НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Диапазон действий морских разбойников и террористов весьма обширен. Он простирается от прибрежных вод Центральной и Южной Америки (Карибский бассейн, Коста-Рика, Бразилия, Колумбия) через районы каботажного плавания на западе и востоке Африканского континента (Гвинейский залив, побережье Нигерии, Анголы, Сомали) и далее через моря Юго-Восточной Азии до Тихого океана.
Несмотря на некоторое снижение количества разбойных акций на море в середине 1990-х годов (в результате совершенствования взаимодействия ВМС и береговой охраны разных стран и обмена разведывательной информацией), в целом наблюдается активизация деятельности морских пиратов. Если в 1979 году, когда снимался фильм «Пираты ХХ века», в Мировом океане было зафиксировано до полусотни пиратских нападений, то за восьмилетний период с 1991 по 1999 год их число увеличилась в три раза, достигнув среднего ежегодного показателя в 300 случаев. В последний год ХХ столетия эта цифра возросла в полтора с лишним раза (469).
Цифры подтверждают тенденцию роста терактов и пиратства на море в новом, ХХI веке. Треть из них имеют место у берегов Африки и примерно столько же – в водах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Статистика же угона судов такова: из семи два были похищены в Индонезии, остальные – у побережья Соединенных Штатов, Таиланда, Тайваня, в Малаккском проливе и у берегов Сомали. Только в 2008 году сомалийские пираты совершили нападения почти на восемь десятков иностранных судов, захватив 30 из них. Так, в октябре они захватили украинский сухогруз «Фаина» с 20 членами экипажа и грузом вооружений, в том числе танками Т-72.
В чем же цель подобных захватов? Прежде всего в получении выкупа. Подсчитано, что доходы тех же сомалийских «флибустьеров» в прошлом году могли достичь 30 млн. долл. При этом, по мнению экспертов, немалая часть денег уходит террористическим организациям. Так пиратство тесно смыкается с терроризмом.
Как видим, в этой неутешительной статистике чаще всего упоминаются Африка и Азия. Наиболее нагло пираты ведут себя в районах интенсивного международного судоходства – в бассейне Красного моря и в прилегающих водах. Другой район активных пиратских акций – воды Малаккского и Сингапурского проливов. Здесь ежедневно проходят от 200 до 600 судов, из которых около половины составляют танкеры. Значительной активностью отличаются пираты и водных районах близ Индонезии, Малайзии и Сингапура, испещренных мелкими островками, где можно скрыться от преследования. При этом в Южно-Китайском море пираты используют фактор неурегулированности в пограничном, международно-правовом плане некоторых островных территорий и соответственно прибрежных вод.
Что касается численности пиратских формирований, то здесь рекорд (равно как и по количеству нападений на море) принадлежит «Тиграм освобождения Тамил Илама». Будучи не так давно на Шри-Ланке, автор был свидетелем большого резонанса, который вызывают здесь действия «тигров» на море. В частных беседах мне рассказали, что у сепаратистов действуют две группы, оснащенные современными быстроходными катерами типа «Мираж», в том числе и предназначенными для акций смертников. Общая численность этих групп, по некоторым данным, превышает 3 тыс. человек. На их счету не один десяток уничтоженных и захваченных частных и рыболовных судов, а главное – кораблей и катеров ВМС Шри-Ланки, главная база которых находится в Тринкомали, на севере страны.
«Тигры», несмотря на потери, понесенные в схватках с ланкийским и индийским флотами, не останавливаются и перед дерзкими нападениями на иностранные торговые суда. В задачи морских «тигров» входят к тому же сопровождение грузов военного назначения, по разным каналам закупленных за рубежом, переброска наемников в районы боевых действий, а также нелегальных мигрантов из азиатских и африканских стран в европейские государства.
Ежегодный средний показатель экономического ущерба от действий пиратов ХХI века на морях и океанах составляет, по американским данным, 450 млн. долл. При этом особую опасность представляют действия пиратов в случае нападения на суда с экологически опасными грузами – нефтепродуктами, боеприпасами, радиоактивными материалами. Последствия таких действий могут быть непоправимыми.
И ПОДЛОДКИ, И МОТОДЕЛЬТАПЛАНЫ
Военные эксперты и аналитики отмечают: успех диверсионно-террористической акций в йеменском порту Аден и в других местах резко активизировал интерес криминальных и экстремистских группировок к современным технологиям и техническим средствам нападения на морских коммуникациях и в прибрежной зоне.
В арсенале нелегальных подводных боевых групп и пловцов находятся экипировка и снаряжение как двойного (используемого в военных и в невоенных целях), так и сугубо специального военного назначения. Это, в частности, компактные системы определения координат, торпеды, рассчитанные на пловцов-смертников, магнитные мины, скоростные катера различного водоизмещения, мини-подлодки и подводные аппараты-буксировщики для доставки к цели одного или группы пловцов и подрывных зарядов.
Следует упомянуть и о специальном дыхательном снаряжении с замкнутым циклом. Его особенность в том, что оно сводит к минимуму возможность демаскировки пловца из-за отсутствия воздушных пузырьков. Такое снаряжение, кстати, используется «тюленями» (seals) – боевыми пловцами спецназа ВМС США и аналогичных разведывательно-диверсионных подразделений в других странах. Однако подобная аппаратура имеется далеко не у всех террористических групп. Зато высокоскоростные и маневренные морские катера различного водоизмещения и назначения широко распространены, так как приобрести их гораздо легче.
Кстати, о катерах. Аналогичное сверхскоростное средство передвижения (и нападения) на море, показанное в фильме «Пираты ХХ века», – отнюдь не плод творческой фантазии авторов. По свидетельству снимавшихся в картине популярных киноактеров Петра Вельяминова и Евгения Жарикова, это был… настоящий катер пиратов, который использовался на съемках. В открытом море его обнаружила команда одного из наших сухогрузов. Катер дрейфовал в нейтральных водах, признаков жизни никто не подавал. На борту не было ни людей, ни документов. Оставалось только гадать, что случилось с экипажем.
Так или иначе, катер сослужил хорошую службу отечественному кинематографу. Правда, судовые механики долго возились с мощным двигателем, пока сумели запустить его и освоить на всех режимах. Знающие люди предположили, что катер мог принадлежать одной из пиратских групп, входивших в состав «триад» – глубоко законспирированных преступных сообществ, действующих в странах Юго-Восточной Азии.
x