- Данный проект представляется мне, в общем-то, полумерой. Ибо согласно Правилам ЕЭК ООН №43, по которым ездит вся Европа, никаких таких запретов и ограничений на тонировку и виды ее изготовления, которые все еще существуют у нас, - нет! Наши чиновники не смогли изучить вопрос тонировки задней полусферы легковых автомобилей до конца, хотя президентом было дано поручение изучить и издать законы согласно европейским правилам. Наши чиновники не удосужились прочитать протокол 144 ООН, в котором написано черным по белому: "В местах, где не требуется обеспечивать видимость для водителя, нижнее предельное значение светопропускаемости не установлено". Одновременно с этим хочется отметить, что в Правилах нигде не оговорен запрет на установку шторок на задние стекла и запрет на нанесение пленочных покрытий. Почему наши чиновники из ГАИ так рьяно отстаивали запрет на затемненные задние стекла, непонятно. Более того, так ездит и Украина, и Латвия, и даже Россия. И никто за это ничего не платит. Извините, а за солнцезащитые очки на носу водителя там плата не предусмотрена? Хотя, конечно, для нашего народа в настоящее время платное разрешение на тонировку было бы, наверное, лучше. То есть только в таком случае каждая, извините меня, "шпана на драбадане" не кинется тонироваться невесть как и невесть чем. А таким людям, как я, у которых есть дети или иные родственники, тяжело переносящие солнечный свет, тонировка хотя бы одного стекла в автомобиле жизненно необходима. И я готов даже платить за такое право. Так что к данному проекту я отношусь скорее положительно, чем наоборот. Ибо, как говорится, лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе.
Относительно доходности этой статьи в госбюджете я думаю, что она может оказаться действительно значительной. Ибо я знаю, что огромное количество мастеров, которые занимаются тюнингом автомобилей, с удовольствием возьмутся за тонировку. Появятся дополнительные рабочие места, а это все же налоги. Могли бы и аэрографию, и внешний тюнинг разрешить - это так, между прочим.
А что касается цены вопроса, то я считаю, что 450 долларов с физических лиц - это слишком завышенная и для большинства автомобилистов неподъемная сумма. Нормальная цена - 150, ну 250 долларов. Не больше. А юридические лица, я думаю, на такие траты по тонировке стекол не пойдут вообще.
- Но ведь раньше, в конце 90-х, когда также продавали разрешения на тонировку, ценник был 350 долларов. И покупали...
- Но тогда и доходы были значительно выше. Скажем так, по уровню цен доходы были высокими. Но сегодня... Взять хотя бы мою семью: я и супруга - банковские работники со средним по стране достатком, и для нас при всей острой необходимости 450 долларов - ощутимый удар по семейному бюджету. Такого быть не должно. Государство, заботясь о бюджете, не должно при этом ущемлять достаток своего народа. Так что я считаю: лучше уж "дешевле, но больше", чем "дорого, но для тех, кому это очень необходимо".
- Так ведь сами же в начале признали, что вы против повального разрешения, включая всякую "шпану на драбаданах". А не думаете ли вы, что шпана-то как раз и ездит на нормальных автомобилях, а малоимущие дедушки, которым, возможно, также необходима защита от солнца, ездят на "москвичах" и "копейках" и не смогут платить за разрешение?
- Вы глубоко ошибаетесь. Все обстоит с точностью до наоборот. Я очень много езжу и наблюдаю: дедушки чаще всего ездят на хороших, ухоженных машинах, пусть и дешевых, но с пройденным техосмотром, а всяким "шротом" (по причине отсутствия нормальной работы и денег ) как раз пользуется шпана. И у нее желание "понтоваться" пусть и на ржавой, но затонированной машине будет гораздо сильнее. Видел очень много по городу старых, "лохматых", годов BMW, дымящих, дребезжащих, но затонированных в ноль, хоть это сейчас и запрещено.
- А что вы думаете о предусмотренных данным проектом ограничениях - не давать разрешение правонарушителям по определенным статьям КоАП?
- Что касается ограничений на разрешения, то мы в нашем втором обращении на имя президента страны отмечали, что запрет должен быть по отношению к водителям со стажем менее двух лет. И когда выносили проект на обсуждение в Интернет, то нам удалось убедить водителей в необходимости такого запрета. А что касается ограничения за правонарушения, то я бы исключил из этого перечня проезд на запрещающий сигнал светофора, так как в настоящий момент много "липовых", "притянутых за уши" протоколов проезда на красный свет. Лично мне звонили несколько знакомых, попавших в такую ситуацию: мол, с их стороны горел зеленый, а после поворота сотрудник ГАИ видел на обращенном в его сторону светофоре уже желтый. Приходилось подавать жалобы и ходатайства и требовать режим работы светофора, и только при наличии всех этих документов протоколы были рассмотрены и решения по ним были приняты в пользу водителей. Ведь сотрудники ГАИ прекрасно знают, что работа многих светофоров не является синхронной, а идет с задержкой, и все равно выполняют план по протоколам. А вот если у человека будут "пьяные" статьи, за скорость и ДТП, то таким людям я бы не давал разрешение на тонировку, даже платное.
- А из-за наличия незаводской установки ксеноновых ламп? Кое-где в СНГ уже практикуется запрет на их установку...
- Запрещать незаводской ксенон и ограничивать на основании этого в праве на тонировку я считаю абсолютно неправильным. У меня самого стоит незаводской ксенон на 4300 К. Но прежде чем ставить его, я изучил массу материалов и сайтов и учитывал мнение таких же водителей, как и я. Мне не хотелось слепить моих коллег по дороге, и я обратился к специалистам, которые посоветовали, какой фирмы ксенон поставить и как правильно это сделать. Мне категорически запретили ставить корейско-китайское «шило», и был заказан комплект моноксенона на ближний свет из США. Обошелся он мне в 150 долларов, установка ксенона со всеми регулировками и прочим необходимым обошлась в 100 долларов. Потом я смотрел на свой свет на стенде и видел "галочки" своих фар в состоянии, которое даже будет получше, чем заводской галоген. А установка такого света была продиктована не просто "понтами", а необходимостью. Много даже в Минске есть мест, где я езжу, абсолютно неосвещенных, особенно пешеходные переходы. Взамен этого я бы ввел запрет использовать в качестве тонировки несертифицированную тонировочную пленку.
- Что вы имеете в виду? Разве у нас есть какая-то иная китайская альтернатива?
- Законодателям надо разработать и внедрить в жизнь закон, предусматривающий сертификацию оптической пленки, которой можно было бы проводить тонировку стекол задней полусферы. Ведь ваш собеседник верно сказал о том, что давно уже известно в цивилизованном мире, что "тонировка стекол ТС абсолютна безопасна для управления транспортными средствами, не вредит здоровью автовладельцев и может быть применена на всех ТС в соответствии с требованиями ГОСТа и Правилом ЕЭК ООН №43". Так в чем дело, почему раньше до этого не могли додуматься, а надо было заставлять людей снимать заводские тонированные стекла и покупать прозрачно китайское "шило"?! Кстати, могу вам сказать, что белорусские прозрачные автомобильные стекла по качеству хуже китайских. Самому недавно пришлось менять лобовое стекло - сам видел качество тех и других. Поэтому пришлось поставить себе польское стекло. Также хочу привести рассказ друга, активиста по проведению акции по сбору подписей: "Воочию увидел оригинальную пленочную тонировку, выполненную в Германии. На стеклах стоит маркировка AS2, но вот на самой пленке идет маркировка Bruxsafol t1 600 hc D5245. Причем на каждом из задних стекол. И видна она только под хорошим солнцем (а скорее всего, она должна просвечиваться ультрафиолетом). И нанесена маркировка не в уголке, а в любой точке заднего стекла. Я так понимаю, маркировка на пленке идет через 1 метр. Все соответствует европейскому правилу №43! Но наши местные деятели никак не могут принять нормальный закон по тонировке. То им заводская мешала, то теперь пленочная! Если Германия - страна автогигантов BMW, Audi, Volkswagen - допускает тонирование сертифицированной пленкой, то уж нам стоило бы прислушаться, а не парить мозг мирным белорусам. Действительно, рука не поднимается снимать то, что сделано качественно и по уму!" Так вот, может, и нам перенять опыт немцев и тоже продавать тонировочную пленку в супермаркетах, только чтобы на этой пленке стояли соответствующие маркировки и все соответствовало ГОСТам. Вот тогда, думаю, нам тоже можно было бы называться европейской страной.
- А что будет дальше с акцией по сбору подписей под коллективным обращением к президенту страны за разрешение шторок и пленочной тонировки?!
- Думаю, что акцию мы пока заканчивать не будем. На сегодняшний день нами собрано уже достаточное количество подписей. Динамика сбора показывает, что мы во много раз опережаем темпы прошлого сбора, притом что еще не наступила теплая погода. Конкретную цифру я называть не буду - пусть это будет сюрпризом для чиновников, ожидающих наше письмо. Интересен будет их ответ такому количеству людей в преддверии выборов...
- И кто еще, кроме вашей группы, в Минске занимается сбором подписей под данным обращением?
- Сейчас около 70 человек занимаются сбором подписей по республике. В прошлый раз было 15 человек, и мы смогли собрать 9000 подписей за три месяца. В этот раз людей (организаторов в разных городах республики) больше, много стационарных точек сбора подписей. Акция будет продолжаться в любом случае, так как в своем обращении мы не просим ввести платные разрешения на тонировку - мы просим привести наши Правила в соответствие с европейскими. Ибо именно такое поручение чиновникам давал президент, но наши чиновники его поручение до сих пор не исполнили.
Игорь МОСКАЛЕНКО.
Хотите поделиться своими замечаниями и размышлениями или добавить что-либо к прочитанному, пишите на электронный адрес редакции news@abw.byили мне лично igorm@abw.byЗвоните. Телефоны правового отдела: (МТС) 705-25-67, (Velcom) 702-54-97.
x