Наконец-то можно посмотреть российский футбол в далекой от абсурда ситуации. Все же в том, чтобы делать это, сидя в олимпийском телецентре в Лондоне, есть чувство долга, но мало мира с жизнью и профессией. Это был стресс, между нами вторгался Болт – большой, упругий, черный. А теперь жизнь налаживается. Спартак против Рубина – это было жгуче, это снова навело на мысль – что ж такое случилось в головах наших футбольных кого угодно, если матчи сплошь выходят такие веселые, полные событий, притягательные – вы можете, конечно, сделать сколько угодно оговорок, что веселый сценарий никак не соотносится с понятием «класс»... Но я вам отвечу вот что. Насчет класса мы узнавали и будем узнавать весной в еврокубках, тут ничего не изменилось. А сейчас мы о классе догадываемся, и лучше это делать в зеленом, пусть порой и искусственном, кипеже событий, коим и является наше традиционно одутловатое первенство вот уже пять туров. Кстати, буквально на днях меня спрашивали, не саботирует ли Фабио Капелло интересы сборной России, мало контактируя с «Мордовией».
В общем, я не вижу ничего плохого в том, что остросюжетная игра выглядела не особенно пропеченной, проще говоря, сыроватой с обеих сторон. Спартак резво начал – и нарвался, но если это аргумент в пользу Рубина, который вроде как выглядит прагматичным и рациональным, ждущим своего часа, так Рубин – на самом деле – достиг примерно того же, что и эпизодический персонаж саги о бравом солдате Швейке пан Еном, который пукнул – и встали старинные часы. Бывают такие совпадения, да даже и резонансы такие бывают! Пук-коды, так сказать. А на самом деле Рубин полчаса сидел на корточках, закрыв лицо и регенеративные органы руками, и если это контратакующая тактика – значит, Алана Касаева ждет Барселона, а Еременко – Ман Сити. Но все это, ребяты, случай. Гол Рубина – случай, да, никакая не тактика.
Вот дальше Рубин развернулся. Играть по счету эта команда умеет. Но что это значит? Это значит, что начинайся матч со счета 1:0 в пользу казанцев, они бы претендовали хоть на кубок «Большие Уши». Но это невозможно. Поэтому Рубин играет в лотерею. Спартак первые полчаса обращался в штрафной с мячом, словно он квадратный, и это не достижение Рубина. Во всяком случае для тех, кто не верит в силу четок и счастливого костюма Курбана Бердыева. А тем, кто верит, я просто скажу – ребята, радуйтесь, что счастливые у Курбана Бекиевича рубашки, а не, к примеру, носки. Это определяющий момент для атмосферы в раздевалке.
Но Спартак начал перебирать варианты. Это не было поиском, а точнее – выбором противоядия. Это было именно перебором – а чего мы еще можем. Эмери играл изящно – если бы он имел ввиду запланированную сложную перестройку к варианту, который в конце концов сработал, он был бы гений. Но он в первую очередь парень, который любит побеждать, он для этого достаточно авантюрный, но недостаточно прагматичный. Как он мыслил? Он видел, что его команда имеет все шансы сидеть на воротах соперника, который готов на них сидеть. Его замены – это задача за счет людей, ведущих розыгрыш мяча коротко-средне, но по земле, ввести в бой людей, готовых целенаправленно грузить мяч к воротам и там за него фигачиться. Поэтому вышел Яковлев, который на самом деле позволил перейти в полузащиту Комбарову – мастеру подач. Сам Яковлев отлично бы выводил, и он выводил, мяч в атаку – Рубин защищался, большего от защитника не требовалось. Под подачи вышел Дзюба – и, вообще говоря, грубая ошибка (хотя, может, и наитие тренера), что вместо Эменике, а не Веллитона. Вот так перестраивался Спартак.
И это был ва-банк, конечно. Это сработало. Как? Соглашусь с коллегой Черданцевым, работавшим матч: эффективны оказались не сами по себе перестановки. Сработало то, что тренер искал, а команда это видела. Дело не в варианте – дело в том, что сам поиск, сам поход ва-банк – это же и есть заклинание старого спартаковского привидения, незабываемого духа, которого в конечном счете зовут «мы Спартак, а вы говно». Комбаров ни разу не попал в манерную дзюбину голову, а Веллитон, которого вместо Эменике тренер оставил на поле (возможно, бросив монету), дернул ногу – но Спартак тянул, давил, в общем, суетился, и в итоге забил со стандарта (очень похожий мяч потом от Рондона Дикань отобьет) и с пенальти – абсолютно симметричного рубиновскому.
А вот Рубин не искал. Может, это и не так, может, это замыслу не соответствовало?.. Но, понимаете, когда команда первые полчаса не проводит ни одной атаки, потом забивает, а воскресает только, получив два... Если хотите, назовите это прагматикой. Вот только никакая это не прагматика. Странный он, Рубин. Играть может со всеми, но игру сам себе словно по секундомеру отмеряет: тут играем, тут нет, тут неразборчиво – простите, я рыбку заворачивал... О, включаемся, уже темп, уже чардаш Монти. Прекрасно, это гимн победителю Рубина. Забить в концовке казанцы могли, но в основном потому, что Спартак банковал, и в защите было мало защитников. Яковлев тот же выносил как-то мяч из штрафной так, что для Романа Еременко это было как идеальный голевой наброс. Роман не попал, а Павлу надо добрать навыков в игре на фланге. Выбрасывать мяч на линию штрафной игрок бездарный не может, но когда это делает талантливый – так лучше, может, бездарный был бы?..
Но это все равно уже про Рубин, про его пресловутые контратаки. Не было ничего. Взялся за грудь – говори что-нибудь. Подачи Натхо, мощь Наваса, раж Еременко – где вы были раньше? О чем вам грустить? Казанский футбол угрюм и не уверен в себе, спартаковский – порывист. Кого выбирает фортуна – вопрос риторический. Она женщина
http://www.sports.rux