с третьего, то ли со второго ряда и снес меня».
К счастью, велосипедист отделался ушибами и ссадинами, но мы решили привлечь внимание к этому случаю из-за пары интересных моментов.
В этом месте правый ряд – только для поворота направо, средний – только для движения прямо. Соответственно, вина водителя «десятки» вполне очевидна. Конечно, велосипедиста сложно заметить, но уж если считаешь себя асом, для которого правила не писаны, научись быть втройне внимательным. Непорядок и с реакцией: складывается впечатление, что автомобилист осознал факт наезда с задержкой, объясняя впоследствии свою езду спешкой из-за горя в семье.
С места аварии водитель не скрылся, припарковавшись за перекрестком, но нарушил требование немедленно остановить транспортное средство. Кроме того, не вызывал ГИБДД, что входит в обязанности именно водителя. Фактически это приравнивается к оставлению места ДТП, за что ему грозит лишение прав на 1-1,5 года по статье 12.27 КоАП (часть 2).
«Даже если водитель остановился после ДТП, но не стал вызывать сотрудников ГИБДД, это считается оставлением места, – говорит инспектор по пропаганде ГИБДД Челябинска Виталий Мордовин. – Поэтому если пострадавший велосипедист обратится в инспекцию, представив доказательства ДТП и его последствий, водитель будет лишен водительского удостоверения в соответствии с КоАП. Однако без заявления одного из участников это невозможно, так как фактически ГИБДД не имеет каких-либо данных о случившемся. Видеозапись не является основанием для инициирования расследования, так как недостаточно информативна. Признак ДТП – это не просто соприкосновение участников движение, а причинение вреда их имуществу или здоровью. Соответствующие заключения могут дать только эксперты или медики, поэтому если участники не обратились в компетентные органы и покинули место, доказать факт происшествия сложно».
Отсюда совет пешеходам – если на вас наехал автомобиль, обращайтесь как минимум в медицинский пункт: врачи передадут сведения в ГИБДД. Медицинская справка о наличии травм является одним из доказательств того, что ДТП имело место
Совет водителям, в том числе этой «десятки» – в случае наездов на пешеходов, даже незначительных, вызывайте ГИБДД. Распространены случаи, когда, оправившись от шока, пешеход оформляет справку о наличии травм (иногда к столкновению с вами не относящихся), и вас как минимум лишают прав за оставление места ДТП. Часто такие уловки используются для шантажа водителей.
Интересен и вопрос с велосипедистом. Из-за знака движения по полосам из крайнего ряда здесь можно только повернуть направо, поэтому байкер ехал по второй полосе, стараясь держаться правее. Однако в ПДД есть пункт 24.2, который обязывает велосипеды и мопеды двигаться по крайней правой полосе возможно правее, либо по обочине. И в контексте ситуации видна противоречивость правил: либо велосипедист нарушает знак движение по полосам, либо требование двигаться как можно правее. С точки зрения здравого смысла велосипедист ехал верно, ведь движение справа привело бы к пересечению траекторий с машинами, которые с этой полосы уходят направо.
«Если следовать правилам строго, в этом месте велосипедист должен был повернуть направо согласно знаку движения по полосам, затем спешиться и пересечь Свердловский проспект по пешеходному переходу», – объясняет заместитель председателя «Всероссийского общества автомобилистов» Николай Живец.
И все-таки с проездом перекрестков остается много непонятного. К примеру, без знаков движения по полосам с правого ряда разрешено движение прямо и поворот. И если велосипедист будет ехать вдоль правой обочины прямо, он имеет хорошие шансы подставиться под поворачивающий направо автомобиль. Причем при одновременном перестроении машин действует правило уступить помехе справа, но велосипедистам вряд ли стоит на него уповать.
Короче говоря, ни ПДД, ни городская инфраструктура к использованию велосипеда на дорогах общего пользования не предназначены. При нынешней организации движения велосипедисты на дороге создают стресс и себе, и водителям. В Челябинске есть несколько велосипедных дорожек, но их разрозненность не позволяет использовать велосипед в качестве рабочего транспорта – только как способ отдохнуть.
А жаль, если честно. Ведь велосипед – это почти идеальный городской транспорт: экологичнее лошади, полезнее тренажера, быстрее автомобиля. Последнее вовсе не преувеличение: средняя скорость машины в городе в часы пик – 12-18 км/час – вполне по силам велосипеду при соответствующей организации движения.
К примеру, велосипед превращается в весьма эффективный городской транспорт при наличии велополитена: системы велосипедных дорог, обычно поднятых над землей, которые обеспечивают беспрепятственное движение двухколесных со средней скоростью порядка 20 км/час. Есть проекты велополитенов, где организована продувка тоннеля в направлении велопотока, что позволяет поднять среднюю скорость примерно до 40 км/час. Есть конструкции с постоянным уклоном. Есть варианты проката велосипедов, взять которые можно в одной точке города, а оставить в другой.
Разумеется, велополитен – удовольствие дорогое, хотя в сравнении с метро – не такое уж. В Челябинске можно эффективно использовать лесной массив между северо-западом и районом ЮУрГУ – весьма популярный маршрут для потенциальных байкеров.
x