Ага, продолжаю...
В Hiran Minar решил добираться самостоятельно, посредством рейсового автобуса. Последний отходил от автобусной станции, что расположена недалеко от форта Лахора. На этот раз к ловле рикши я подошел ответственно: "извозчик" должен был не только владеть английским, но и в бедламе автобусной станции найти машину, идущую до города Sheikhupura (Шейкхупура, как произносят местные, "ударяя" первую букву "У") Рикша с требуемым набором качеств нашелся довольно быстро и мы покатили.
Автобусная станция Лахора - сущий Вавилон!
Десятки размалёванных древних автобусов, с надрывом изрыгающих полумертвыми двигателями отвратительный выхлоп, толпы отъезжающих/приезжающих, зазывал, попрошаек, "хелперов"... и ни одной надписи на английском. "Sheikhupura?! Sheikhupura?! Sheikhupura?!", - зачастил мой рикша, обращаясь к зазывалам не снижая скорости. Мы уже практически проехали всю вереницу автобусов, но искомый всё не находился. Пару раз зазывалы бесцеремонно пытались вытянуть меня с пассажирского места и увлечь в ближайший автобус: "Иншалла, этот автобус когда - нибудь тоже окажется в Шейкхупура!". Я молча отбивался от агрессоров. Наконец автобус найден. Из окна водительского места свешивались голые ноги с грязными ступнями..., водила мирно дремал, пока автобус заполнялся.
Я занял место в середине салона, огляделся... От украшательств внутри салона рябило в глазах. Тут и суры Корана и флаг Пакистана и "блестяшки" и нитяные кисточки разных размеров. В автобус ввалился оборванец с апельсинами в руках, завопил что есть мочи, рекламируя свой товар. Народ на оферту никак не прореагировал, многие уже жевали апельсины, спокойно сплёвывая косточки в проход. Оборванец вздохнул и вышел. На смену ему тут же явился другой, с теми же апельсинами, потом третий, потом ввалилась старуха - нищенка... Я нетерпеливо заёрзал, ожидая отправления. Наконец все сидячие и стоячие места в автобусе оказались заняты. Водитель с леденящим душу скрежетом воткнул передачу, автобус закашлялся, затрясся, заходил ходуном, но все же тронулся.
Проезд стоил символические 32 рупии. Автобус обслуживают двое - водитель и кондуктор. В обязанности последнего помимо обилечивания пассажиров входил подбор по дороге всех страждущих уехать. У кондуктора это получалось виртуозно, словно у трудолюбивой пчелы: новых пассажиров он умудрялся запихивать в салон прямо во время движения, хватая их за шиворот.
До Шейкхупура порядка 40 километров езды, но весь путь наш чудо - автобус проделал не меньше, чем за час.
Наконец приехали. Автобус, изрыгнув в белый свет порцию выхлопных газов, покатил дальше, музыкально позвякивая.
А вот и первая проблема: в граде - Шейкхупуре ни одна живая душа не говорит по-английски. Оно понятно: в Лахоре иностранец - существо редкое, заповедное, что говорить про провинциальный городок! Выручил приветливый пакистанец за рулем иномарки: "О! Hiran Minar?! Это пять километров отсюда! Вам без рикши не обойтись! Пойдемте ка...". Пакистанец отловил рикшу, договорился о цене. "Welcome to Pakistan!", - бросил на прощание.
По пыльной дороге до Хиран Минара мы доехали минут за 10. Нет, ждать меня не надо, обратно дойду своим ходом. Рикша пожал плечами и уехал.
http://i079.radikal.ru/1206/89/c869dd529fc7.jpg
[more]
Хиран Минар (буквально "оленья башня") построена императором Джахангиром в память о его любимой антилопе. О как! Звали ту антилопу Mansraj.
Посреди искусственного водоёма, довольно большого по площади, стоит павильон...
http://i076.radikal.ru/1206/f1/c8501cb30313.jpg
Я обошел водоем, окруженный плотным кустарником и молодыми деревьями.
На другом конце стоит тридцатиметровая в высоту и десятиметровая в основании сама "Оленья башня".
От неё через арку...
... по мосту можно пройти на середину водоёма, к павильону. Мост напоминает уменьшенную версию "Моста 33-х арок" в иранском Исфахане.
Смысловой нагрузки ни башни ни павильона я так и не понял... Проржавевшая табличка тоже не особо проливала свет на содержимое сайта, в стиле: "У попа была собака, он её любил...". Видимо представление о красоте и посвящение любимому животному богатого правителя, только и всего. Никакого религиозного смысла строения похоже не несут. Услада глазу, одним словом.
Внутри павильона.
Крупный план.
Говорят, что окружающий ландшафт не изменился со времён Великих Монголов. Ну, это враки! Деревья-то молодые вокруг растут, а когда те Монголы - то были?!
Редкие местные на прогулке.
Смотрится достаточно романтично.
В Шейкхупуру решил вернуться пешком, потому как в Лахор я не спешил. Когда ещё увидишь пакистанскую глубинку не из окна автомашины.
По всему Пакистану разбросано немыслимое количество таких вот заводиков.
Да, это производство кирпичей. Глины в Пакистане навалом, само полукустарное производство требует минимум затрат, спрос есть. Готовый продукт.
Домашний скот на выпасе.
Гужевой транспорт аборигенов.
http://i076.radikal.ru/1206/ea/b273a0655b31.jpg
Вдоль дороги просто фантастические свалки пластикового мусора. Притом, что пластик разлагается десятилетия, гнить это все будет ещё очень долго.
Скот на выпасе правда и на таких свалках находит себе что-то вкусненькое:)) Представив "божественный" вкус молока этих коров и коз, я зарекся в Пакистане покупать молочные продукты.
По другую сторону дороги проходило чуть более, чем полностью унылое железнодорожное полотно с аховым подвижным составом.
Грязи и здесь было не на один центнер.
Мечеть.
Стал я свидетелем такой сцены... Впереди у дороги сгрудилось человек 20 или 30. Кричат, куда-то звонят. Подошел поближе: на земле ничком лежит человек. Кто-то льёт ему на голову воду, кто-то пытается сделать массаж сердца. "Свалиться в таком месте - это же хана!", - промелькнула у меня нехорошая мысль, - "сейчас прямо здесь бедолагу и закопают!". А вот и нет! Через минуту раздался вой сирены и, переваливаясь через колдобины, вздымая облака пыли, подкатил микроавтобус "Скорой помощи". Быстро закинули тело на носилки и увезли. Надо отдать должное пакистанцам - ни один человек не прошел мимо.
Жители Шейкхупуры.
В районе базара я потерял ориентиры, пришлось покружить среди торговых рядов, пока не вышел на дорогу в сторону Лахора. Опять забитый донельзя автобус, но сесть удалось. Рядом с древним дедушкой и внуком. Через час я уже был в Лахоре.