Правительство задумало еще одну налоговую реформу. С 1 января 2011 года чиновники планируют отменить транспортный налог. Простым автовладельцам вроде бы надо радоваться. Но не тут-то было - дыру в бюджете надо чем-то затыкать. Вот и придумали чиновники, что вместо налога они повысят акциз на бензин. По мнению правительства, так будет справедливее: мол, в этом случае больше платить будут именно те, кто чаще пользуется дорогами, а не те, у кого машины стоят в гаражах большую часть времени. Но вот загвоздка: если повысить акциз на бензин, то неизбежно вырастет цена на топливо. А от этого пострадают уже все, даже пешеходы. Во сколько топливная реформа обойдется гражданам?
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА
Нововведение обсуждали давно, но каждый раз после консультаций со специалистами становилось ясно, что идея не выгорит. В этом году правительство, по всей видимости, решило закрыть глаза на критику. Транспортный налог, который сейчас автовладельцы платят в зависимости от мощности двигателя, со следующего года, похоже, будет отменен.
- Теперь объемы расходов на содержание автомобиля будут определяться в первую очередь количеством потребляемого топлива, - заявил на днях Сергей Иванов, вице-премьер правительства. - Полагаю, эта новость порадует многих автолюбителей, которые по тем или иным причинам редко эксплуатируют свои транспортные средства. Они будут платить гораздо меньше.
А вот всех остальных автовладельцев эта новость, наоборот, вряд ли воодушевит. Хотя на первый взгляд идея выглядит здравой.
- Это психологическая уловка, - считает Дмитрий Костальгин, партнер юридической компании Taxadvisor. - Вроде звучит здорово: «налог отменили». Но радоваться рано - вывернув карманы в конце года, все ощутят, что потратили на машину куда больше. Ведь налог вам приходится платить 1 раз в год, а за бензин переплачивать теперь будете при каждой заправке.
ПЕНСИОНЕРЫ И ОЛИГАРХИ
Итак, чем же грозит нам повышение акциза? Давайте посчитаем. Средняя цена бензина (с учетом разных марок) сейчас - 22 рубля за литр. Из них примерно 3 рубля приходится на действующий акциз. В 2009 году за счет транспортного налога правительство собрало около 62 млрд. рублей. Эти деньги и нужно будет возместить с помощью повышения акциза. Математика довольно простая. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», в России ежегодно потребляется около 41 млрд. литров бензина. Чтобы возместить потери бюджета, горючее должно подорожать как минимум на 1,5 рубля (7%).
На бумаге все вроде выходит гладко. На первый взгляд все остаются при своих: не теряют ни бюджет, ни нефтяники, ни граждане. Но давайте посчитаем на пальцах. К примеру, транспортный налог на мою машину («движок» - 1,3 литра, 86 «лошадей») составляет около 860 рублей в год. А вот после его отмены мне придется платить почти в 3 раза больше (см. графику). Извините, но никакой экономии для себя я не вижу.
- Это просто повышение цен на бензин для всех, кто пользуется автомобилем, - считает Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy.
Выходит, больше всего выиграют от реформы две категории граждан: пенсионеры и малоимущие, несколько раз в год выгоняющие машину из гаража для поездки на дачу, и бизнесмены, владеющие навороченными внедорожниками и спорткарами с табуном «лошадей» под капотом.
- Получается, мы поддерживаем самых бедных и самых богатых за счет всех остальных, - комментирует Виктор Похмелкин, глава Движения автомобилистов России.
ИНФЛЯЦИЯ СТАНЕТ ВЫШЕ
Еще один довод чиновников в пользу отмены транспортного налога - его сложно администрировать: это ведь надо каждому автовладельцу ежегодно высылать извещение, с судебными приставами бегать за неплательщиками, устраивать облавы на дорогах. Теперь все проще - налог будут собирать не с 40 млн. автовладельцев, а с нескольких десятков нефтеперерабатывающих заводов.
Но если собирать те же деньги станет проще, значит, расходы бюджета тоже должны уменьшиться?! Как минимум 1 млрд. рублей (заказное письмо в «Почте России» стоит 24,15 рубля) теперь будет экономиться только на отправке извещений. Кроме того, можно сократить штат налоговиков и судебных приставов, которые занимаются сбором транспортного налога с нерадивых автовладельцев. Учтут ли эту экономию в будущей цене бензина, пока непонятно.
Более того, в правительстве хотят не просто возместить себе потери от отмены налога, но и собрать в бюджет в разы больше денег. В Минтрансе, к примеру, предлагают за счет роста акцизов наполнить казну еще на 277 млрд. рублей. А для этого придется поднять цену на бензин на все 30%, то есть на 6 с лишним рублей. Предчувствуя недовольство, в Минтрансе нашли аргументы: мол, в этом случае больше денег пойдет на строительство и ремонт дорог, поэтому автовладельцы будут реже чинить свои машины - на этом и сэкономят. Но эксперты уверены в обратном: просто воровать будут больше. В Минфине хотят закончить все расчеты к 20 июня.
Кстати, повышение акциза отразится не только на автовладельцах, но и на пешеходах. Ведь от стоимости топлива зависят и цены по всей стране.
- Это придется закладывать в издержки абсолютно всех компаний и предприятий, - считает Михаил Крутихин. - При наших расстояниях затраты на транспорт составляют весомую долю в расходах компаний.
КТО ВЫИГРАЕТ
- Те, кто предпочитает держать машину в гараже (ветераны, пенсионеры, заядлые пешеходы, владеющие машиной);
- владельцы дорогих и мощных машин;
- те, кто продал машину по доверенности, но до сих пор вынужден оплачивать транспортный налог.
КТО ПРОИГРАЕТ
- Таксисты;
- те, кто часто пользуется своим «железным конем»;
- транспортные компании и бизнес в целом;
- все граждане - от роста инфляции.
x