- Если мы несем бремя грехов, падений и одновременно взлетов, достижений своей державы, своей нации, своей православной культуры, тогда мы имеем право на будущее.
- Предреволюционная интеллигенция «разрушила Россию», захотев как кальку пересадить конструкции западных демократий на русскую почву, забыв о том религиозном основании, которое лежало в основании русской власти. Но она нуждалась в модернизации на собственном материале, а не на грубом растаптывании этого основания, которое совершила интеллигенция.
- Спор сегодня в политике идет все о тех же революционных проектах, а о предреволюционной России вообще речь не идет.
- Россия родилась не в 91-ом, и не в 17-ом.
- Необходимо остановить одичание нации, которое связано и с деинтеллектулизацией, и с падением общей гуманитарной эрудиции – это катастрофа страшнее экономической. Бросается в глаза тот факт, что за все последние годы главными организаторами антихристианской, прежде всего антиправославной кампании, наиболее активными оппонентами законам, регламентирующим деятельность сект и иностранных религиозных объединений, являлись те общественные силы и политики, которые, будучи сами атеистами, принадлежат к крайне либерально-западническому крылу. Они не раз доказывали свое нигилистическое и презрительное отношение к исторической России и русскому духовному наследию.
- Потребительская философия – это совсем не простой интерес к покупке новой и действительно необходимой стиральной машины, которую всем желаю иметь! Это отношение к жизни как к источнику наслаждения. Вот где большая беда, которую у нас совершило телевидение.
- Разве не видно, что наши отъявленные либералы являются фантасмагорическим сплавом большевизма и сегодняшнего западного либертаризма, да еще в постсоветском убогом варианте? Они оторваны в полной мере от подлинных основ как западной культуры, так и русской православной культуры. Для них Запад – прежде всего банки.
- Либерализм - детище философии прогресса, двоюродный брат коммунизма. Конечная цель - всемирное глобальное безрелигиозное общество.
- Соединенные Штаты возомнили себя господином мира.
- Совет Европы - это самопровозглашенный «IV либертарный Интернационал», раздающий дипломы на цивилизованность.
- Установка демократии - это внутреннее дело страны, и если страна не угрожает соседям, то никто не имеет права насаждать в ней демократию.
- У всех кавказских войн немусульманские режиссеры.
- Русское национальное самосознание, подвергшееся в последние годы невиданному после двадцатых годов глумлению, по-прежнему находится под бдительным контролем. Любым истинным проявлениям национальных чувств и серьезному обращению к вере сразу придаются уродливые и «опасные» значения. Эта уловка маскирует страх перед возрождением православного мышления, воцерковлением России и последовавшем бы незамедлительно новым укреплением российской государственности. Но противники прекрасно понимают, что именно лишенная подлинного национального, прежде всего духовно освященного наследия нация люмпенизируется и способна только на социально опасные проявления национальных чувств.
- Со времен Грибоедова никогда еще вроде бы лучшие умы, лица и кошельки государства не были до такой степени подвержены заграничному влиянию.
- Сейчас в политической жизни происходит много негативных явлений. Одно из них я называю КПСС-изацией политической жизни – сращиванием партийных структур с государственными.
- Бесконечной перетасовкой чиновников мы коррупцию не победим, потому что корень её - в упадке морали. То, что мы сегодня имеем, - результат разнузданной пропаганды богатства без чести, вседозволенности и презрения к долгу. Кропотливый путь восстановления надо начинать с детсадов - учить видеть разницу между плохим и хорошим, порядочным и непорядочным. Этому учат, к примеру, старые русские сказки, и нечего ждать изменений, если дети воспитываются на американских мультфильмах, где героем является удачливый нахал.
- Если мы согласимся на новый образовательный стандарт, то это будет гибель для нашей страны. Грядет одичание, наркотики, поножовщина, апатия или агрессия, еще большее огрубление нравов, мат. Все «дно», которое в фильмах выглядит как гротескная антиутопия, станет реальностью для значимого процента населения. Если мы хотим выжить, то на это надо обратить внимание прежде всего. Духовное, нравственное, культурное состояние нации важнее, чем количество денег.
- Свобода неотделима от нравственной системы ценностей!
- Те, кто защищал свободу, перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что символом свободы станут гей-парады.
- История без нравственного целеполагания – это и есть философия «конца истории».
- Там, где утрачено понятие греха, не может удержать человека и полицейский, т.к. сам полицейский тоже утратил понятие греха.
- Горе тому государству, где удерживает от преступления только страх перед уголовным наказанием.
- У Византии были наследники – Москва православная. У Москвы уже нет никого, и если она предаст это, она будет неизбывно виновата перед Господом и людьми за утерю истинной веры.
- В либертаристской доктрине нет места православной России.
- Православное мышление освобождает человека от греха национального высокомерия, ибо сущность православного нравственного поиска – в преодолении соблазна собственной гордыни, в нем нет места чувству превосходства одной личности над другой и одной нации над другой.
Напрашивается вывод, что за демагогическими утверждениями о частном характере религиозных воззрений в жизни общества и необходимости уравнения всех религий и сект, сведения их роли в обществе к роли прочих объединений по интересам, на самом деле скрывается вполне конкретное стремление всемерно ограничить влияние именно Православия и Русской Православной Церкви как духовного стержня нашего исторического и государственного развития и максимально обеспечить влияние других религиозных и псевдорелигиозных убеждений. Очевидно, что эти силы, маскирующиеся под поборников демократии и свободы совести, прекрасно осознают ту фундаментальную роль, которую вера вообще играет в формировании национального и общественного сознания. Этим силам очевидна роль Православия в истории русского народа и России, а также его потенциал. Ясно и то, что они глубоко враждебны целям и ценностям русского национального бытия, возрождению и полнокровному развитию которых они всемерно противодействуют. Опыт русской православной жизни является препятствием для осуществления их проектов, для которых необходима «мутация русского духа».
- Не пора ли вернуть идею справедливости туда, где она впервые возникла – в христианское русло.
- Для мобилизационной стратегической инициативы нужна в первую очередь внутренняя солидарность, а она достигается только справедливостью и ощущением каждого человека, что он нужен государству. А где оно, это ощущение?
- Идея социальной ответственности власти – ответственности сильного по отношению к слабому, а это и есть социальное государство. Простыми словами – это смешанного типа экономика: рыночная, но с сильным участием государства, с сильными налогами, с сильным рентным пользованием ресурсов. ХХ век дал нам бесценный опыт – и советский «социализм» со всеми его грехами, минусами и достижениями, и дикий капитализм 90-х, пора извлекать уроки!
- Я считаю, что будущее мира и общеевропейской христианской цивилизации, к которой мы принадлежим как самобытная православная часть, безусловно, в социальном христианском государстве.
- Это должно быть, безусловно, социальное государство с христианскими отношением к жизни и к человеку, иначе мы не сможем совладать с теми вызовами, который грядущий век нам готовит – геополитика, климат, экономика, борьба за наши ресурсы, демография. Новый «изм» должен иметь внутренний духовный стержень, именно такой социализм – веление времени, и он ничего не имеет общего ни с демонами индивидуализма, ни с бесами принудительного коллективизма.
Мне кажется, что общество и в Европе постепенно пробуждается к новому осмыслению тех идей и экспериментов, которые само над собой испробовало в ХIХ-ХХ вв. Нет-нет, да встретишь все чаще мысль, которая выделяется по глубине поиска из традиционной либеральной идеологии. Но именно у России есть шанс первой соединить некогда разъединенные понятия – свободы и ответственности, справедливости, гармонии индивидуального и всеобщего.
- Я так бы хотела перенаправить энергию и протест в конструктивное русло.
- Если не застучат стройки, не будет программы почти бесплатных квартир молодым семьям, если не прощать полностью кредиты на жилье по рождении третьего ребенка (так было в Польше при социализме) – не будет ничего.
- Если развивать нашу глубинку, то Москва как раз перестанет испытывать напряжение, не будут туда стекаться все таланты и пороки, все капиталы и возможности, и начнется более равномерное развитие.
- Для россиян, согласно формулировке святителя Филарета Московского, государство в идеале - это общество семейного типа, когда нация представляет собой одно большое семейство, а власть несет моральную ответственность, думает не только о рациональном и правильном, но и о праведном и должном как истинный библейский отец.
Тем не менее, в начале ХХ века в идейном споре о том, какой модернизационный проект предпринять – свой или заимствованный, «славянофильство» на целый век проиграло западничеству, которое нам сначала явило «бесов социальности», затем, когда от тех устали – гримасу «демонов индивидуализма» в лице наших постсоветских либералов. Максималисты и доктринеры, они сочли, что высшая доблесть «подлинного демократа» - потирать руки от неудач своего правительства, топтать собственную историю и оскорблять жизнь и подвиг отцов. И все это вместо смиренного преодоления заблуждений, их осмысления.
- На самом деле, по всем экономическим и макроэкономическим показателям для инвентаризации ресурсов и инструментов выживания можно было бы, без всякой идеологии, руководствуясь лишь здравым смыслом, частично и «закрыть» страну на время, чисто ситуационно. Просто, чтобы сформировать некую стратегию будущего, а потом уже постепенно открываться. Кстати, о подобном задумываются сейчас и в некоторых европейских странах. Но кто у нас к такому готов психологически, когда столько лет совсем иное вдалбливалось в наше сознание? На всех экономических форумах только и ждут подтверждения и обещания не проводить протекционистской политики. Попробуй ограничь частный вывоз национального достояния, - такой визг поднимется! А сколько всего сегодня уходит из страны!
- Провозглашать себя великой державой – это не крепить блестящую мишуру на национальное платье, которое можно одевать по праздникам и потом убирать в сундук. Это очень большая ответственность, если хотите, - Богом данная миссия. Она определена и размерами территории, и масштабом истории, и теми катаклизмами, которые суждено было государству пережить. И вряд ли мы справились бы со всеми испытаниями, если бы не обладали тем самым объединяющим нас державным сознанием.
- Помогает Бог тому, кто этого достоин, кто сам ищет дорогу к Храму, молится и трудится, честно выполняет свой долг. Церковь, что бы ни писали, - это институт, пользующийся наибольшим авторитетом в обществе, не стопроцентным, конечно, но большим, чем все другие, и он будет только увеличиваться.
- Власть - это служение.
- Сегодня, на новом витке человеческого развития, особенно на фоне экономического кризиса, по моим ощущениям, бродит призрак того, что близко к христианскому социализму. И Россия может быть здесь первой. Нигде так не сильны одновременно ностальгия по социальному устройству государства и тяга к вере, к Церкви, к традиционным ценностям.
x