Предлагаю отделить обсуждение текущих "злободневных" тем от вопросов догматики или мировоззрения.
В этой ветке уместно будет обсудить особенности мировоззрения и соспоставить взгляды собеседников на устройство мира, назначение человека, понимание Бога и возможности Его постичь.
Прошу сохранять умеренный тон диалога и быть тактичными.
Спутник
15 April 2011
Христианство: мировоззрение и догматика
Спутник:
|
Верно ли я понимаю, что мы с Вами согласны в том, что объекты и явления могут объективно существовать независимо от нашего личного знания о них? |
Нет, не верно. Явления могут существовать, а могут и не существовать. Может быть и то и другое. И ничего более конкретного на сей счет сказать нельзя. Объективна здесь только неопределенность, вероятность. Парадокс кота Шредингера
цитата: |
Верно ли я понимаю, что наше знание о существовании предмета становится истинным на основании лишь личного опыта знакомства с объектом и явлением? |
на основании личного опыта может возникнуть только личное знание (уверенность) и точно такая же личная истина. И это как раз и происходит сплошь и рядом. Сколько людей - столько и мнений. Но ни о какой объективной истине тут говорить не приходится.
цитата: |
Верно ли, что не имеющий личного опыта знакомства с объектом или явлением человек для своего самоопределения относительно существования объекта или явления призван или 1) искать и приобретать личный опыт, или, вторая общая группа, 2а) внутренне согласиться с (принять доводы логики, довериться авторитету имеющих личный опыт, принять на веру...) истинностью существования объекта или явления, не имея личного опыта, или 2б) внутренне не согласиться с существованием (по тем же причинам). Третий вариант - остаться в состоянии нерешенной задачи самоопределения (по причине отсутствия внутренних или внешних стимулов к тому, несформированности мировоззрения и нечеткости критериев для самоопределения, неспособности к анализу и т.д.) |
Куда и для чего призван человек - решает сам этот человек. Нет никакого объективного призвания, равно как нет и универсальной формулы определения этого признания. Есть те, которые что-то все время ищут. Есть и те которым плевать. И те и другие по-своему правы. И каждый сам для себя определяет и мотивы поиска или отказа от поиска, критерии истинности, и степень привлечения веры. И все это касается лишь его ИМХО и это его право. Но как только мы начинаем говорить об объективности, мы опять приходим к необходимости использовать непротиворечивую логику и многократные эксперименты, то есть к науке. В разговоре об объективности - вере нет места.
Наиль
29 April 2011
atotsup:
|
Спутник:
| Верно ли я понимаю, что мы с Вами согласны в том, что объекты и явления могут объективно существовать независимо от нашего личного знания о них? |
Нет, не верно. Явления могут существовать, а могут и не существовать. Может быть и то и другое. И ничего более конкретного на сей счет сказать нельзя. Объективна здесь только неопределенность, вероятность. Парадокс кота Шредингера |
Ты дал логически странный ответ. Вопрос был - "могут ли объкты существовать независимо он нас".
Конечно, да. Могут.
Нас не спрашивали, "могут ли НЕ сущетвовать?" Так что кота зря побеспокоил...
Наиль:
|
atotsup:
| Спутник:
| Верно ли я понимаю, что мы с Вами согласны в том, что объекты и явления могут объективно существовать независимо от нашего личного знания о них? |
Нет, не верно. Явления могут существовать, а могут и не существовать. Может быть и то и другое. И ничего более конкретного на сей счет сказать нельзя. Объективна здесь только неопределенность, вероятность. Парадокс кота Шредингера |
Ты дал логически странный ответ. Вопрос был - "могут ли объкты существовать независимо он нас". Конечно, да. Могут.
Нас не спрашивали, "могут ли НЕ сущетвовать?" Так что кота зря побеспокоил... |
Я как раз дал ответ в контексте строжайшей логики. Как я и говорил, рассуждать о существовании любого объекта имеет смысл, только сделав его объектом измышления и вербальной логики языка. Рассуждать об
объективном существовании объекта - имеет смысл только в контексте непротиворечивой логики и опыта эксперимента. До тех пор пока мы не имеем определения объекта, непротиворечиво вписывающегося в существующую концепцию, и опыта подтвержденного эксперимента - объективное существование объекта спорно, хотя бы потому что невозможно утверждать что именно мы подразумеваем под объектом. И это все что можно об этом сказать. В этом смысле без нас (то есть независимо от нас) говорить об объективности бессмысленно, ибо тогда исключается наблюдатель и интерпретатор наблюдаемого. Это как раз извечный философский вопрос: что первично, бытие или сознание. Нет сознания, кто может сказать что либо об объективности и даже о том есть ли она вообще. Есть концепция, что наше познание мира, по сути есть познание своего сознания. И до сих пор никто не может однозначно ответить на этот вопрос.
Наиль
29 April 2011
atotsup:
|
В этом смысле без нас (то есть независимо от нас) говорить об объективности бессмысленно, ибо тогда исключается наблюдатель и интерпретатор наблюдаемого. Это как раз извечный философский вопрос: что первично, бытие или сознание. Нет сознания, кто может сказать что либо об объективности и даже о том есть ли она вообще. Есть концепция, что наше познание мира, по сути есть познание своего сознания. И до сих пор никто не может однозначно ответить на этот вопрос. |
Тут я не согласен. Земля сформировалась до появления на ней людей - и независимо от них.
Не люди, так абсолютно произвольные иноплаентяне могли проверить ее существование, измерить ее массу и альбедо. Пусть у них другие единицы измерения, но результат не зависит от вида измеряющих.
И даже от их наличия.
Для меня нет вопроса, что первично. Для меня - первична материя, а не сознаение.
Наиль:
|
Тут я не согласен. Земля сформировалась до появления на ней людей - и независимо от них |
А теперь давайте обсудим фильм "Матрица"!
Или "13 этаж".
И только после этого вернемся к восприятию объективности понимания Земли, её возраста и т.п. проблем.
СпутникЯ полностью поддерживаю позицию
atotsup и пока ничего не могу к ней добавить.
tired_pilot:
|
А теперь давайте обсудим фильм "Матрица"! |
И чего такого особенного в этом фильме? Я считаю, что основная идея там нерабочая.
Человек, который лежит в растворе, что бы ему не показывали, ни обретет сознания, не будет осознавать себя. Останется на уровне новорожденного.
Не говоря уже о том бреде, что из людей как-то можно получать энергию...
Но фильм хороший, мне нравится
Наиль
29 April 2011
Вот еще вопрос религиозным товарищам.
1. В какой момент в человеке появляется душа?
2. Означает ли, что если у человека есть душа, у него есть и сознание?
tired_pilot
29 April 2011
Наиль:
|
Не говоря уже о том бреде, что из людей как-то можно получать энергию... |
Ну из лимона же получают... значит и из человека что-то можно выжать. Наверное.
Наиль:
|
Я считаю, что основная идея там нерабочая |
Не, я в разрезе про объективность и необъективность.
Большинство "жителей Матрицы" до конца жизни так и не узнавали о наличии "объективной Земли". И были полностью уверены в том, что их понимание верно.
Для нас Земля до появления человека существует "объективно" только потому, что это нам подсказывает наш научный опыт.
Но наука может заблуждаться или кто-то нас сознательно может вводить в заблуждение, "подсовывая" доказательства.
Квинтессенцией данного подхода к пониманию мира может служить фраза "я знаю, что я ничего не знаю".
Как-то так.
цитата: |
Есть концепция, что наше познание мира, по сути есть познание своего сознания. И до сих пор никто не может однозначно ответить на этот вопрос. |
А познание мира собачкой или например дельфином, являеится ИХ познанием и они между собой не взамодействуют?
А если эти познания сходятся в огромном количестве физических факторов (пространство, физика, например - законы гравитации, восприятие зрительных образов перспективы и даже сны). Как к этому отнестись?
цитата: |
наше познание мира, по сути есть познание своего сознания. |
Это всего лишь очередной философский парадокс. Их можно насоставлять множество превеликое.
atotsup
29 April 2011
Наиль:
|
Тут я не согласен. Земля сформировалась до появления на ней людей - и независимо от них. Не люди, так абсолютно произвольные иноплаентяне могли проверить ее существование, измерить ее массу и альбедо. Пусть у них другие единицы измерения, но результат не зависит от вида измеряющих. И даже от их наличия.
Для меня нет вопроса, что первично. Для меня - первична материя, а не сознаение. |
Ты не понял. Что либо сказать о Земле, о том что она есть, когда сформировалась, что есть сформировалась, и что такое время вообще - это концепция логики ума, продукт интеллекта, сознания. Как я и говорил, принципиальным отличием человека от животного является абстрактное мышление, как свойство его интеллекта. Человек может рассуждать и строить представления об абстрактных вещах, то есть, о том что не находятся непосредственно в поле его восприятия. По этому любые рассуждения о чем либо, даже о том что было до человека, все равно является продуктом человеческого мышления, и целиком и полностью обусловлено спецификой такого мышления. Другими словами, нет никакой возможности "увидеть" объективность непосредственно, кроме как через призму интерпретации ума. Все наши воззрения, даже научные, всегда привязаны у инструменту познания - интеллекту. Тем самым все что мы заключаем - всегда будет только представлением об Объективности, но не самой Объективностью.
Вот что на сей счет замечал Курт Гёдель (известнейший математик, физик и философ): "для любой непротиворечивой системы аксиом существует утверждение, которое в рамках принятой аксиоматической системы не может быть ни доказано, ни опровергнуто»" - этот вывод Гёдель сделал после доказательства своей теоремы о не полноте, которую он доказал еще в 1931-ом году. В своей второй теореме о неполноте Гёдель пошел еще дальше предложив тезис: "Логическая полнота (или неполнота) любой системы аксиом не может быть доказана в рамках этой системы. Для ее доказательства или опровержения требуются дополнительные аксиомы (усиление системы)", то есть "внутренняя непротиворечивость любой математической теории не может быть доказана иначе, как с помощью обращения к другой теории, использующей более сильные допущения" - и доказал и это утверждение. Венцом его работ был сформулированный им же принцип неполноты:
"Никакая система не может изучать другую систему, организованную более сложно." То есть, все наши дерзновения интеллектуально узреть Объективность имеют смысл лишь в контексте предположения, что эта Объективность устроенна проще нас самих и нашего интеллекта.
В этом свете, рассуждения о том что есть какая то Земля, и она была до того-то и того-то всего лишь один из множества вариантов смотреть на Объективность.
tired_pilot:
|
Большинство "жителей Матрицы" до конца жизни так и не узнавали о наличии "объективной Земли". И были полностью уверены в том, что их понимание верно. |
Ну не узнали и не узнали, фиг с ними.
Я как раз про это и говорил: планета была до них, узнали ли они об этом или нет. Или вовсе не родились, неважно - звезда без имени по-прежнему грела планету без имени...
atotsup:
|
То есть, все наши дерзновения узреть Объективность имеют смысл лишь в контексте предположения, что эта Объективность устроенна проще нас самих и нашего интеллекта. |
Аналогично.
Плевать на нас и на наши дерзновения. Нет нас и не было. А планета была и будет независимо от наших дерзновений. На ней лисицы жили, и ничего не дерзали. А планета - была.
Гипотеза об первичности материи. Ты с ней согласен или нет?
цитата: |
"Никакая система не может изучать другую систему, организованную более сложно." То есть, все наши дерзновения узреть Объективность имеют смысл лишь в контексте предположения, что эта Объективность устроенна проще нас самих и нашего интеллекта. |
Неверное заключение из посылки. Верное - если Объективность устроенна
не сложнее нас самих и нашего интеллекта. А это вплоне допустимо и даже очень вероятно - что мы и окружающее устроены одинакого сложно.
Trasser:
|
цитата: | наше познание мира, по сути есть познание своего сознания. |
Это всего лишь очередной философский парадокс. Их можно насоставлять множество превеликое. |
современная фундаментальная физика просто изобилует такими парадоксами, осмысление которых ведет к ошеломляющим выводам, которые в свою очередь, толкают на изменение парадигмы мышления и всей научной парадигмы мировосприятия и отношения к объективности. В квантовой механике давным давно, на полном серьезе, исходят из того что наблюдатель неотделим от наблюдаемого, и граница крайне зыбка. Есть мнение, что Реальность твориться в процессе наблюдения за ней. У Гейзенберга, у Бора, у Капры, на сей счет очень множество соображений.
Наиль:
|
Плевать на нас и на наши дерзновения. Нет нас и не было. А планета была и будет независимо от наших дерзновений. На ней лисицы жили, и ничего не дерзали. А планета - была. |
наиль, не ужели ты сам не усматриваешь противоречия в свой логике? Если нет тебя, то кто заявляет о том что есть в твое отсутствие?
Если это заявляешь ты, то ты есть.
цитата: |
Гипотеза об первичности материи. Ты с ней согласен или нет? |
я сторонник гипотезы что материя и сознание - разные формы проявления одного и того же.
atotsup:
|
Есть мнение, что Реальность твориться в процессе наблюдения за ней. |
Не творится, а изменяется
. Это разные вещи. Да, в процессе наблюдения изменяются и наблюдаемое, и наблюдатель. Но - не творится.
Наблюдая ни за чем, невозможно создать что-то из ничего. Это противоречит вообще любой логике.
Наиль:
|
А это вплоне допустимо и даже очень вероятно - что мы и окружающее устроены одинакого сложно. |
для начала нужно доказать что мы и объективность имеют место быть и они существуют независимо друг от друга. А уже с этим есть трудности.
цитата: |
Никакая система не может изучать другую систему, организованную более сложно." |
Исходя из этого - система религиозного мировоззрения не может даже понять соременную научную систему мировоззрения. А стремление "закрепить" своё состояние в неизменной (исстинной вере) влечёт к ...
Исходя из вышесказанного - развитие и есть замысел. Но мы его и так видим в виде прямого выполнения с самой природе и в эволюции. И не только биологической, но и физической (например, пока были только атомы водорода - не существовало очень многих физических явлений - потом мир "усложнялся" и явления проявились, и проявлялись более сложные их зависимости.
Были ли законы физики (существовали ли) до возможности их проявления в виде возникшей заимосвязи материи? Вопрос философии... Будут ли открыты новые законы физики - будут, без вопросов. Ограничено ли наше сознание открытыми в данный момент законами - нет, однозначно. Возможны ли изменения законов физики, при изменении физических условий - да конечно, примеры теоретической физики с их огромными дорогими и специально созданными (для изменения или создания условий) штуковинами типа токомака или коллайдера позволяют божественным образом экспериментировать даже с тем, чего НЕТ.
Вопрос же не философских парадоксах (жизнь - это умирание, всё относительно, я знаю, что я ничего не знаю) - они безцельны ( девочек "умностью" удивлять, и в пьяной подростковой компании умничать). Дело в поставленый задачах и целях.
Наиль:
|
atotsup:
| Есть мнение, что Реальность твориться в процессе наблюдения за ней. |
Не творится, а изменяется . Это разные вещи. Да, в процессе наблюдения изменяются и наблюдаемое, и наблюдатель. Но - не творится. Наблюдая ни за чем, невозможно создать что-то из ничего. Это противоречит вообще любой логике. |
что по-твоему творчество? и чем оно отличается от изменения?
цитата: |
Наблюдая ни за чем, невозможно создать что-то из ничего. Это противоречит вообще любой логике. |
квантовая механика утверждает обратное. Возможно рождение частиц материи из ничего, из флуктуаций энергетического вакуума. И так же возможно исчезновение материи в никуда, в энергетический патерн вакуума. Формула E=mc^2 увязывает материю и энергию. Другими словами энергия и матереия - это лишь форма состояния одно и того же. Но чего...
Наиль
29 April 2011
atotsup:
|
наиль, не ужели ты сам не усматриваешь противоречия в свой логике? Если нет тебя, то кто заявляет о том что есть в твое отсутствие? Если это заявляешь ты, то ты есть. |
не, не усматриваю. Если меня нет, никто ничего не заявляет. А лисицы живут на планете без заявлений.
Ты допускаешь, что может быть звезда, планета и лисицы на ней - и безо всяких заявлений?
Зачем нужны эти заявления?
Чего тебя так пугает, что никто не заявляет о себе и прочем?
Trasser
я тоже считаю, что современная фундаментальная наука, гораздо более близка к духовности и пониманию высших состояний бытия.
Trasser
29 April 2011
цитата: |
современная фундаментальная физика просто изобилует такими парадоксами |
Ничего подобного
Хотя, возможно, мы не сходимся в терминах.
Современная физика - это конкретные цели и задачи.
Приведённый пример о квантовой механике - тому пример.
Есть ещё более наглядный пример - тупик физики и "выдумывание" от потолка например корпускулярной теории в изучении света, чтобы выйти "из тупика". В любом случае - там не до "подростковых" философских парадоксов - там конкретика задач и способа оценки всегда. Говорю как племянник учёного физика
Мне эти "философские" беседы с реальным физиком, в подростковом возрасте хорошо знакомы
Наиль
29 April 2011
atotsup:
|
Возможно рождение частиц материи из ничего, из флуктуаций энергетического вакуума. |
"флуктуаций энергетического вакуума" - это термин из научной фантастики?
Если в вакууме есть энергия - это не "ничто". Ничто - это когда совсем ничего нет. И из этого ничего не может возникнуть что-то.
цитата: |
и пониманию высших состояний бытия. |
еще есть такие "тонкие материи", они не к высшим состояниям относятся?
Бытие мое...
Наиль:
|
не, не усматриваю. Если меня нет, никто ничего не заявляет. А лисицы живут на планете без заявлений. |
ты все же очень странный человек
Если тебя нет, то свою фразу ты должен был закончить на словах: "...никто ничего не заявляет." Точка.
Про лисицу говорить уже некому
цитата: |
Ты допускаешь, что может быть звезда, планета и лисицы на ней - и безо всяких заявлений. |
нет не допускаю, потому что без всяких заявлений нет предмета обсуждения вообще.
цитата: |
Зачем нужны эти заявления? Чего тебя так пугает, что никто не заявляет о себе и прочем? |
меня ничего не пугает, я лишь придерживаюсь формальной логики и показываю тебе, что любое утверждение об Объективности - изначально обречено на распадение на вероятностный подход. Квантовая механика рассматривает Реальность как совокупность бесконечного числа вероятностей чего угодно. Отсюда и вывод о бесконечном количестве Вселенных, которые "схлопываются" в одну и превращаются в непосредственный опыт наблюдения как раз в момент самого наблюдения. То есть. до тех пор пока ты лично, непосредственно это не пронаблюдал, ты не можешь утверждать ровным счетом ничего, или можешь утверждать все что угодно. И то и другое будет лишь вероятностными патерами.
Наиль
29 April 2011
atotsupцитата: |
нет не допускаю, потому что без всяких заявлений нет предмета обсуждения вообще. |
А я допускаю, что материя есть незвисимо от того, обсуждает ли ее кто-то или нет.
Отвелекись от обсуждения. Вот ты увидел лису в зоопарке (обсудил ее, если интересно). И забыл про неё. А лиса - осталась и вполне благополучно живет. Почему она должна пропась, если ее никто не обсуждает???
По твоему - ты вспомнил про лису -сходил, проверил - она появилась как результат... чего там? "
бесконечном количестве Вселенных, которые "схлопываются" в одну и превращаются в непосредственный опыт наблюдения" - вселенные схлопнулись в лису.
А потом ты ушел из зоопарка - и лиса исчезла?
Боже, как сложно...
Наиль:
|
"флуктуаций энергетического вакуума" - это термин из научной фантастики? Если в вакууме есть энергия - это не "ничто". Ничто - это когда совсем ничего нет. И из этого ничего не может возникнуть что-то. |
Вакуум это пространство без вещества.
"Под физическим вакуумом в современной физике понимают полностью лишённое вещества пространство. Даже если бы удалось получить это состояние на практике, оно не было бы абсолютной пустотой. Квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей. В некоторых конкретных теориях поля вакуум может обладать нетривиальными топологическими свойствами, но не только, а также в теории могут существовать несколько различных вакуумов, различающихся плотностью энергии, и т. д." Эйнштейн резюмирую свою работу по ОТО, замечал, что пространство - есть производная вещества. И если из пространства убрать все вещество, то не будет и пространства ни времени. Именно по этому он пространство и время объединил в единое понятие пространственно-временного континума.
Под "высшими состояниями бытия" я имел в виду то что не лежит в сфере повседневного непосредственного опыта.
Наиль
29 April 2011
atotsup:
|
физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей |
Ох... опять. Ну нет в НИЧЕГО полей. Нечему колебаться. Даже "так называемым" колебаниям. Кстати, что за физический термин такой "так называемые колебания"???
Наиль:
|
atotsup
цитата: | нет не допускаю, потому что без всяких заявлений нет предмета обсуждения вообще. |
А я допускаю, что материя есть незвисимо от того, обсуждает ли ее кто-то или нет. |
думаю что это можно назвать предметом твоей веры
цитата: |
А лиса - осталась и вполне благополучно живет. Почему она должна пропась, если ее никто не обсуждает??? |
я не говорил что она должна непременно пропасть. Я говорил что как только лиса перестала быть объектом непосредственного переживания (опыта), о лисе можно говорить лишь с позиции вероятностей. Кот Шредингера! И ты зря игнорировал этот пример. Он как раз очень хорошо показывает как Реальность "распадается" на вероятности явлений и "схлопывается" в одно явление, в момент наблюдения.
цитата: |
По твоему - ты вспомнил про лису -сходил, проверил - она появилась как результат... чего там? "бесконечном количестве Вселенных, которые "схлопываются" в одну и превращаются в непосредственный опыт наблюдения" - вселенные схлопнулись в лису. А потом ты ушел из зоопарка - и лиса исчезла? |
ты вообще что-то читал по квантовой механике и теории относительности?
цитата: |
Боже, как сложно... |
ну ты же хотел приспособить Реальность под свой интеллект, и тем самым упростить Реальность. Вот твой интеллект и упрощает
atotsup:
|
Наиль:
| А я допускаю, что материя есть незвисимо от того, обсуждает ли ее кто-то или нет. |
думаю что это можно назвать предметом твоей веры |
Я не сказал считаю или верю.
Я сказал, что допускаю это. Считаю, это это гораздо более вероятно.
Не надо придумывать лишних сущностей без необходимости.
цитата: |
ты вообще что-то читал по квантовой механике и теории относительности? |
Прежде чем переходитьс к диф. исчислению, давай сначла проверим знание теблицы умножения
.
Зявление что я хотел приспособить Реальнось под интеллект - комментировать не буду
.