О природе удивления
Трагедия в Катынском лесу как вспышка высветило многое и в российско-польских отношениях и в человеческих душах чего раньше не замечали, а может быть, и не хотели замечать.
Возник странный круговорот удивления: поляки страшно удивились сопереживанию русских и руководства России, а русские очень сильно удивились благодарственным словам поляков.
Знаете, что в этом плохого? То, что никто не удивился тому, что эти сами собой разумеющиеся вещи – удивительны.
Я, честно говоря, когда узнал о гибели польского борта №1, первым делом подумал не о польском народе, не о невинных людях. Первой моей мыслью было: «Ну, теперь начнется». У меня не было никакого сомнения в том, кто будет назначен виновным за «Катынь-2» - москали и Путин, который работал в ФСБнаследницеКГБ, что само по себе объясняет все – от неурожая и до землетрясения в Гаити. Многие даже начали критиковать руководство России за траур по польскому президенту и «излишнее» внимание к его гибели. У меня язык все же не повернулся. Видит Бог: я никогда не любил Качинского и считал его ответственным за антироссийскую политику – за попытку установить в Польше элементы ПРО, потенциально нарушающей ядерный паритет и открывающей дверь для ядерной войны, за поддержку авантюриста Саакашвили, за срыв энергетических переговоров с Европой… список очень длинен. Но Качинский – законно-избранный президент Польши. Вместе с ним в самолете летели люди, которые представляли Польшу. Высказать неуважение к ним – означало бы высказать неуважение к Польше и полякам, опустится до уровня склоки, продолжить склоку у гробов. Это было бы просто невероятной низостью.
Но я без особых надежд наблюдал за усилиями наших руководителей. Я считал, что все эти усилия – прекрасная, но бессмысленная демонстрация благородства: все равно нас обвинят, выльют потоки грязи.
А дальше произошло странное: Польша приняла наше сочувствие. Приняла с оттенком изумления: Надо же! Русские-то, оказывается – тоже люди.
Это удивление царапнуло меня, но я уже был захвачен другим зрелищем, чтобы обращать внимание на эту царапину. Польшу хватали за рукава, отговаривали, напоминали, проводили параллели, уговаривали опомниться.
- Что ты делаешь, Польша! – говорили с разных сторон – Это же москали! Это же КГБ!
Газеты и информационные агентства Румынии, Израиля, США, Грузии, не обращая никакого внимания на данные расследования, на показатели «черных ящиков», выдвигали конспирологические версии одну за другой. У Румынии дело дошло даже до лучевого оружия.
А Польша не слушала. Польша захотела нам поверить. Польша поблагодарила нас за человеческое отношение. Только один Артур Гурский завел любимую шарманку «Я обвиняю Москву», но реакция поляков была столь мгновенной и столь однозначной, что пан Гурский был вынужден незамедлительно замолчать и принести извинения.
И вот тогда уже стали удивляться у нас. Это что же? Мы больше не «москали»? Не «монголо-кацапы»?
Потом, сразу после удивления, пришла теплая волна благодарности полякам. Эта благодарность сродни благодарности обвиняемого, которому только что огласили оправдательный приговор.
А вот вслед за благодарностью пришли серьезные и неприятные мысли.
Мне очень не нравится то, что обе стороны удивились, увидев, что другая сторона поступает по-человечески и правильно. В основе такого удивления лежит презумпция жестокости. Поляк предполагает, что «москаль не способен сочувствовать полякам», русский предполагает, что «лях никогда не поверит русскому». И все это оказалось неправдой. И мы удивились.
Те слова и поступки, которые мы нашли друг для друга словно разбили кривое зеркало. Там где раньше было пустое место, сейчас находится человеческое тепло. Тепло человеческих душ польских и русских течет могучими реками и сливается в одно огромное море. И тонут захлебываясь в этих потоках жалкие визгливые выкрики зла.
Какими же глазами мы смотрели друг на друга до этого несчастья, чтобы предполагать взаимную жестокость? Кто дал нам эти глаза?
Возникает такое подозрение, что мы доверили заниматься польско-русскими отношениями людям, которые вообще не заинтересованы в существовании таких отношений. Несколько лет мы прожили слушая плохих советчиков. Они горазды лепить друг для друга наши портреты, не жалея черной краски. Они всегда стараются набиться в посредники между нами, так как будто они нам нужны. Они уверяют поляков, что только они понимают «загадочную русскую душу», а русских в том, что только они постигли все грани польского «гонора».
Они вечно тыкают нам в глаза Катынь и Тухоль, чтобы мы не видели за ними дня нынешнего, не говоря уже о будущем. Им хочется запретить нам, лишить нас возможности видеть друг в друге людей. Они хотели бы, чтобы мы видели друг в друге только «москалей» и «ляхов». Они всячески стараются избегать напоминания того факта, что на бранденбургских воротах Берлина висели два флага – польский и советский, потому, что кажется, что нет для них воспоминания страшнее этого. Потому, что они из той же поганой породы. Нет, я не немцев имею в виду. Я имею в виду носителей идей тысячелетнего господства и конца истории, которые достигаются только методом «разделяй и властвуй».
Давайте сообщим им, что мы больше не нуждаемся в услугах посредников? Давайте скажем им, наконец, что они уволены.
http://eastwest-review.com/rus/article/o-prirode-udivleniya