1. Серьезное увлечение фотографиейВальверде купил свой первый профессиональный фотоаппарат задолго до того, как появилось поколение хипстеров и стало модно ходить по улицам с камерами на шее. Эрнесто записался в школу фотоискусства на излете 80-х, когда он только-только переметнулся из “Эспаньола” во вражескую “Барселону”, мучился из-за эпидемии травм и не знал, чем занять свободное время. Начав обучение, Вальверде быстро перестал относиться к фотографии как к простой забаве и всерьез задумался о том, чтобы заняться ей профессионально.
“Мне кажется, фотосъемка очень похожа на выбор стартового состава. Чем? Тем, что необходимо думать о композиции и балансе. Только в одном случае дело касается физических параметров, а в другом – игроков и типа игры. Я бы, может, и стал фотографом, но футбол подсадил меня на крючок, и сейчас это невозможно. Не представляю, как можно совмещать два таких серьезных занятия: работа с командой занимает все мысли, высасывает силы”, – сказал Вальверде в 2007 году.
Впрочем, еще до начала серьезной тренерской карьеры он успел опубликовать в журналах пару своих снимков. Самым известным и доступным оказался портрет испанского писателя Бернардо Атксаги.
На этом связь Вальверде с искусством не заканчивается: его родной брат Микель – знаменитый карикатурист, автор комиксов и иллюстратор детских книг.
2. Предложения от “Барселоны”, «Валенсии», “Суонси” и “Спартака”Вальверде твердио решил уехать из Греции еще летом прошлого года, но объявил обо всем только несколько дней назад. Греческие СМИ тут же взгрустнули и перечислили его главные достижения: при испанце “Олимпиакос” показывал самую стабильную игру за последние 10 лет, стал гораздо увереннее и мощнее, раскрылись игроки, с которыми Эрнесто работал индивидуально. Такую характеристику приятно прикрепить к резюме.
Вальверде еще несколько лет назад считался одним из самых талантливых испанских тренеров, и засиживаться в Греции ему было ни к чему. Уже в этом году его называли одним из возможных преемников Хосепа Гвардиолы, слухи отправляли его в самобытный “Суонси” и «Валенсию», но примерно неделю назад стало известно о конкретном предложении от “Спартака”.
По данным греческого издания Sport Day, Вальверде все-таки отклонил предложение красно-белых, хотя цифры, прописанные в контракте, внушали уважение – 3,5 миллиона евро в год. Зарплата Эрнесто в “Олимпиакосе” составляла 1,8 миллиона.
Василий Уткин в эфире радиостанции “Эхо Москвы”, 16 апреля: “Считаю, лучшая кандидатура на пост тренера “Спартака” – Эрнесто Вальверде. Сейчас он уже второй год работает в Греции, что очень важно, поскольку не всякий испанский тренер может работать за рубежом. И его “Олимпиакос” показал себя командой весьма интересной, конкурентоспособной в Европе. Думаю, что это была бы хорошая фигура. Но я считаю, что Карпин – оптимальная кандидатура на данный момент”.
3. Выступал за отмену фэйр-плейВальверде никогда не стеснялся демонстрировать оппозиционные настроения, и для человека, претендующего на работу в “Спартаке”, это, безусловно, плюс. В ноябре 2007 года Эрнесто вместе с руководством “Эспаньола” обратился ко всем клубам примеры с требованием поддержать протест против фэйр-плей. Таким образом каталонцы хотели сократить количество остановок, вызванных падениями футболистов на газон.
Как говорил Вальверде, в современном футболе настолько реалистично имитируют травмы, что это приводит к хитростям и неоправданным задержкам. “Если мы перестанем постоянно выбивать мяч за линию, матчи станут более быстрыми и захватывающими”, – говорил он.
Похоже, Сергею Фурсенко пора напрячься.
4. Любит схемы 4-3-3 и 4-2-3-1
Приглашение Вальверде не подразумевает революций в игровой философии “Спартака”: предпочтения испанца сходы с тем, что уже три года прививает команде Валерий Карпин. “В Греции очень страстный футбол, но мы проводим системную работу и делаем все обдуманно. Мы играем быстрее и компактнее, чем остальные команды. Наша атака должна быть стремительной, поэтому переход мяча из обороны на чужую половину должен быть максимально быстрым. Мне нравится, когда защитная линия не прижмается к воротам и проводит высокий прессинг”, – сказал Эрнесто в марте этого года.
Чаще всего Вальверде использует схемы 4-3-3 и 4-2-3-1. При этом в каждой из них заготовлено место под креативного центрального полузащитника, который может действовать как из глубины (Ибагаса), так и на грани нападения (Фустер). В “Спартаке” игроков такого плана катастрофически не хватает, и эта проблема наверняка будет решаться летними покупками.
5. Вывел “Эспаньол” в финал Кубка УЕФАПервый год работы в “Эспаньоле” по-прежнему остается для Вальверде самым бурным в карьере. Тогда ему было 43 года, и романтичный каталонский клуб долго не воспринимали всерьез – казалось, что вот-вот что-то перемкнет, и эта самобытная постройка рухнет. Но ничего подобного не происходило: атаки держались на плечах гиперактивного Ивана де ла Пеньи, впереди пахал практически списанный со счетов Вальтер Пандиани, и “Эспаньол” продолжал штамповать голы.
По пути к финалу каталонцы расправились с “Ливорно”, “Маккаби” из Хайфы, “Бенфикой” и “Вердером”, но в финале все перечеркнула неудачная серия пенальти. Три промаха – и “Эспаньол” во второй раз в истории проиграл в финале Кубка УЕФА. Но немногочисленные болельщики клуба по-прежнему с придыханием вспоминают весну 2007-го: когда еще их любимцы были самой результативной командой турнира и забивали больше двух мячей за игру?
http://www.sports.ru/football/140418955.htmlx