Впереди – трое: мать, отец, сын-подросток. Их черед настал: мать прикрыла рукой глаза мальчика, чтобы не видел ребенок направленного на него автомата палача; отец огромной ладонью защитил его грудь... Отчаянная и безнадежная попытка родителей спасти сына, охранить, уберечь... Последнее мгновение перед гибелью, последняя страстная воля к жизни. Те, что идут следом за ними в ожидании своего смертного мига кажется, и видят и не видят ни этих трех, что впереди, ни друг друга. Каждый наедине с самим собой, со своей неумолимой судьбой.
«Трагедия народов» это горестное напоминание о всех бесчисленных казнях и расстрелах, учиненных фашистами – жестокое свидетельство, достоверная ПРАВДА во всем, вплоть до частностей, до ворохов одежды, сорванной палачами со своих жертв, утилизированной, как и их волосы Третьим Рейхом. Страшная, позорная правда истории, известная нам по Бабьем Яру!
Лежит на земле украденная палачами одежда, вещи – осиротевшие свидетели предвоенной жизни, а нагие люди, тонкие и хрупкие как молодые саженцы деревьев, темными силуэтами вонзаются в небо, возносятся ввысь. Движется, движется в мерном ритме бесконечная череда и чем дальше, тем все условнее становятся фигуры, обобщеннее лица с едва намеченными чертами, впадинами глаз. Фигуры словно бы заваливаются назад и в конце концов переходят в камни, обломки камней; сливаются с прямоугольными гранитными стелами, на которых вырублена одна и та же надпись на разных языках народов нашего бывшего Союза: ДА БУДЕТ ПАМЯТЬ О НИХ СВЯЩЕННА, ДА СОХРАНИТСЯ ОНА НА ВЕКА. «На всех языках – взволнованно повторяет Зураб Константинович, – и на русском, и на украинском, и на еврейском, и на среднеазиатских – на всех языках»... То прямые, то наклонившиеся, эти стелы-надгробия повторяют ритм фигур и сами предстают каменными призраками, бесплотными и монолитными, вечными как гранит. Запечатленное в камне и бронзе, навсегда остановленное мгновение перехода из жизни в смерть...
А может быть напротив – из смерти в жизнь? Чем больше всматриваюсь я в эти скорбные фигуры, в эту неподвижно-движущуюся череду, тем сильнее охватывает меня чувство, что не заваливаются назад, не обращаются в камни эти тени: это камни оживают, приподнимаются, выпрямляются, «вочловечиваются», обретают плоть, все более реальную, все более индивидуально-портретную. Не вечная смерть – вечное воскресение запечатлено мастером в его скульптурной группе и запечатлено с потрясающей душу силой! Не пассивная покорность измученных, доведенных до состояния полного безразличия «агнцев бессловесных», но гордое спокойствие бессмертных человеческих душ, уже неподвластных никаким палачам, никакому насилию!
В памяти звучит еще один – такой простой и такой страшный рассказ Зураба Церетели о том, как скончалась его старая мама, прочитав в газете заявление какого-то высокомерного политика, что ее сын Зураб Церетели – враг народа. «В тридцать седьмом расстреляли дедушку, она всю жизнь переживала это и наверное, когда она читала эти страшные слова «враг народа», вся сталинская эпоха прошла перед нею.» Сердце старой женщины не вынесло даже мысли о возможности возврата ужасов тоталитаризма...
Нет, не только «Бабий яр», не только Саласпилс или Хатынь запечатлелись в «Трагедии народов». Смысл памятника и шире, и символичнее: тоталитаризм в любом обличии – смертельная опасность для человечества. Мертвые взывают к нам, живым: ПОМНИТЕ! НЕ ДОПУСТИТЕ!
И пока не исчезла такая опасность, не будет им покоя.
Замечательная скульптурная группа З.Церетели «уравновесила» не только счастье и горечь победы в Великой Отечественной войне – «радость со слезами на глазах». Благодаря «Трагедии народов» в комплексе Памятника Победы на Поклонной горе прозвучали, встали рядом величайший ГЕРОИЗМ и величайшая СКОРБЬ российской истории двадцатого столетия. Зураб Церетели взял на свои плечи важнейшую благородную миссию: напомнить и нынешним, и грядущим поколениям о страшной цене, уплаченной человечеством в битве Добра и Зла, Света и Тьмы, поистине космического взлета разума и поистине звериного одичания – апокалипсической битве, сотрясавшей ХХ век. ВЕЛИКОЕ ЕМУ ЗА ТО СПАСИБО.
М.А.Чегодаева
x