Как я получал права категории «А»
Во время своего прошлого межвахтового отпуска я сдал экзамены в ГАИ и получил новые права, в которых теперь кроме категории «Б» открыта категория «А», дающая право на управление мотоциклом. Я подумал, что некоторым из вас будет небезынтересно будет узнать, что же, собственно, сподвигло меня на этот удивительный для многих поступок, и как все это происходило.
Приехав в конце апреля с вахты домой, я к своей радости обнаружил, что погода на дворе стоит на удивление хорошая. Солнышко светило ярко, кондиционера в моей машине не предусмотрено, а посему в московских пробках приходилось часто открывать окно и глотать пыль и отравленный выхлопами воздух. А пробки в Москве, надо заметить, стали уже совсем не игрушечные, причем если несколько лет назад можно было как-то планировать свою поездку, зная примерно время образования пробки и выезжая заранее, то теперь они приобрели перманентный характер. Ездить по разделительной и встречной полосам уже не считается дурным тоном – так делают все и практически везде, хотя потом трудновато заезжать обратно на свою – как правило, не пускают (и правильно, кстати, делают).
Зато байкеров появилось довольно большое количество, причем на самых разнообразных, в основном импортных мотоциклах. Это уже не те байкеры, что прежде – на смердящих и разваливающихся на ходу «Ижах», «Восходах» или «Явах» с задранными к небу глушителями. На них теперь гоняют только мальчишки по дворам, и их количество, кажется, постоянно уменьшается - несолидно. Народ пересаживается на более благородные марки. Из отечественных такого эпитета заслуживает, пожалуй, только «Урал»-одиночка с хромированными крыльями, да и то с натяжкой – в основном благодаря солидному звуку выхлопа и просто чумовой тяге на низах. Ездить стали в основном на подержанных «японцах», которые, несмотря на относительно невысокую цену, имеют множество неоспоримых преимуществ перед любым новым отечественным изделием: электростартер, четырехтактные двигатели, водяное охлаждение, масляный радиатор, по карбюратору на каждый цилиндр или даже впрыск топлива, дисковые тормоза, усилитель тормозов и сцепления – практически автомобильный двигатель. В общем, кто знает, тот поймет. Разгон до сотни за 5-6 секунд у среднего японского мотоцикла считается вполне заурядным, а заряженные литровые версии «делают это» за 3.5 с на первой передаче, при этом стрелка тахометра не доходит пару делений до красной линии в 15 тысяч оборотов!
И вот как-то раз, стоя в одной из пробок и наблюдая, как очередной цивилизованный (в хорошем смысле этого слова) мотоциклист в красивом комбинезоне и шлеме-интеграле на таком вот чуде техники пролезает между рядами автомобилей и потом стремительно стартует на зеленый свет с совершенно удивительным басовитым и благородным рокотом, вспомнил я свое далекое детство и первый мопед, собранный из детского велосипеда на колесах-дутиках и мотора Д-6 (здесь надо снисходительно улыбнуться, ведь даже «Карпаты» тогда были для многих недосягаемы), на котором я рассекал по лесным дорожкам, оттачивая водительское мастерство, я подумал: а почему бы, собственно, и нет?.. Погоды-то какие стоят…
Утвердившись окончательно в мысли о том, что я этого хочу, я решил пойти цивилизованным путем и для начала выяснить, какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы стать обладателем заветной категории в правах. Убегать от ГАИ по подворотням уже несолидно, да и с моим небольшим мотоциклетным опытом может просто не получиться, тогда будет обидно вдвойне. Особенно если учесть, что в последнее время я все чаще стал видеть на обочинах дорог большие бело-синие мотоциклы BMW с кофрами, антеннами и надписью «милиция» – от них лучше и не пытаться. А платить штрафы на каждом посту – тоже перспектива не слишком заманчивая. Лучше потратить некоторое время сейчас, чем много, часто и против собственного желания тратить потом, когда его может и не быть.
Друг-милиционер в ответ на мою просьбу выяснить, как бы сделать это «по знакомству», за дополнительные деньги и желательно побыстрее, уверенным тоном сказал, что ничего не получится ввиду отсутствия таковых «знакомств», зато пообещал узнать, что же надо сделать для этого официально. Через пару дней не менее уверенным тоном он сообщил, что надо всего-то ничего: если категория «Б» уже есть, то на низшую категорию надо сдать только вождение, причем можно экстерном, то есть без предварительного обучения – если уверен в своих силах.
В своих силах я был уверен вполне, однако этого оказалось мало. При более близком ознакомлении с правилами сдачи экзаменов на другие, в том числе и низшие категории в стенах МРЭО ГИБДД выяснилось, что сдавать все равно придется сначала теоретический экзамен и лишь затем – вождение. 28 руб. и еще 28 коп. все удовольствие.
Наличие определенного излишка финансовых средств вкупе с естественным человеческим желанием сделать все как можно быстрее и проще, не прибегая к излишним (в данном случае – официальным) действиям не давало мне покоя, и я полез в Интернет, где после недолгих блужданий вышел на человека, который предлагал свою помощь в получении нужной мне категории совершенно официально, через МРЭО. Но за 400 баксов. Но быстро. В ответ на мое замечание о том, что не все клиенты готовы платить такие деньги за то, что в принципе можно с некоторыми умственными усилиями сделать за 28 руб. 28 коп., он согласился и искренне посетовал на то, что я уже десятый позвонивший, и ни один из десяти не согласился отдать такие деньги за то, что, в общем-то, не является такой необходимостью, как обладание правами на управление автомобилем. Я посоветовал ему обратиться в ГИБДД с просьбой пересмотреть «тариф», и он вежливо, но с явной грустью в голосе пообещал меня проинформировать в случае снижения цен. Очевидно, тариф остался прежним, потому что он не перезвонил до сих пор.
Я понял, что пришла пора действовать самому. Не теряя времени, я написал заявление на имя начальника МРЭО с просьбой обменять мое водительское удостоверение в связи с открытием новой категории, уплатил вышеозначенную сумму в местную сберкассу и уже готов был спросить, когда же можно являться на теоретический экзамен (вот сейчас, думаю, поеду куплю билеты, прорешаю их все, подготовлюсь как следует…), как старлей в окошечке мило улыбнулся, и упредив мой вопрос, сказал: поднимайтесь в 12-й кабинет, вас вызовут. А потом добавил: да, и еще - права свои вместе с временным талоном у меня оставьте пока… Еще не понимая до конца, что же это значит, я передал все, что ему было нужно, и лишь поднявшись к 12-му кабинету с надписью «Экзаменационный зал», все понял. Это была ловушка. Назад пути не было. «А как же подготовиться?..» пронеслось в мозгу. Но меня уже вызвали вовнутрь и указали место у компьютера.
Ну что-ж, приободрился я, в конце концов не зря же я проездил уже лет десять на машине, почти безаварийно, уж как-нибудь отвечу на эти 20 вопросов. И действительно, ответил. С тремя ошибками при двух допустимых. После чего старлей в окошечке выдал мне мои права обратно, а в его глазах читался немой укор типа: как же так, братец, на машине ездишь, а правил не знаешь. Что-ж, поехал в книжный магазин, купил билеты и стал их зубрить. Особое умиление вызывали вопросы типа «Должны ли вы уступить дорогу трамваю на перекрестке при вот таких и таких-то жестах регулировщика» - в реальной жизни трамвая одновременно с регулировщиком я не встречал ни разу, зато трамваю уступал всегда (хотя сделал для себя маленькое открытие – оказывается, есть случаи, когда трамваю уступать вовсе и не надо, а надо проезжать первым – век живи, век учись).
Может быть, именно поэтому и на второй раз я умудрился провалиться. Именно на трамвае и регулировщике. Стыдобища. Из здания ГИБДД выходил подавленный, практически убедив себя в том, что теперь мне за руль садиться просто нельзя, я ж, оказывается, не знаю ни черта и того и гляди на ближайшем перекрестке врежусь в трамвай или задавлю регулировщика! Однако ехать домой на чем-то было надо… Да и не бросать же собственную машину где попало... Музыка на волне любимой FM-радиостанции и хорошая погода сделали свое дело, и вскоре настроение улучшилось. Я решил, что надо просто хорошенько подготовиться, и я обязательно все сдам. А раз так, то почему бы между делом не поехать в мотосалон и не присмотреть себе мотик?
Покупка нового импортного мотика исключалась однозначно – по понятным причинам. Ну не готов я пока заплатить от 7 до 15 тысяч грина за, в общем-то, игрушку на летний сезон. Покупка нового отечественного… Ну, понятно. Можно было, конечно, подумать об «Урале» (а что, заманчиво – новый всего за 700 баксов!), но почитав в Интернете отзывы «счастливых» владельцев этой модели, я отмел этот вариант. В конце концов, мне мотоцикл нужен для того, чтобы кататься, а не «саночки возить», т.е. подтирать за ним вытекающее масло, подтягивать головку блока и прочищать и настраивать карбюратор после каждой поездки. А посему в Москве для меня приемлемыми оставались лишь два места, где продают подержанные импортные мотоциклы: мотосалоны возле ВДНХ у «Рабочего и колхозницы» и на Волгоградке, на территории авторынка.
Первым салоном, в который я приехал, не имея пока представления даже о том, каким образом на мотоциклах включаются передачи, был салон возле ВДНХ. Сверкающие бока бензобаков всех цветов радуги, хромированные двигатели и крылья, спортивные обтекатели ввели меня в долговременный ступор, из которого я, кажется, не вышел до сих пор… Мотоциклы стояли стройными рядами, и на каждом можно было посидеть, все пощупать, повключать и подергать. Моим первым осознанным впечатлением от всего увиденного и потроганного стало вот что: оказывается, моцик – довольно тяжелая вещь и если она упадет на ногу, то во-первых будет очень больно, а во-вторых, поднимать его будет очень и очень сложно. Потому как тяжело. Нормальный 600-кубовый байк весит не меньше 190 кг, а то и все 230 (сухая масса по каталогам), а есть туристические экземпляры весом под 400 килограмм. На них даже не делают центральные подножки – нет смысла, все равно не затащишь.
К сведению, по официальной классификации мотоциклом не может считаться транспортное средство весом более 400 кг, однако меня уверяли, что в Москве существует монстр, который весит 520. Двухколесный! Уж не знаю…
Вторым последовал вывод, что покупать надо мотоцикл с низким центром тяжести – такой и поднять легче (а делать это на первых порах новичкам, говорят, приходится часто), и управляется он проще. В то же время чоппер как-то не хочется, хотя вот у него-то как раз центр тяжести – ниже некуда. Стиль как бы не мой. Далее – неплохо бы иметь хоть какое-то подобие обтекателя, а то как представишь силу воздушного потока на 120 км/ч (кстати, читал на одном мотосайте про ощущения одного байкера, которому на скорости немного за 200 в стекло шлема влетела то ли оса, то ли большая муха – как удар кулаком по фейсу)… Короче говоря, чистый дорожник с обычной фарой тоже не пойдет. Покупка спортбайка… Уж на нем, казалось бы, обтекателей этих – один сплошной обтекатель во весь мотоцикл, красота! Но позвольте, 250 кубов – это не спортбайк, а жалкое подобие, а 400-кубовый… Нет, пожалуй, слишком сильно для новичка. Эндуро, адаптированный для езды по дорогам общего пользования? Надежный, с крепкой подвеской. Ну, может быть, не знаю. В общем, покинул я этот салон в полной прострации и с мыслью о том, что надо бы еще и научиться где-то управлять этим чудом техники.
Последующие дни я провел с ПДД в одной руке и с билетами в другой, а вечерами посещал в Интернете мотосайты, впитывая различные технические характеристики моциков и не переставая удивляться, до чего же дошел прогресс. И вот набрел однажды на сайт другого мотосалона, что на Волгоградке, где рассказывалось о том, что наряду с продажей они занимаются еще и обучением новичков. За 200 рублей в час. Естественно, на следующий день мой маршрут пролегал прямиком в «Мотомир» (ну, салон так называется).
В «Мотомире» встреча была более радушной, мне выдали чоппер Honda Rebel с двигателем 125 кубов и предложили покататься по площадке, не выезжая слишком далеко за ее пределы. Однако покататься сразу не получилось, потому что при попытке тронуться моцик глох и упорно не хотел ехать. И так много раз. Тренер уже стал сомневаться в моих способностях, мне стало невыносимо стыдно, хотя в глубине души копошилась мысль: а вдруг все-таки проблема не со мной, а с мотоциклом? Действительно, так и оказалось. После прочистки свечей оба цилиндра заработали нормально, и движок проявил удивительную прыть. При откручивании газа на первой передаче колесо стремилось оторваться от земли, а разгон до максимальных оборотов происходил буквально мгновенно. Вывод делаем такой: относительно сложно тронуться с места, все остальное происходит само собой, если есть минимальные навыки езды на велосипеде. Важно преодолеть этот комплекс, и тогда тяжелый мотоцикл сам заваливается в повороты, а его наклон происходит рефлекторно, как на велосипеде, при этом центробежная сила не дает упасть, а ручкой газа в случае чего можно контролировать скорость вхождения в поворот. Вот почему на мотоцикле важно никогда не ездить на нейтрали и желательно избегать пониженных оборотов – чтобы всегда иметь запас тяги на ведущем колесе «в обе стороны». Да и нейтраль там сконструирована таким образом, что на большой скорости ее воткнуть не очень просто – придется перебрать не одну передачу.
Выше третьей передачи на этой площадке разогнаться было просто негде, да это и не входило в мои планы, потому что на практическом экзамене главное – не скорость, а умение управлять. Покатавшись таким образом с полчаса, я пришел к неутешительному для себя заключению, что если я даже и сдам теорию в третий раз, то практиковаться мне придется еще не один час.
Прогулка по рядам выставленных на продажу мотоциклов настроения также не улучшила – процедура выбора моцика «под себя», видимо, также займет немало времени. Хотя это приятные хлопоты. А вот что неприятно удивило, так это цены на аксессуары и защиту – всякого рода налокотники, наколенники и «наспинники» - что-то типа майки, сделанной из сетки с встроенным в спинной части устройством типа пластиковой «танковой» гусеницы, предохраняющей спину от травм. Очень полезная вещь, но за 250. Баксов, естественно. Ну, про шлемы Arai и Shoei за 400 и 650 даже и говорить не буду, сойдет и за 100, итальянско-белорусской сборки.
Продавец долго добивался, чего же я все-таки хочу, и наконец после моих пространных обьяснений типа «чтобы было и удобно, и быстро, и красиво, и подвеска жесткая, и обтекатель, хотя бы маленький, и вообще … шоб круто!» подвел меня в 250-кубовому эндуро Kawasaki. Удобно, ничего не скажешь, и сидишь высоко, все видно. Но самое главное, сказал продавец, «у него наружу ничего не торчит, все в раме упрятано, так что разбиваться при падениях просто нечему». И многозначительно посмотрел на меня, имея в виду, что поначалу мне придется туго.
Я совсем сник, и несмотря на просто дикое желание купить все и причем сразу, вышел из магазина. Доучивать ПДД…
Через пару дней, утвердившись в желании научиться укрощать-таки железного коня, я направился на ул. Яблочкова. Эта улица примечательна тем, что на ней находится единственная в Москве площадка, оборудованная для сдачи практического экзамена на мотоцикле. Соответственно, на ней тренируются кандидаты на сдачу экзамена и происходит непосредственно сдача вождения гаишникам. Экзамен проводится два раза в месяц, а все остальное время на площадке тренируются кандидаты. При этом не возбраняется сдавать экзамен на личном мотоцикле, однако есть небольшое «но»: как правило, ни один импортный мотоцикл, за редким исключением, не вписывается в фигуры, которые необходимо проехать на экзамене по вождению, потому что площадка размечена под мотоцикл очень небольших габаритов. Как следствие, тренировки и сама сдача проводятся в основном на сильно потрепанных жизнью мотоциклах небезызвестной марки «Восход-3М», в которых лишь коробка передач работает нормально, а многие остальные узлы, включая передний тормоз, амортизаторы или сиденье, или отсутствуют напрочь, или наличествует лишь их имитация. Мотоциклы принадлежат одноименному клубу «Восход», а в качестве инструкторов на площадке постоянно присутствуют инструкторы клуба Саша и Леша, первый из которых поразил меня своим умением снять, разобрать, вновь собрать, поставить и даже завести движок на «Восход» буквально за полчаса, а второй – акробатическими танцами с многочисленными пируэтами, которые он выполнял на площадке на мотоцикле под восхищенные вздохи «чайников».
Поначалу, признаться, меня сильно озадачили жесты, которые подавали обучающиеся. При сдаче экзамена во время выполнения фигур требуется показывать знаки остановки («рука вытянута вверх») и поворота («рука вытянута вбок»). С этим все более-менее понятно, хотя все современные мотоциклы имеют электрические указатели поворота и стоп-сигналы… Ну да ладно, это выполнить не трудно. Намного большее недоумение вызвал такой жест: после прохождения части фигур при промежуточной остановке ученики расставляли обе (!) руки в стороны, держали их в таком положении какое-то время, и лишь потом возобновляли движение. Действо сие смахивало на сцены из фильма «Кин-дза-дза»: едет себе в шлеме (!) на смердящем, гремящем и трясущемся драндулете (!) гуманоид, потом останавливается и вместо того, чтобы слезть или ехать дальше, растопыривает руки, выжидает пару секунд и как ни в чем не бывало едет себе дальше. «Кю» да и только. Разумного обьяснения этому жесту я найти не мог и начал было сомневаться в психическом здоровье обучающихся, но мне обьяснили, что жест сий не несет смысловой нагрузки для других участников дорожного движения и предназначен исключительно для сотрудника ГИБДД, принимающего экзамен. Смысл в том, что отрывая обе руки от руля, ты как бы показываешь ему, что твой мотоцикл стоит на нейтрали и ты не держишь выжатым сцепление. Надо сказать, нейтраль на этих «Восходах» ловилась с трудом.
За 70 рублей в час мне было предложено пройти «курс молодого бойца». Уже спустя час я чувствовал себя в седле достаточно уверенно и более-менее сносно мог проехать всю программу, включавшую «змейку», «восьмерку» и прочие менее значимые фигуры. Оказывается! Мотоцикл управляется намного лучше и охотнее кренится и входит в повороты, если при езде сдвинуться вперед, поближе к баку. Эта важная фишка впоследствии и помогла мне сдать экзамен с первого раза.
И вот на следующий день я поехал сдавать теоретический экзамен в третий раз. Жена накануне тщательно проверила все мои ответы и выявила несколько ошибок (как она вообще сумела спокойно и с достоинством пережить этот мой очередной заскок, для меня до сих пор остается загадкой). В душе я надеялся, что теорию я наконец-то сдам, но вот по поводу вождения меня терзали смутные сомнения. В ожидании вызова на теоретический экзамен я пообщался с двумя горемыками, лишенными прав на управление на год сами знаете за что и пришедшими пересдавать теорию, чтобы получить права обратно. Один из них по секрету поведал мне, что пересдает уже восьмой (!) раз подряд и хорошо, что для них количество пересдач не ограничено. «Не все потеряно», подумал я, и тут меня вызвали. Кто бы мог сомневаться, что мне попадется компьютер под номером 13. Но, видимо, в несчастливых числах есть свои тайные прелести: в данном случае в 13-м компьютере оказался заложен самый, наверное, легкий билет без вских регулировщиков и, конечно же, трамваев. С идиотской улыбкой на лице я вышел из зала, и через некоторое время мне было обьявлено, что я могу следовать на ул. Яблочкова и ожидать прибытия экзаменаторов. Засветилась слабая надежда на скорое получение вожделенных прав…
На Яблочкова все уже было в полной боевой готовности, но что поразило меня больше всего – это то, что вся территория вокруг площадки была заставлена огромным количеством машин, среди которых были Лексус, Мерс S-класса, Ауди А6, Блэйзер и свежая семерка BMW. Среди новых русских в этом сезоне явно появилась новая мода – лихо прокатиться на крутом моцике. Треск двухтактных моторов с лихвой перекрывал громкую музыку, доносившуюся из салонов автомобилей. И вот настал долгожданный момент. Ш-шш! – пронеслось над толпой, - ГАИ приехало!!
«ГАИ» оказался тщедушным молодым лейтенантом на «шестерке», который запарковался на площадке и после переклички приступил к экзамену. Сдать получалось примерно через одного, причем о несдаче лейтенант сообщал всем присутствующим лаконичным коротким бибиканьем. Если бибиканья после прохождения программы не следовало, это означало одно: сдал. Касание ногой асфальта считалось самой грубой ошибкой. Периодически «ГАИ» возвещал о том, что прекратит прием экзамена, если все немедленно не отойдут от площадки назад. Толпа напирала так, что порой за головами страждущих было совсем не видно сдающего экзамен на мотоцикле.
Рогачев! – возвестил лейтенант, вызывая очередного кандидата.
Тишина.
Рогачев! – Послышалось опять, и чей-то голос сообщил, что он «щас его позовет».
На хлопанье двери джипа толпа обернулась, и все увидели тучного молодого человека в лакированных ботинках, хорошем костюме, галстуке и с мобильником в руке. В его глазах читалось недоумение. Человек в штатском, ассистирующий гаишнику, увидев Рогачева, как-то дернулся, завилял глазами, бросился к нему, как будто что-то вспомнив, и зашипел: Ты куда, тебе ж сказали в машине сидеть, и все будет нормально!
Дык мне это … сказали вот … надо сдавать … - промямлил Рогачев, разводя руками и разворачиваясь назад к джипу, осознавая свою ошибку.
Да Рогачев блин где! – заорал гаишник.
Да он того … сдал уже … гы-гы-гы!! - донеслось из толпы.
Нет его сегодня, не-ту! – парировал человек в штатском громко, на всю площадку, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что молодой человек был не Рогачев, хотя всем уже было все ясно, и развернувшись к гаишнику, стал что-то нашептывать ему на ухо. Гаишник отложил рогачевскую карточку в сторонку и покраснел. Молодой еще, краснеть не разучился. Наверное, этот театр и стоил 400 баксов. Он повторялся еще пару раз, но уже с другими артистами.
Дальше все происходило быстро. Вызвали меня, я откатал заданную программу, купил на радостях ящик пива тренерам Саше и Леше и через пару дней уже получал новые права в МРЭО. Когда выходил из здания МРЭО, то увидел припаркованный новенький четырехцилиндровый спортбайк Honda Fazer ярко-красного цвета (около 9 тысяч баксов в мотосалоне?), а потом – приближающегося к ней … ну конечно же Рогачева в кожаных штанах, синей рубашке и стильном желтом галстуке, который оседлал это чудо и стал медленно отъезжать со стоянки, повиливая рулем. Без шлема… А ведь этот моцик на третьей передаче (!) переднее колесо в воздух поднимает!
Ну, кажется, на вопрос, как я получал права, я ответил. А вот зачем… Ну, если кто до сих пор не понял, так и не поймет.
Max Panin
x