Проверки доказывают, что большинство водителей способны достаточно быстро активизировать тормоза в экстренной ситуации, но они не прикладывают достаточное усилие к педали тормоза. В результате этого максимальное тормозное давление создается относительно медленно, и тормозной путь излишне увеличивается.
Система ЕВА (помощь при экстренном торможении) регистрирует ситуацию экстренного торможения по реакции торможения со стороны водителя и автоматически инициирует возникновение максимального тормозного усилия, если превышается некоторый порог, записанный в памяти модуля.
Так как система ЕВА позволяет поднимать тормозное давление до и выше предела блокировки колес, ЕВА устанавливается только вместе с ABS.
Установленные системы ЕВА в зависимости от модели автомобиля являются или механическими или электронными.
Механическая система ЕВА
Механическая система ЕВА полностью встроена в вакуумный усилитель тормозов.
Определение порога активации основано на параметрах перемещения педали, которые являются функцией усилия нажатия на педаль тормоза и скорости перемещения педали.
Характеристические данные, заносимые в память, определяются отдельно для каждой модели автомобиля.
В механических системах ЕВА используется тот факт, что в начале торможения в вакуумном усилителе тормозов поршень клапана перемещается перед корпусом управления.
В результате между корпусом управления и поршнем клапана создается относительное перемещение, которое может быть высоким или низким в зависимости от силы нажатия на педаль тормоза и скорости перемещения педали.
Исходное положение
Относительное перемещение мало, когда педаль перемещается медленно с низкой силой, прикладываемой к ней. Если педаль нажимается быстро с высокой силой, относительное перемещение соответственно больше.
Нормальное торможение
В ситуации нормального торможения вследствие параметров силы активизации педали относительное перемещение остается настолько низким до тех пор, пока не превышается порог включения, заданный конструкцией.
Стопорная втулка удерживается в исходном положении силой, прикладываемой пружиной. Шариковая обойма может свободно перемещаться в осевом направлении, а шарики могут свободно перемещаться в радиальном направлении.
ЕВА в работе
Если пороговый уровень активации превышается вследствие возникновения ситуации экстренного торможения, то есть относительное перемещение поршня клапана настолько велико, что шарики перемещаются по конусу шариковой втулки, стопорная втулка может переместиться полностью в ее конечное положение.
Шарики теперь заблокированы, и шариковая втулка больше не может перемещаться в направлении закрытого положения дискового клапана.
Система ЕВА теперь находится в работе, будет создаваться максимальное тормозное давление, и педаль тормоза может быть выжата до предела почти без приложения силы.
Тормозное давление остается постоянным до тех пор, пока педаль тормоза не будет снова полностью отпущена.
Электронная система ЕВА
Электронная функция ЕВА встроена в программу поддержания курсовой устойчивости.
С помощью датчиков тормозного давления модуль ABS/ программы поддержания курсовой устойчивости контролирует период, в течение которого происходит рост давления в гидравлическом контуре тормозной системы.
Когда достигается предварительно заданное тормозное давление/ параметр времени, модуль ABS/ программы поддержания курсовой устойчивости обнаруживает экстренное торможение, инициируемое водителем. С помощью насоса ABS тормозное давление за короткий промежуток времени поднимается до максимального уровня.
Насос ABS остается включенным до тех пор, пока водитель жмет на педаль тормоза.
x