ОТ РЕДАКЦИИ
В редакции "!" оказались материалы, безоговорочно доказывающие, что
причиной гибели атомной подлодки "Курск" стало столкновение с американ-
ской субмариной SSN - 23 USS Jimmy Carter класса "Sea wolf" ("Морской
волк").
Мы долго думали: публиковать эти материалы или нет? На одной чаше
весов были 118 подводников, оставшихся на дне Баренцева моря. На другой
- большая политика, интересы России и США, их дружественные отношения,
угроза возрождения "холодной" войны и нового ядерного противостояния.
Мы прекрасно понимаем тот страшный выбор, который стоял перед Пути-
ным сразу после трагедии "Курска". Либо на весь мир объявить истинные
причины трагедии и поставить планету на грань войны. Либо промолчать и
пойти на сделку прежде всего со своей совестью, но получить в результате
реальную выгоду для России.
Мы не осуждаем выбор Путина. Наверное, на его месте так поступил бы
каждый. Мы не собираемся читать президенту нотации. Мы решили опублико-
вать правду, потому что в ней нуждаются дети, жены и родители наших под-
водников.
Потому что в ней нуждается весь мир.
Потому что люди должны знать: ядерные игры военных опасны для всех
нас.
Потому что мы верим: правда о гибели "Курска" объединит нас сильнее
любых договоренностей на самом высоком уровне.
ТРИ ВЗРЫВА
Все произошло мгновенно, в течение 10-20 секунд. Подводный атомоход
"Курск" шел на всплытие со скоростью 20 узлов (примерно 40 километров в
час). Уже были подняты перископ и радиоантенны. Подводники радовались
удачно произведенным учебным стрельбам. В отсеках царило оживление. Все
шло по плану.
Вдруг раздался скрежет металла в районе носового отсека. От стол-
кновения с неизвестным объектом разрывается баллон со сжатым воздухом.
Нос лодки бросает вниз. Через 145 секунд подводный крейсер на полном хо-
ду врезается в дно Баренцева моря.
Удар махины весом в 18 тысяч тонн об грунт был ужасающим. Корпус
лодки раскололся в нескольких местах. От удара боевые торпеды сорвались
со своих креплений на специальных стеллажах и сдетонировали. Взрыв тор-
пед буквально разнес переднюю часть прочного корпуса и практически все
водонепроницаемые переборки. Через десять секунд после взрыва торпед
лодка представляла собой могилу.
Однако помимо двух взрывов, зафиксированных норвежскими сейсмолога-
ми, о которых так навязчиво твердили представители НАТО все это время,
был и третий взрыв. Тяжело раненый во время тарана "Jimmy Carter" мед-
ленно "отползал" от "Курска", выбрасывая аварийные буи. 45 минут и 18
секунд потребовалось американской подлодке, чтобы отойти от места аварии
всего на полмили. Скорее всего, подлодка практически дрейфовала.
Все это время экипаж "Морского волка" отчаянно боролся за жизнь. Но
в этот момент взрыв прогремел уже на американском подводном крейсере.
После этого следы "лодки-убийцы" были утеряны. Скорее всего, "самым ма-
лым" она добралась до ближайшей военной базы НАТО, где до сих пор и
скрывается.
Вторую лодку класса "Лос-Анджелес" американцы продемонстрировали
всему миру. И даже допустили к ней на безопасное расстояние корреспон-
дента ВГТРК Сергея Брилева. Первую лодку до сих пор никто так и не ви-
дел.
ВЫВОДЫ КОМИССИИ
(Цитируются по справке, приготовленной для Ильи Клебанова, по дан-
ным Министерства обороны.)
Катастрофа произошла вследствие детонации части боевого запаса в
первом торпедном отсеке лодки, что повлекло обширное разрушение прочного
корпуса в районе первого и второго отсеков, нарушение герметичности пе-
реборок третьего и четвертого отсеков, что привело к быстрому - 110-120
секунд - затоплению лодки и гибели экипажа.
Анализируя причины, которые могли бы повлечь такой взрыв, можно в
качестве основных назвать следующие:
1. Детонация боезапаса (ракеты, торпеды, закрепленные на специали-
зированных стеллажах или устройствах быстрого перезаряжения) при механи-
ческом воздействии. Например, срыв изделия с мест крепления при мощном
динамическом ударе корабля о твердую поверхность на скорости 40 км/час.
В тех условиях это могло быть столкновение с дном, спровоцированное по-
терей лодкой плавучести вследствие ошибки управления или быстрого затоп-
ления носовых отсеков.
2. Детонация части боезапаса (ракеты, торпеды) при взрывном воздей-
ствии. Таковым могло быть прямое поражение корпуса АПРК боевой ракетой
или торпедой в районе первого отсека с последующим воздействием ударной
волны на одну или несколько боевых частей, закрепленных на стеллажах
вдоль борта.
3. Подрыв одной из боевых частей накладным зарядом, эквивалентным
200-300 граммам тротила.
4. Детонация на борту АПРК свободного водорода, вследствие утечки
его из аккумуляторных батарей, пожар и, как следствие, детонация части
боекомплекта.
Имеющиеся в распоряжении специалистов Военно-морского флота РФ за-
писи гидроакустических приборов указывают на то, что в районе гибели
АПРК "Курск" было зафиксировано три взрыва. Первый - в 7.30 утра 12 ав-
густа: малой мощности: до 300 граммов ВВ (взрывчатого вещества - "!".) в
тротиловом эквиваленте. Второй - через 145 секунд - большой мощности: до
1700 кг ВВ в тротиловом эквиваленте. Третий - через 45 минут 18 секунд -
малой мощности: до 400 граммов в тротиловом эквиваленте.
Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК "Курск"
с круговым вероятным отклонением 150 метров. Третий был зафиксирован
примерно в 700-1000 м от точки, где находится АПРК "Курск".
Также акустические приборы зафиксировали между первым и вторым
взрывом сильный шум, который можно идентифицировать как шум проникающей
в прочный корпус воды.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что версия о по-
ражении АПРК "Курск" боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрыв-
ным способом представляется не имеющей в данный момент достаточных дока-
зательств. Так как в этом случае необъясним временной промежуток между
двумя первыми взрывами.
Имеющиеся данные указывают на то, что вероятной причиной детонации
боекомплекта в первом торпедном отсеке могло стать столкновение АПРК
"Курск" с дном Баренцева моря, которое последовало после первого взрыва
в 7.30 12 августа. На дне отчетливо виден след от лодки длиной около 120
метров. Полное отсутствие каких-либо попыток экипажа лодки за последу-
ющие 145 секунд воспользоваться каким-либо спасательным средством или
средствами аварийной сигнализации свидетельствуют, что управление лодкой
было потеряно в первые 10-20 секунд после начала катастрофы.
Это могло произойти только вследствие быстрого затопления (выгора-
ния) второго командного отсека, состоящего из четырех уровней общим объ-
емом до 500 кубических метров.
Маловероятно столь масштабное поражение АПРК взрывом малой мощнос-
ти, который был зафиксирован в 7.30. По данным НПО "Рубин", где проекти-
ровалась лодка, прочность ее корпуса и запас живучести позволяют сохра-
нить управление кораблями этого типа при поражении одного из отсеков уп-
равляемым оружием, имеющим мощность до 500 килограммов в тротиловом эк-
виваленте.
Этот взрыв правильнее рассматривать не как причину гибели АПРК
"Курск", а как один из признаков развивающейся катастрофы. По данным
конструкторов, такой взрыв мог быть вызван механическим поражением одно-
го из баллонов высокого давления, располагающихся между легким и прочны-
ми корпусами в районе переборки между первым и вторым отсеками.
В этом случае версия столкновения АПРК "Курск" с подводным объектом
становится наиболее вероятной.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИГРЫ
Версия столкновения "Курска" с другой подводной лодкой звучала в
комментариях руководства ВМФ России с самого начала. Потом - как обреза-
ло. Или кто-то обрезал.
15 августа (на следующий день после того, как о трагедии узнал весь
мир) "Эхо Москвы" со ссылкой на анонимный источник в американской адми-
нистрации сообщило: "Во время происшествия (каков эвфемизм. - "!") с
российской атомной подводной лодкой "Курск" вблизи нее находились две
подлодки ВМС США, акустики одной из которых в субботу зафиксировали звук
взрыва".
Спустя ровно 31 минуту после анонимного сообщения, пришел официаль-
ный ответ из ВМС США: "В момент, когда российская подводная лодка
"Курск" затонула в Баренцевом море, за ней осуществлял наблюдение амери-
канский военный корабль электронной разведки "Лойал". Он находился от
"Курска" на расстоянии около 400 км и "не мог быть вовлечен" в инцидент
с российской подлодкой. Представители ВМС отказались уточнить, удалось
американскому кораблю электронной разведки получить какую-либо информа-
цию о "Курске" и были ли в момент инцидента в том районе еще какие-либо
суда под американским флагом".
К вечеру этого же дня главком ВМФ России Владимир Куроедов впервые
озвучил информацию о возможном столкновении "Курска" с американской под-
водной лодкой.
В ответ США организует утечку сведений о двух взрывах на "Курске" и
выдвигает версию с испытаниями новой торпеды на ракетной тяге, которая
якобы стала причиной трагедии.
К этому моменту президент и руководство Минобороны уже на сто про-
центов были уверены в том, что "Курск" столкнулся с другой субмариной.
Спасательный буй был выловлен, а фрагменты "лодки-убийцы", оставшиеся на
месте аварии, подняли со дна моря. Не была определена только "националь-
ная" принадлежность лодки.
Видимо, американцы надеялись, что обломков субмарины класса "Си
Вулф" будет недостаточно для полной идентификации ее "национальности".
А БЫЛ ЛИ КАРТЕР?
(Цитируется по материалам Минобороны).
Согласно данным радиоразведки и акустического сканирования, в рай-
оне проведения учений Северного флота, с 7 по 12 августа находились две
АПЛ США. Одна из них класса "Лос-Анджелес", другая, предположительно,
класса "Си Вулф". Также действовал корабль разведки ВМС Норвегии "Марь-
ята", до пяти разведывательных самолетов "Орион".
Сразу после катастрофы АПРК "Курск" разведывательная активность
указанных кораблей резко пошла на убыль, что является нехарактерным для
действий ВМФ НАТО в подобных ситуациях, обычно старающихся в этих усло-
виях собрать как можно более подробную информацию. Вместо этого корабли
НАТО были выведены из района учений и оттянуты к базам в Норвегии.
На вторые сутки после аварии АПРК "Курск" США предложили перебро-
сить в район аварии свои спасательные средства. Несмотря на уклонение
российской стороны от участия ВМС США в спасательной операции, американ-
цами была проведена переброска группы специалистов-подводников и обору-
дования с базы Норфолк (США) в Великобританию и оттуда - в Норвегию.
Фактически сразу после катастрофы АПРК "Курск" американские подлод-
ки покинули район учений, но с этого момента прекращается поступление
какой-либо информации об одной из лодок, действовавшей в этом районе.
Лодка проекта "Лос-Анджелес" выводится на норвежскую базу, где про-
водится замена экипажа. Местонахождение второй субмарины класса "Си
Вулф" установить пока не удается. Фактически данные о ней отсутствуют с
момента начала поисковой операции.
Расчеты показывают, что прочностные характеристики, а также кон-
струкционные особенности некоторых типов АПЛ США допускают варианты, при
которых в случае столкновения на встречных курсах при большом угле атаки
к оси поражаемой лодки полученные при таких ударах повреждения не приво-
дят к катастрофическим последствиям для таранившей АПЛ.
В ситуации с АПРК "Курск" возможна ситуация, при которой таранившая
АПЛ, фактически пропоров корпус "Курска" на стыке первого и второго от-
секов, была им "поддета" и вытолкнута к поверхности, что дало экипажу
время для эффективной организации борьбы за живучесть, явившейся однов-
ременно "грузом" для поврежденной лодки "Курск", ускорившим затопление
поврежденных отсеков и увеличившим угол погружения.
Лодки класса "Си Вулф" считаются более современными, чем "Лос-Ан-
джелес". Их производство было развернуто в самый разгар "холодной", пос-
ле окончания которой дорогостоящий проект был свернут.
Все лодки этого класса, после того, как "выходили" свой ресурс, бы-
ли переоборудованы в учебные тренажеры. Все, кроме одной.
Лодка этого класса SSN-23 USS Jimmy Carter была модернизирована и
передана силам НАТО.
На "Картере" поставили новый ядерный реактор, за счет чего лодка
стала более тихой и скрытой. Корпус был усилен керамикой и пластиком,
что увеличило глубину погружения. Навигационное оборудование заменили
более современным, ультразвуковым. Но навигация все равно оставалась са-
мым слабым местом "Картера".
Последний из "Морских волков" использовался исключительно для раз-
ведывательных операций, так как не был оборудован системой вертикального
пуска ядерных ракет.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Мы не будем воспроизводить весь поток лжи, который исходил от наших
и американских генералов. Смысл имеет только дипломатическая перебранка
между США и Россией.
На следующий день после публичного признания Россией катастрофы
"Курска" помощь по спасению экипажа лодки предложили Великобритания,
Норвегия и США.
Англичане сделали это дважды, и каждый раз министр обороны Великоб-
ритании Джефф Хун сопровождал свое предложение комментариями.
В первом случае:
"Что касается версии о столкновении "Курска" с иностранной подвод-
ной лодкой, то это была точно не британская лодка".
А во втором:
"В районе бедствия в этот период не было подводных лодок ВМС Вели-
кобритании. Поэтому они не могли быть причастны к столкновению с "Кур-
ском", если такое столкновение стало причиной аварии".
В штабе НАТО уже знали, что России известно о столкновении "Курска"
с субмариной США.
16 августа министр обороны РФ Игорь Сергеев выступил по телевиде-
нию. Выглядел министр обороны усталым, растерянным и больным, но он сде-
лал главное - в прямом эфире заявил о таране "Курска". В этот же день
Министр обороны США Уильям Коэн направил Сергееву письмо.
Наблюдатели расценили этот факт как очередное предложение США о по-
мощи. На самом деле с момента выступления Сергеева по телевидению ни от
Пентагона, ни от США больше не поступало ни одного предложения о помощи.
Весь день 16 августа шли сообщения о переговорах и консультациях
британских и российских военных. Скорее всего, устранялась путаница,
возникшая первоначально из-за официальной приписки SSN-23 к НАТО. Закон-
чился день официальным обращением МИД России за помощью к Великобритании
и Норвегии.
На следующий день, 17 августа, Путин официально поблагодарил премь-
ера Великобритании Тони Блэра за помощь в Баренцевом море. Благодарности
удостоился даже глава Израиля Эхуд Барак. В адрес США и Клинтона Прези-
дентом России не было сказано ни слова.
---
"ЛОДКА-УБИЙЦА"
Тактико-технические характеристики подводной лодки класса "Sea wolf":
Водоизмещение:
Надводное 7 500 т
Подводное 9 300 т
Размеры: 107.9х12х10.6 м
Скорость:
на поверхности 25 узлов (46.3 км/час)
под водой 46 морских миль/час (74.1 км/час)
Максимальная глубина погружения: 2 000 футов (609.6 м)
Вооружение:
Торпеды - 8 торпедных аппаратов, дальность стрельбы - 64 км
Силовая установка: первоначально паровая турбина S6W,
переделанная в более современный реактор (срок службы 20 лет)
Экипаж: 134 чел.
___
В этот же день заместитель начальника штаба ВМФ России вице-адмирал
Александр Побожий провел в Брюсселе переговоры с представителем главного
командования Объединенными вооруженными силами НАТО в Атлантике при
штаб-квартире Североатлантического альянса. По окончании встречи было
заявлено, что достигнуто "полное взаимопонимание".
Национальная принадлежность "лодки-убийцы" была окончательно уста-
новлена. На следующий день представитель Пентагона контр-адмирал Крейг
Куигли выступил с весьма странным заявлением:
"Из аварии "Курска" не следует делать выводов относительно состо-
яния готовности российского Военно-морского флота. Ни из этой, ни из ка-
кой-либо другой аварии не следует делать подобных "макровыводов". Подоб-
ные несчастные случаи могут присходить по разным причинам с разными ВМС
по всему миру. Сейчас наша забота в том, чтобы попытаться спасти членов
экипажа, находящихся на борту подводной лодки".
Странностей в этом заявлении как минимум две. Во-первых, с чего это
Пентагон вдруг озаботился поддержанием реноме российского флота? А
во-вторых, американские специалисты не были допущены к "Курску" и не
имели никакого отношения к спасению экипажа.
Странным, однако, это заявление показалось только непосвященным
наблюдателям. Результатом выступления Крейга Куигли стало то, что запад-
ная пресса как по приказу сменила тон в освещении трагедии "Курска".
До этого зарубежные издания были полны материалов о "кончине Воен-
но-морского флота и мечтах Путина о возрождении морской славы России".
После - западные издания "били на слезу", стал преобладать человеческий
мотив трагедии.
ТАЙНАЯ ДИПЛОМАТИЯ
После объявления российской стороной о трагедии "Курска" Владимиру
Путину позвонили главы многих государств и выразили соболезнования по
поводу гибели подводников. Особенность разговора с Клинтоном заключалась
в том, что американскому президенту уже было известно, что роковой удар
по АПРК "Курск" нанесла американская подводная лодка. Путин к этому мо-
менту также был проинформирован об "американском ударе". Но оба вели об-
текаемый разговор через переводчиков.
До этого разговора они могли пойти по пути оглашения имеющейся ин-
формации каждый по отдельности, но это имело бы катастрофические послед-
ствия для каждой из сторон. Вопрос состоял в том, кто первым раскроет
карты. Но, так как Клинтон тянул, Путин решил первый начать этот непри-
ятный разговор.
Путин сказал, что на месте аварии обнаружены прямые и веские дока-
зательства американского тарана. Клинтон мог отказаться. Он знал, что
американская лодка далеко от места катастрофы. Однако он понимал, что
доказательства (буи, фрагменты обшивки и надстройки) могут быть предъяв-
лены международной общественности. Республиканцы, соперники на выборах
президента США, могли воспользоваться этим и обвинить действующую адми-
нистрацию Белого дома в преднамеренном провоцировании ядерного конфлик-
та. Клинтон заявил, что он располагает соответствующей информацией, и
предложил обсудить ситуацию.
___
АПРК "КУРСК"
Тактико-технические характеристики АПРК "КУРСК":
Водоизмещение:
Надводное 13400 т
Подводное 18000 т
Максимальная глубина погружения: 500 м
Скорость: 28 узлов
Силовая установка: два реактора с паровыми турбинами,
мощность на валу 2х50000 л.с.
Размеры: 154х18,2х9
Экипаж: 130 чел.
Вооружение:
Ракеты - 24 баллистические ракеты
Торпеды - 6 торпедных аппаратов
Ракеты и торпеды могут оснащаться ядерными боеголовками
___
Путин имел шанс заставить Клинтона признать вину американской сто-
роны и публично об этом заявить. Но и ему была невыгодна столь полная
огласка. Так как мировое сообщество обвинило бы и США, и Россию в безот-
ветственности, в неспособности великих ядерных держав контролировать
свои наиболее опасные виды вооружений. В конце концов, столкновение ло-
док может быть истолковано как начальный акт третьей мировой войны.
Опять возникнет противостояние Америки и России, отношения между которы-
ми обострятся до крайности. Мир расколется по вине Клинтона и Путина. И
Путин согласился обсудить ситуацию. Торг начался.
Клинтон пообещал, что, если демократы останутся у власти, они све-
дут на нет давление на Россию по вопросам войны в Чечне, а в ситуации с
олигархами новая администрация в Белом доме.
Взято отсюдаP.S.:
Техническая сторона гибели понятна. Непонятным становится множество вопросов. Почему в России о трагедии сообщили только 14 августа? Почему лодка легла на дно, что является исключительной экстренной ситуацией, а не начала экстренное всплытие «хвостом вверх» (нос был взорван)? Почему правительство России утверждало, что в зоне спасения плохая погода, к лодке не подобраться и вообще не занималась спасением в течение первой недели? Почему версия об атаке иностранной лодкой отметалась, если преследование «Мемфиса», убегающего к берегам Норвегии было обнаружено нашили самолетами?
Все сводится к одному: все высшее руководство как России, так и США знало о том, что произошло во всех подробностях — была атака АПЛ, то есть проявлена агрессия против России и любой неверный шаг или высказывание могли привести к атомной войне. Здесь важнее было сохранить геополитическое равновесие. Путин был постоянно на телефонной связи с Клинтоном и не случайно.
Второй причиной неторопливости в спасении «Курска» было недопустимость появления кого-либо рядом — ведь на лодке находилось сверхсекретное оружие «Шквал», к которому ни у кого должно было быть доступа. Естественно все страны стремились «помочь» России вовсе не для спасения АПЛ, а для разведывания в процессе спасения всевозможных секретных сведений. Именно поэтому помощь от Великобритании и Норвегии была отвергнута.
В целом, задача В.В.Путина была — сохранить мир, гостайну и это было возможно только ценой жизни экипажа «Курска» и извлечь максимальную пользу от сложившийся ситуации от США, что он и сделал. Некоторое время спустя (около двух недель после происшествия) весь предыдущий российский долг США был аннулирован, и Америка предоставила России новый кредит на 10 миллиардов долларов. Каждая семья, погибших на «Курске» моряков, получила немыслимую компенсацию в 25 000 долларов.
Секретный фильм
Канадский канал History Television 25 июля 2005 года показал французский документальный фильм «Kursk: Submarine in Troubled Waters», который до сих пор запрещен к показу в России.
В нем показали, что было две американские подводные лодки в квадрате маневров (4 км). Они были на спецзадании, следя за маневрами. Одна подлодка «Мемфис» шла под прикрытием другой лодки «Толедо». Вроде, как только одна на экранах всех радаров и сонаров. Потом «Мемфис» вынырнула из под своей ведущей лодки, чтобы получше исследовать запуск баллистической ракеты с «Курска» не рассчитав курс и расстояние. Американцы оказались на встречном курсе и столкнулись в лобовом направлении с нашими. Они прошли всем телом по наиболее уязвимому второму отсеку «Курска». Об этом свидетельствуют закрытые кадры с рваными боками и вогнутым внутрь металлом корпуса.
Но самое ужасное случилось потом. На второй американской лодке «Толедо», наблюдая всю картину, капитан решил, что русские каким-то образом атаковали «Мемфис» и не долго думая, выпустил торпеду MK-48 по «Курску». Торпеда попала прямо в ослабленную часть на стыке второго и третьего отсеков и разорвалась внутри. В фильме показали компьютерную вариацию с участием всех трех лодок о том как все произошло. Нашими самолетами, поднятыми по тревоге, по свежим следам были зафиксированы масляные пятна на воде по курсу уходящей с места происшествия чужой подлодки, которая оказалась «Мемфисом». Вторая лодка «Толедо» в это время залегла на дно, имитируя поражение, чтобы переключить внимание на себя. Хотя были и предположения, что лодка английская из-за обнаруженного ранее аварийного буя с английской раскраской.
Теперь о том, что мы точно не знали. Оказывается, наши вели эти две американские подлодки до всех событий и точно знали, что это были американцы на наблюдении. Как и американцы знали точное время пуска «Шквала». После столкновения и атаки на «Курск» министр обороны Сергеев поднял две противолодочные эскадрильи в воздух. Немедленно доложили на юг Путину. И в тот же момент на связь с Путиным вышли американцы. После связи с американцами Путин отозвал самолеты и, в конце концов, Путин (или его команда) принял решение оставаться на юге, чтобы не провоцировать нагнетание напряженности. Все, оказывается, было на краю пропасти.
Срочно прибыл в Москву директор ЦРУ для консультаций. Все это время Путин постоянно был на связи с Биллом Клинтоном.
В итоге к лодке никого не подпускали, хотя весь мир предлагал квалифицированную помощь. Все мы ведь думали, что можно спасти кого-нибудь. Через 7 дней наши согласились пустить датчан, но со строжайшим приказом не подплывать к носу лодки. Датчане сумели открыть люк в восьмом отсеке, нашли несколько посмертных записей, и подтвердили, что внутри лодки никто не выжил. После этого шла работа уже наших водолазов. Они уже не заботились о самой лодке, ее реакторе и погибших моряках. Оказывается со дна около «Курска», в срочном порядке убирались куски и обломки американского «Мемфиса», который также пострадал от взрыва.
Те российские газеты, которые все же умудрились опубликовать спутниковые снимки «подозрительной иностранной» подлодки на ремонте в норвежском порту были тут же прижаты к ногтю ФСБ. Эта подлодка действительно была американской «Мемфис» и добиралась она до Норвегии 7 дней вместо 2 обычных. Другая американская лодка «Толедо» зигзагами, нестандартным курсом, ушла в США.
Некоторое время спустя (около двух недель после происшествия) весь предыдущий российский долг США был аннулирован, и Америка предоставила России новый кредит на 10 миллиардов долларов. Каждая семья, погибших на «Курске» моряков, получила немыслимую компенсацию в 25 000 долларов.
Путину, тем ни менее, нужно было понять лодку для поднятия политического имиджа. На подъем «Курска» год спустя, был подписан контракт с голландской компанией, единственной, которая согласилась поднять только среднюю и хвостовую часть. Все остальные компании за много меньшие деньги соглашались поднять весь корпус целиком. Голландцы отпилили два носовых отсека и вывезли на сушу все остальное. Вот тут нам и показали кадры лодки крупным планом так сказать по прибытии. Прямо у места отпила зияла огромная круглая дыра и края у этой дыры были вмяты внутрь. У нас этого точно не показывали, потому что немедленно эта часть корпуса была объявлена засекреченной, запрещена для фотографирования и впоследствии была ликвидирована, как впрочем все кинопленки. В фильме были приведены показания экспертов, которые подтвердили, что только американская торпеда, может оставлять такие следы, прожигая наружный слой и взрываясь внутри.
Подъем и опознание тел экипажа, произведенные в октябре 2000 года, вызывают серьезные подозрения в мистификации. Во всяком случае, объективная и независимая генетическая экспертиза ДНК «опознанных» моряков с ДНК их родственников не проводилась. Помимо желания «освоить» выделенные на эту операцию 30 млн. долларов, здесь могла присутствовать и попытка скрыть истинную причину гибели «Курска», названную выше. И если поведение американской стороны в этой ситуации вполне можно объяснить ее интересами, то чем объясняется поведение стороны российской, явно закрывшей глаза на все «следы», оставленные американцами и их пособниками в этой диверсии? Тонкой политической игрой — жизни подводников были променяны на солидные бонусы в политическом плане для России. Конечно, в этом никто никогда не признается. И правильно.
Стенограмму подстрочного перевода комментария к фильму можно прочитать здесь. Там же изложена и хронология событий взрывов.
Рекомендую посмотреть сам фильм "КУРСК: ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В МУТНЫХ ВОДАХ" например в Контакте.
x