В конце нынешней недели произошло знаменательное для российского спорта событие: впервые в истории отечественного футбола было дано официальное определение договорной игре. «Футбольный матч, проводимый в рамках соревнований под эгидой РФС, в котором присутствовала умышленная манипуляция результатом матча с целью получения материальной или иной выгоды», – именно так говорится в положении «Об экспертном совете при президенте РФС по выявлению договорных матчей в футбольных соревнованиях, проводимых под эгидой РФС».
Совет по выявлению договорных матчей был создан в июле 2011 года. Однако до нынешнего момента этот орган под председательством Анзора Кавазашвили действовал фактически на нелегитимной основе, так как документов, регламентирующих его деятельность, не было. Теперь совет сможет на законных основаниях расследовать матчи на предмет неспортивного характера, а также выносить наказания виновным. Соответствующие поправки были внесены в дисциплинарный регламент РФС и подписаны президентом организации Сергеем Фурсенко.
Как сообщает пресс-служба РФС, на заседании также были обсуждены меры «по совершенствованию российского уголовного законодательства с учетом зарубежного опыта в части борьбы с манипулированием спортивными результатами соревнований».
Еще ни один матч в чемпионатах России по футболу официально не признавался договорным.
Но с введением огромных штрафов, размер которых утвержден в дисциплинарном регламенте, прецедент может появиться. Если раньше РФС не был заинтересован в выявлении «странных» матчей, отныне он сможет серьезно на этом зарабатывать. Сергей Фурсенко не раз жаловался на скромный бюджет РФС, но теперь у него будет возможность пополнить казну.
В онлайн-интервью «Газете.Ru» Фурсенко говорил, что бюджет РФС составляет €35–40 млн. Если верить системе штрафов, то на выявлении одного-единственного договорняка РФС заработает €1–2 млн – в два раза больше, чем сумма, на которую были оштрафованы все клубы премьер-лиги в 2011 году за различные нарушения.
Однако в РФС «Газете.Ru» сообщили, что зарабатывать на «договорняках» не собираются, поскольку даже несколько разоблачений в год приведут к сильному удару по имиджу турнира. «Расчет сумм штрафов рассчитан не на заработок денег, а с целью выбить экономическую почву из-под ног договаривающихся, – рассказал «Газете.Ru» источник в РФС. – Их размер обсуждался на исполкоме РФС, и решение было принято на основе мнений, что примерно столько приносят договорные матчи их организаторам».
Регламент разграничивает попытку организации «странного» матча и доказанный «договорняк».
Если кто-то попытался организовать подобный поединок, но по каким-то причинам сделать этого не удалось, а экспертный совет доказал попытку сговора, физическое лицо будет оштрафовано на сумму от 1 до 5 млн рублей (плюс дисквалификация игрока от трех месяцев до одного года и/или запрет физическому лицу заниматься любой связанной с футболом деятельностью на срок не менее года), а юридическое лицо – на сумму от 10 до 30 млн рублей.
Куда более суровые санкции предусмотрены за состоявшийся договорной матч. Физическое лицо будет оштрафовано на 5 млн рублей (плюс дисквалификация игрока на срок от одного года до двух лет и/или запрет заниматься деятельностью, связанной с футболом, от трех лет до пожизненного), юридическое – на 50 млн рублей и возможные санкции в виде снятия 15 очков, лишения наград, исключения из лиги, перевода клуба в низший дивизион.
Кроме того, предусмотрено наложение штрафа в размере от 50 тысяч до 500 тысяч рублей на лицо, которое не спешит предоставлять информацию о договорном матче по требованию экспертного совета. Заведомо ложное обвинение в организации договорного матча отныне наказывается штрафом на физических лиц в размере от 1 до 5 млн рублей и дополнительными санкциями в виде дисквалификации.
Однако в регламенте предусмотрена и амнистия уличенному в организации «договорняка».
Для этого провинившемуся необходимо помочь в расследовании и покаяться перед советом, который сможет ходатайствовать перед президентом РФС об отмене или смягчении наказания. Однако в РФС уверены, что это не станет своеобразным черным ходом, с помощью которого можно манипулировать информацией. «В первую очередь амнистия предусмотрена для футболиста, который либо не успел принять участие в «договорняке», либо покаялся и вернул нечестно заработанные деньги. При этом надо понимать, что уголовной ответственности он все равно не избежит», – уверен источник в РФС.
Процедура признания матча договорным предусматривает голосование членов совета. При этом воздерживаться при голосовании запрещено. «Решение считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство от присутствующих на заседании членов совета, то есть 75% или более таких членов совета», – говорится в документе.
Однако заключение совета не является окончательным карательным документом. Сначала оно отправляется лично президенту РФС, который, мотивируя свое решение, отправляет дело в Следственный комитет или другие органы. «Суть в том, чтобы создать многоступенчатую систему, которая исключала бы принятие решения одним человеком, – поведал «Газете.Ru» источник. – Мы планируем создать взаимный контроль, чтобы избежать возможных ошибок».
Состав экспертного совета ни в каких документах официально не указан. Известно лишь, что его председателем является Кавазашвили, а заместителями назначены советник президента РФС по противодействию коррупции Юрий Жмурко и известный футбольный аналитик Александр Бубнов. При этом в положении о совете говорится, что в обязанности его членов входит «соблюдать конфиденциальность в своей деятельности и не общаться по вопросам деятельности совета со СМИ». Общаться со СМИ имеет право только Кавазашвили, который по причине недавно перенесенного инфаркта комментировать «Газете.Ru» изменения в статусе совета отказался.
Сейчас в разработке совета находятся два матча первого дивизиона: «СКА-Энергия» – «Динамо» (Брянск) и «Торпедо» (Владимир) – «Мордовия». Любому, располагающему информацией об этих или других матчах, предлагается оповестить совет по электронному адресу antidogovor@rfs.ru.
Читать полностью:
http://www.gazeta.ru/sport/rfc/2011/12/a_3932234.shtmlx