Я узнал об этом проекте три года назад от Лидии Гавриловны Ивановой, жены великого футболиста Валентина Козьмича Иванова. Команда Владимира Орлова работала над этим проектом более 10 лет и проделала совершенно невообразимый объем работы. Но это не все.
Когда серьезно заболел Валентин Козьмич, ребята скинулись и оплатили лучших врачей в стране и приобрели лекарства для великого футболиста. А два водителя, работавших круглосуточно у Орлова, должны были по звонку Лидии Гавриловны сразу все бросать и ехать по любым ее поручениям. Эти люди практически единственные, кто помог великому Иванову в трудный момент. У другого великого игрока сборной Советского Союза очень серьезно заболела жена. Не помогли ни РФС, не родной клуб, чьи цвета он защищал долгие годы. Опять же на лечение скинулись ребята из команды Владимира Орлова. И все эти годы помощь российским ветеранам никак не афишировалась - никак и нигде! У Владимира Орлова была мечта: снять фильм о великой сборной Советского Союза по футболу. Мечта всей его жизни. И он долгие годы делал все, чтобы претворить свою мечту в жизнь, собирая по крупицам нужную информацию. Команда Орлова проводила бесчисленное количество часов со звездами тех лет, записывая их воспоминания. И воспоминания были сохранены. Сегодня мало кто из ветеранов остался с нами. За последние годы нас покинули Валентин Иванов, Валентин Бубукин, Владимир Маслаченко, Николай Паршин.
Очень плохо себя чувствует и, к сожалению, уже не может в полном объеме делиться воспоминаниями Анатолий Крутиков. Если бы не команда Владимира Орлова, воспоминания этих великих советских спортсменов ушли бы вместе с ними. Я очень хорошо знаком с этим проектом, видел сценарий и раскадровки. Это прекрасная и уникальная работа. Мой коллега Анатолий Гончаров взял телефонное интервью у руководителя группы Владимира Орлова. Планировался небольшой разговор, а получилась целая большая история — история людей, пытавшихся сохранить для России память о наших великих согражданах.
Прошу вас прочесть этот материал и переслать его всем кому можете.
С уважением,
Василий Уткин.Анатолий Гончаров,
Распечатка телефонного интервью.
17.05.2013.- Когда вам впервые пришла история снять фильм о сборной 50-х-60-х годов?
- Я был шапочно знаком с Николаем Николаевичем Озеровым. Где-то в 1995-м году мы оказались в одной компании и разговорились. А в 1995-м году страна валилась в пропасть и, на мой взгляд, в первую очередь из-за того, что сменились жизненные ориентиры. Сменились герои и жизненные ценности. Николай Николаевич рассказывал о сборной Советского Союза того времени и особенно о победе в чемпионате Европы 1960-го года - до сих пор единственной серьезной победе Советской Сборной (если не брать в расчет не особо ценящиеся в мире футбола две победы на Олимпиадах). Я просто в рамках разговора сказал, что хорошо бы снять об этом фильм. Чтобы молодое поколение увидело ради чего стоит жить. Честно говоря, сказал просто машинально в рамках разговора. Вдруг Озеров посмотрел на меня сверкающим взглядом и сказал: "Точно надо". У меня режиссерское образование, и Николай Николаевич на полном серьезе отнесся к моей спонтанной идее.
Мне надо было бежать, и мы почти сразу расстались. Я про этот разговор сразу забыл. Проблем было много, денег не было, с утра до вечера надо было придумывать как прокормить семью. В общем,было, мягко говоря, не до фильмов.
На следующее утро мне звонит Озеров.
- Так ты будешь снимать фильм?!
Причем это был, посути дела не вопрос, а утверждение-требование. Я как-то и не знал что сказать. Предложил обсудить при следующей встрече, чтобы как-то увильнуть от прямого ответа.
Озеров спросил: «Когда я готов подъехать? Через час или вечером?». Причем опять таким тоном, что ответить: ни через час, ни вечером не представилось возможности.Я приехал вечером.
Озеров стал рассказывать все, что знал о том времени.И потребовал, чтобы я пришел на следующий день.Так и приходил дня три подряд и все записывал.Потом понимаю, что не готов этим заниматься. Я честно сказал: «Николай Николаевич, вы не с тем говорите. У вас брат режиссер, есть много других людей, которые могут попробовать это сделать.У меня голова сейчас занята совсем другим - и я режиссер, а вам нужен продюсер, который возьмется за этот проект. Вы теряете со мной время».
Озеров сказал, что давно ходит с этой идеей и его никто слушать не хочет, а я сам озвучил такуюже мысль. Значит, я должен его понять. Я еще раз извинился и сказал, что не смогу ничего сделать.
Озеров попросил меня провести с ним еще один день и пообещал больше не беспокоить. Мы просидели вместе на следующий день с 10-и утра до самой полночи, и Николай Николаевич все рассказывал и рассказывал.Когда мы расставались, Озеров взял с меня лишь одно обещание.Я должен не потерять и не выбросить записи своих разговоров с ним.И когда я уже вышел за дверь, Николай Николаевич сказал вдогонку: "Может когда-нибудь пригодятся".
Слово было не трудно сдержать, я положил все записи к себе в сейф и забыл о них. Летом 1997-го года Николая Николаевича Озерова не стало. Прошло еще какое-то время и что-то меня прямо пронзило. Я понял, что мой долг передать эти записи кому-нибудь, кто сможет их использовать для дела.Стал ходить по разным людям и предлагать взять мои записи Озерова о сборной 1950-х-1960-х. Объяснял, как можно из них сделать сценарий.
Само собой отдавал записи бесплатно.И все равно, они никому не были не нужны. У меня уже стало навязчивой идеей отдать мои записи историй Озерова в хорошие руки.Походил два года. К кому только не обращался - никому хоть тресни - это было не нужно.В какой-то момент стал замечать, что меня создание этого фильма интересует уже больше, чем все свои другие дела вместе взятые.
Все остальное казалось просто ничтожным посравнению с задачей снять фильм. Мы отмечали 2000-й год вдвоем с очень близким человеком.Она возьми и скажи. А что ты всем предлагаешь сделать этот фильм - сделай сам, у тебя же режиссерское образование.Не знаю, что именно случилось, но именно в эту новогоднюю ночь я прямо поменялся и твердо для себя решил, что сам сделаю фильм во-чтобы то не стало.
Как создавался проект фильма?
С 2000-го года работа над этим фильмом стала целью моей жизни. Слава богу, еще многие из ветеранов были живы.
Вначале я просто общался с ними и все записывал, потом в 2003-м году появился человек, который профинансировал все расходы по подготовке проекта фильма. Мы собрали команду ребят. Стали делать раскадровки, встречаться с каскадерами, чтобы как можно лучше сделать сами съемки футбола.Где-то в 2004-м году к нам пришел Александр Зиновьев, который собирал материалы конкретно по Льву Яшину.
Он внес вообще неоценимый вклад в общее дело и великолепно сделал линию Яшина.Кстати, это тот самый Александр Зиновьев, чей вопрос озвучили Владимиру Путину на прямой линии.
Очень много сделал Владимир Маслаченко, раз за разом находя новые уникальные видео-материалы для фильма.Огромное спасибо комментатору Василию Уткину.
Мы никак не могли найти гол Понедельника, забитый «через себя» в ворота сборной Аргентины в 1961-ом году.Василий Уткин как-то сам нашел нас и спросил, чем может помочь.Я попросил найти этот гол.Через полгода Василий извинился и сказал что как не искал, тоже не смог справиться.Мы уже и не надеялись, что найдем эту пленку.Как вдруг еще через год Василий звонит и просит заехать с каким-то подарком.И привозит запись этого гола!
Я намекнул Василию, что каждый труд должен быть оплачен, на что Василий Вячеславович так обиженно на нас посмотрел, что само собой больше к теме оплаты его помощи мы никогда не возвращались.
Уткин помог нам еще не раз, в частности свел нас со всеми, кто мог подсказатькак правильно выстроить ракурсы для съемки футбольных матчей.А вот всем здравствующим футболистам этой сборной само собой хорошо заплатили. Это Виктор Понедельник, Валентин Иванов, Владимиром Кесарев, Владимир Маслаченко, Валентин Бубукин, Анатолий Крутиков.
Причем двое из ветеранов отказывались от денег. Сказали: "Готовы подписывать любые эксклюзивные договора, но денег принципиально не возьмем". Причем обоим деньги были очень нужны. Вот такое поколение было футболистов. Мы попросили Владимира Маслаченко любыми способами передать деньги, и сразу сказали: "С деньгами не возвращайтесь".Как-то их Владимир Никитич уговорил.
Где-то в 2007-м году смотрю: вроде уже скоро 50-летний юбилей победы в чемпионате Европы 1960-го.И я, и продюсер проекта обили огромное количество кабинетов с этим фильмом.Опять никому ничего не нужно.В некоторых кабинетах лично меня вообще поразили.Один крупный чиновник сказал следующее: «Я готов дать зеленый свет вашему фильму, но главный герой должен быть Стрельцов».Я ему объясняю, что наш проект - это все-таки творческое произведение, которое готовили многие люди в течение долгого времени. Его нельзя взять и так просто поменять.
И потом Эдуард Стрельцов есть в нашем фильме, и его достаточно много. У нас один из главных героев Валентин Иванов. Они были со Стрельцовым не разлей вода. Это была, возможно, лучшая пара нападающих в мире. Им не было равных ни в клубе, ни в сборной. Но опять же Стрельцов не может быть главным героем, так как после Олимпиады 1956-го года не участвовал НИ В ОДНОМ финальном международном турнире.
И, к сожалению, когда советская сборная одерживала свои главные победы, включая чемпионат Европы 1960-го года, Эдуард Стрельцов, скажем так, отсутствовал. В общем, на этом разговор и закончился.
В 2007-ом году на нас вышла группа частных инвесторов, которые готовы были профинансировать фильм.Потом ударил кризис 2008-го года.Инвесторы, к сожалению, не смогли выделить средства.Так этот проект с 2007-го года и лежит готовый, но никому не нужный.
При этом в том же 2007-ом году вышел фильм «Груз 200». Кто смотрел эту чернуху - поймут, о чем я говорю; тем, кто не смотрел - страшно повезло.
У меня, у взрослого человека, не поверите, слезы из глаз пошли. Неужели наше государство может выделять деньги на фильмы, после которых можно только застрелиться, а наш фильм никому не нужен.
А в Америке приблизительно в 2005-ом году вышел фильм «Игра Их Жизни». В 1950-м году на чемпионате мира в Бразилии американцы обыграли англичан в ничего не значащей последней игре группового турнира. При этом европейский футбол в Америке до сих пор мало популярен и даже близко не стоит по популярности с баскетболом, хоккеем, бейсболом и американским Футболом.
Так про это, побольшому счету, ничего не значащее событие при поддержке государства сняли высокобюджетный художественный фильм. Слоган фильма был «Величайшая победа американцев в величайшей игре».
А запуск нашего фильма все не приближался. Больше всего за проект радел Валентин Борисович Бубукин. Звонил чуть ли не каждый день. Говорил: «Может я сам чем-нибудь помогу. Может куда-нибудь сходить. Кого-нибудь в чем-нибудь убедить».
2 октября 2008-го года стало ясно: инвесторы не смогут дать деньги на фильм. Я честно сказал Валентину Борисовичу, что в ближайшее время фильм снимать не начнем.
А он своим всегда жизнерадостным голосом, весело ответил: «Ну и слава богу. Значит, момент еще не пришел. Вы не унывайте — прорвемся. Я в успехе нашего безнадежного дела не сомневаюсь, и вы не сомневайтесь».
А через месяц Валентина Борисовича Бубукина не стало. Но он до последних дней вселял оптимизм всем вокруг себя и заряжал своей жизнерадостной энергией, хотя уже знал о своей болезни.
В следующие годы изредка приходили разные «деятели кино» и пытались выкупить проект.Мы бы может его и продали, и даже, может, отдали бесплатно, если бы были уверены, что хорошо снимут. Но приходят люди, которые ничем себя не проявили кроме мастерства в освоении бюджета. Апофеозом стал эпизод, когда Владимир Владимирович Путин на похоронах Егора Свиридова обещал снять фильм о великих победах нашего футбола. Поскольку на уровне сборных у нас такая победа одна, мы уже грешным делом подумали — может, наконец, наш проект запуститься.
Угадали только частично.К нам пришли очень серьезные люди и предложили дать финансирование за 30% отката с бюджета.Мы отказались.Причем мы готовы отдавать хоть 25%, хоть 50%, хоть 100% прибыли с проката. Пожалуйста. Только фильм дайте возможность снять. Потом пришли эти же люди, предложили очень серьезные деньги просто за выкуп проекта. Мы, еще раз повторили: проект не продается. Нам тогда сказали – забудьте про запуск вашего фильма.
В общем, наш проект отодвинули, а дали дорогу фильму «Матч».Про художественные особенности этого «шедевра» я промолчу. Скажу лишь: если снимать фильм про футбол, надо хотя бы чуть-чуть понимать про что снимаешь.
Валентина Яшина против съемок фильма о Льве Яшине.Что вы можете сказать по этому поводу?
Александр Зиновьев провел с Валентиной Тимофеевной очень много времени. Она дала ему добро на фильм. Но только с условием, что фильм будет ПРО ВСЕХ великих игроков того времени. И также попросила, чтобы о личной и семейной жизни Льва Яшина было не так много. Поэтому у нас в фильме почти ничего не сказано про личную жизнь Яшина. Но есть много всего связанного с его игрой (по сути дела прямая реконструкция). И есть много моментов отношений с одноклубником по сборной и клубу Владимиром Кесаревым, со вторым вратарем Владимиром Маслаченко, и партнером по сборной Виктором Понедельником.
Надо уважать пожелания Валентины Тимофеевны Яшиной. Если она не хочет, чтобы лезли в личную жизнь Льва Ивановича, значит и не надо.
Что вы можете сказать о появившейся информации о фильме про Яшина "Они играли за Родину"
Я уже высказывался в прессе по этому поводу. ЦПШ в лице Даветяна и Оганесяна просто воспользовались моментом. Договорились как-то о выделении средств и вперед и танки. Зная нашу систему, средства им выделят далеко не просто так — как раз по той схеме, от которой мы отказались. Никакого проекта не было. Единственный человек, заявленный в проекте — это Максим Матвеев. Я точно знаю, что он никакого согласия на проект не давал.
Эта сладкая парочка где-то выкопала высосанный из пальца и интернет заметок сценарий Ильи Шиловского. Про художественные особенности этого произведения позволю себе опять же промолчать, как и про фильм «Матч». Мне сейчас дали почитать этот сценарий. Я дальше первых 15-и минут не выдержал. Из цикла — о чем хочу, о том пою.
А название вообще убило, аж кулаки сжались. Кто этому человеку дал право примазываться к великому Шолохову и великому Сергею Бондарчуку, создавшими замечательные шедевры с названием «Они Сражались За Родину»?! И кто этому же человеку дал право прикасаться к великому Льву Ивановичу Яшину?!
Раньше Шиловский пытался сделать художественный фильм о жизни Аршавина (повторюсь художественный, а не документальный). Создание этого фильма горячо поддержал сам Аршавин.Здесь ссылка на одну из платных рекламных статей, посвященных фильму Шиловского -
Илья Шиловский: Андрей Аршавин на сегодняшний день - лицо нашей нации.
Особенно мне нравится вынесенные в заголовок слова Ильи Шиловского. «Андрей Аршавин на сегодняшний день - лицо нашей нации».
Илье Шиловскому надо как-то определиться, кто все-таки лицо нации: Лев Иванович Яшин или Андрей Аршавин.
Мы, когда услышали, что фильм делается по сценарию Шиловского, истерично смеялись до слез всей группой. Хотя, наверное, надо было плакать. Но знаете, как гласит старая еврейская мудрость, люди начинают смеяться в ситуациях, когда даже плакать не могут.
Возвращаясь к ЦПШ.С самим Оганесяном наш продюсер встречался три года назад. Обсуждали потенциальное участие в проекте компании.ЦПШ предложили рассмотреть вариант выкупить сценарий и права на этот проект.Мы сразу сказали, что нам это неинтересно и разошлись.О нашем проекте Оганесян прекрасно знает.
Ирония судьбы заключается еще в следующем: когда Владимир Владимирович Путин озвучил во время прямой линии желание создать фильм про Яшина, наш продюсер сам связался с Оганесяном и предложил сделать проект через ЦПШ с условиями чистого проекта без откатов и нюансов.
Кто же знал, что в это время уже шли кулуарные переговоры о том, как будет выглядеть претворение в жизнь распоряжения президента.
Когда мы через прессу и Союз кинематографистов подняли вопрос о чистом беспределе со стороны ЦПШ, представители компании намекнули нам, что готовы выкупить проект за хорошие деньги.
Точь-точь повторяется история, случившиеся после обещания Путина на похоронах Егора Свиридова сделать фильм о советских футбольных победах.
Эти люди никак не могут понять -не все в этой жизни продается! И не все покупается!
Ужасно то, что если нас не было, никто даже не почувствовал подвоха. У них бы все получилось. Афера проскочила и никто ничего не заметил. Естественно, фильм бы получился соответственный.
А сами вы себя как сейчас чувствуете в связи с этой историей?
Вы не поверите: замечательно. Во-первых, скорее всего после шума в прессе, афера ЦПШ уже не пройдет. Повторюсь, если бы не наш проект — у них бы все проскочило как говорится «на дурака».
Во-вторых.Я стал заниматься этим фильмом волею случая. Однако пока я занимался проектом, у меня появилась цель. Каждый раз, когда мне было плохо, или в очередной раз меня заворачивали с проектом фильма, или просили огромный откат - у меня перед глазами всегда появлялись герои моего фильма, молодые, азартные, любящие свою страну и победившие ради нее. И я черпал в образах этих людей свою мотивацию и продолжал работать.
В фильме не только те, кто выиграл чемпионат Европы 1960-го года, но и футболисты предыдущего поколения, на игре которых росли тогда еще молодые футболисты, которым суждено было в скорости стать величайшей командой в истории Советского Союза.
Перед глазами тренеры Якушин, Аркадьев, Маслов, Бесков, Качалин, которые делали из молодых необстрелянных ребят дружную команду чемпионов, способных обыграть кого угодно.
В фильме есть незаслуженно забытый великий спартаковец Николай Иванович Паршин, который сыграл важнейшую роль в истории сборной Советского Союза, пусть и сыграл всего одну игру.
Если бы не он, скорее всего не было многих побед советской сборной. К сожалению Николай Иванович ушел из жизни в декабре 2012-го года. Только ради того чтобы рассказать историю Паршина, стоило пройти через все испытания.
И что самое главное лично для меня. Озеров очень много рассказал про футболистов той эпохи. За шкирку заставил меня все записать. А потом после 2000-го года, когда я уже сам загорелся проектом, все футболисты, с кем удалось поговорить, рассказывали о великом Озерове и его огромной роли для советского Спорта. И конечно, фигура Николая Николаевича Озерова проходит через весь фильм.
Ушли из жизни Маслаченко, Бубукин, Паршин, Иванов. К сожалению, очень плохое состояние у Крутикова. И их воспоминания ушли бы вместе с ними.
Наша команда бережно их сохранила.
Повторюсь, уверен: рано или поздно этот фильм будет сделан. Не я его сделаю, так мои дети или внуки.
Вы знаете, что меня больше всего поразило в общении с нашими ветеранами? Мы при встрече ставили перед всеми диктофон и говорили: “Рассказывайте что хотите”. И никто не рассказывал про себя. Все ветераны говорили только о своих великих партнерах, об их талантах, излюбленных финтах, лучших моментах.
Главный герой нашего фильма, великий Валентин Козьмич Иванов, записал для нас около 150 часов самых разных воспоминаний. Причем говорил много, интересно и почти не повторялся.
Мы стали расшифровывать записи и вдруг выясняется, что из 150 часов 90 про Стрельцова, 53 часа про других партнеров по «Торпедо»и сборной и максимум семь часов про себя. И то вяло, между делом и в рамках совместных мероприятий с партнерами по команде.
Мы попросили:«Валентин Козьмич, пожалуйста,расскажите нам немного про себя лично». Записали еще три часа - опять все о других. То тренер Бесков - молодец, то Маслов или Качалин; то без Маношина никогда бы не справились; такой-то гол было элементарно забить, потому что Стрельцов выдал идеальный пас; другой гол Валентин Козьмич забил, так как Виктор Понедельник отработал в защите за двоих, а Иванов хорошо отдохнул, восстановился и нашел силы для финального рывка. Мы уж пытались и так и сяк, опять почти не слова о себе.
К счастью, другие ветераны столько про Валентина Иванова нарассказывали, что хоть 100-серийный сериал снимай.
Меня иногда спрашивают - как мы писали сценарий, как придумывали сюжетные ходы и так далее. Я всегда абсолютно честно говорю — сценарий писался сам, рассказы наших героев друг о друге сами складывались в один большой рассказ о великих людях и их великих победах.
http://fanat1k.ru/news-90192-srochnoe-obrashche...sti.phpx