вот бы нам такое...
Петербургские ученые разработали и уже опробовали практически вечное дорожное покрытие. Биоасфальт не только не требует ремонта, но и обладает свойствами самовосстановления. Пробный участок на углу Северного и Тихорецкого проспектов простоял два с половиной года без единой трещины.
30 марта в НИИ физической биологии им. А. Усачева группа петербургских ученых под руководством доктора биологических наук Александра Капитонова отчиталась перед руководителями города и журналистами об итогах эксперимента по применению нового дорожного покрытия – «биоасфальта». Эксперимент был признан удачным, а новая технология перспективной.
А началась эта история в ноябре 2008, когда в дорожном хозяйстве Петербурга произошло малозаметное событие. Подряд на ремонт проезжей части участка Тихорецкого проспекта и части проспекта Культуры на участке от Светлановского проспекта до проспекта Луначарского, включая перекресток с Северным проспектом, был отдан малоизвестной на рынке компании ООО «КАП». Шума это не вызвало, в те времена крупные фирмы боролись за строительство КАДа, а сумма подряда была небольшая. Вдобавок место это считается для дорожных работ гиблым. Прямо под участком по заболоченным грунтам протекает коварный Муринский ручей, а на глубине 90 метров находится известный всем петербуржцам плывун, ставший в 1995 году причиной затопления двухкилометрового перегона метро «Лесная» - «Площадь Мужества». В общем, «КАП» конкурс выиграл.
В основе используемой компанией технологии лежит разработка коллектива петербургских ученых, получившая название «биоасфальт». Суть изобретения проста, как все гениальное – в стандартную асфальтобетонную смесь из инертных материалов (щебень, песок) и битума добавляются … бактерии – родственницы тех, которые применяются при устранении разлива нефти в Мексиканском заливе.
Микроорганизмы, известные как протеобактерии очень охотно питаются нефтесодержащими веществами (в данном случае битумом) и активно при этом размножаются, причем в условиях низких температур. Группа была выделена на основании анализа нуклеотидных последовательностей 16S рРНК и названа в честь древнегреческого бога Протея, умевшего менять форму по собственному желанию.
Но петербургские ученые пошли еще дальше. Они научили микроорганизмы не только есть битум, но и замещать его продуктами своей жизнедеятельности, которые по твердости и другим характеристикам оказались даже лучше самого качественного литого асфальта.
На практике это выглядит так: обработанная бактериями смесь укладывается стандартным способом с помощью асфальтоукладчика. Как только температура снижается до +15 градусов, бактерии начинают поглощать битум и размножаться. Процесс может идти вплоть до минус 27 градусов по Цельсию. Пока питательная среда (битум) есть, идет процесс замещения и обтекания гравия новыми структурами. Как только весь битум будет замещен биоасфальтом (на это обычно уходит около недели), и плотность новообразования станет 1,1 г/куб.см (плотность литого асфальта по ГОСТ 9128-97) процесс останавливается. Вернее замирает, ровно до того момента, пока плотность не снизится, например при появлении трещины. Как только у бактерий появляется возможность снова размножаться, они начинают заполнять образовавшиеся пустоты. Питательной средой в данном случае являются минимальные количества нефтесодержащих веществ, которых на наших дорогах всегда в избытке (капли масла, бензина, моющих реагентов и пр.).
Если при ремонте дорожного покрытия на стыке обычного и биоасфальта не поставить каменную перемычку, то замещение обычного покрытия его биоаналогом идет естественным путем со скоростью около 5,5 метров в месяц. Именно это сейчас происходит на Тихорецком проспекте по направлению от Северного проспекта в сторону Светлановского (на стороне парка Сосновка). В сухую ясную погоду на уровне улицы Веденеева можно наблюдать легкое различие в цвете дорожного полотна - биоасфальт чуть светлее.
Структура продуктов жизнедеятельности бактерий, выведенных петербургскими учеными, такова, что их колония развивается в горизонтальном направлении в 1000 раз быстрее, чем в вертикальном. Это напоминает рост кустарников, когда ветви со временем плотно переплетаются, а высота почти не увеличивается. Такое развитие микроорганизмов позволяет не беспокоится о возникновении бугров, а даже наоборот. Естественный износ верхнего слоя происходит как раз со скоростью около 5 мм в месяц и протеобактерии успешно этот износ восстанавливают. Колейность просто не успевает возникнуть.
А качество покрытия вы можете оценить сами, но помните, что Тихорецкий проспект – это одно из любимых мест гаишников, ловящих за превышение скорости
P.S. Как правильно догадалось большинство - этот материал является первоапрельским плодом фантазии редакции "Водителя Петербурга" - мечтами о лучшем. Спасибо всем, кто посмеялся вместе с нами.