Оптика человеческого глаза, в виде хрусталика, проецирует изображение на сетчатку в перевернутом виде. Эффект оптического переворачивания известен еще с открытия камеры Обскура, где в качестве линзы использовалось обычная дырка. Однако никто из нас не видит мир перевернутым. Но это утверждение верно лишь отчасти. Правильнее говорить, что моторика движений и механизм определения направлений приведены в соответствие со зрительным восприятием. Изображение с сетчатки, в виде потока электрических импульсов поступает в мозг действительно в перевернутом виде, то есть, ровно так, как оно формируется на сетчатке. Но в течении первых дней жизни, психика учится соотносить все источники информации. Кинестетика, осязание, слух и визуальное восприятие адаптируется и согласуется друг с другом уже внутри мозга. Психика учится воспринимать все цельно и непротиворечиво, что бы потом использовать это восприятие для ориентации в пространстве и вообще для эффективной самоидентификации. В процессе взросления, мозг учится манипулировать интерпретацией зрительного восприятия. Он прибегает к "переворачиванию изображения", в том числе, что и приводит общее восприятие мира к большему согласованию отдельных информационных потоков. В этом смысле справедливо говорить, что человек видит и перевернутое и не перевернутое изображение. Первое в результате естественной физики процесса. Второе в результате работы психики. Что еще раз доказывает что виденье, а именно когнитивное виденье - это психофизический процесс, где психика играет существенную, если не определяющую роль.
В конце 19 века, американский ученный, физиолог, доктор Джордж Стрэттон, придумал прибор - инвертоскоп. Это специальные очки, которые с помощью двух призм переворачивают изображение, что бы у того, кто наденет эти очки, на сетчатке вновь появилось прямое изображение, то есть такое, каким, по идее, оно больше соответствует действительности.
Он носил эти очки сам в течении 8 дней и стал первым осознанным свидетелем того, как психика постепенно адаптируется к новым условиям восприятия и как по большому счету не важно каким изображение предстает на сетчатке.
"Стрэттон описал сильную мгновенную дезориентацию при надевании очков. Координации между зрением и движениями были совершенно нарушены. Он ошибался в направлении, пытаясь взять зрительно воспринимаемый объект, и слышал звуки, идущие со стороны, противоположной зрительно воспринимаемому источнику. Требовалось большое количество проб и ошибок, чтобы правильно выполнять такие действия, как поднесение вилки ко рту. Примерно после трех дней дезориентация уменьшилась, и к концу восьмого дня образовались новые зрительно-моторные координации. С течением времени он все меньше осознавал, что зрительный мир перевернут. После снятия очков адаптация снова расстраивалась, так что снова наблюдалась некоторая степень нарушения ориентировки в прежней, но теперь казавшейся не совсем нормальной обстановке. К счастью, этот эффект быстро прошел."
Позже, эксперименты с инвертоскопом проводили еще целый ряд ученных, и феномен "перевернутого восприятия" хорошо описан. И был сделан вот такой вывод: "пространственная ориентация в норме базируется на «выученных» связях между импульсами к активным движениям и изменениями сетчаточных проекций в результате последних. Когда характер связей меняется, как это имеет место при переворачивающих или искривляющих очках, нервная система каким-то образом тормозит старые и быстро приобретает новые связи."
Источник.Видео по теме: Эксперимент с инвертоскопом:
Фильма "BBC. Мир чувств. Зрение. Расшифровка зрительного хаоса"