В воскресенье огонь ХХI Игр будет погашен, а олимпийский флаг передадут организаторам следующего форума. Эстафету у Ванкувера примет Сочи. Подводить окончательные итоги, наверно, еще рано, но о поучительных уроках, которые нынешние зимние Игры преподали России, говорить самое время. Такого оглушительного провала на олимпийских аренах страна еще не знала. Россия сможет стать мировым лидером в спорте лишь тогда, когда система управления в этой сфере будет реформирована, а к управлению спортивными федерациями придут новые люди, заявил вчера председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту Антон Сихарулидзе.
Олимпийские игры современности – это больше, чем спорт. Это беспристрастный смотр последних достижений во всех без исключения сферах деятельности человека и общества, в котором он живет. Олимпийский пьедестал – лишь малая часть айсберга, которая держится на тверди, скрытой от глаз стороннего наблюдателя. Но именно эта, «пьедестальная часть айсберга», ярче всего высвечивает «здоровье» феномена, очаровывающего миллионы людей своей мощью, изяществом, красотой. ХХI зимние Игры в Ванкувере, до критического предела сузив круг российских спортсменов, каким-то чудом взобравшихся на медальный островок Олимпиады, со всей очевидностью показали полную несостоятельность существующей в России системы управления физической культурой и спортом. Этот прискорбный факт стал откровением не только для широких кругов общественности, но и для самих спортсменов. Разобраться с «чиновничьей империей спорта» уже призвали депутаты Госдумы. Оргвыводы, правда, они отложили до возвращения высших функционеров от спорта с Олимпийских игр.
Структура управления физической культурой и спортом в РФ настолько громоздка и витиевата, что описать ее словами весьма затруднительно. Доходчивее этот государственный физкультурно-спортивный лабиринт, возможно, отобразит прилагаемая графическая иллюстрация (см. схему). Но даже у самого въедливого и любознательного исследователя останется еще масса вопросов. Например, за что отвечают чиновники Министерства спорта, туризма и молодежной политики, а за что функционеры Олимпийского комитета России (ОКР)? Какая степень ответственности за подготовку спортсменов высших достижений ложится на ведомственные, общественные, общественно-государственные физкультурно-спортивные организации, а какая – на федеральные и региональные центры спортивной подготовки, спортшколы, спортклубы и прочая, прочая? Ответы есть только у спортивных чиновников. Но с вариантами. Если зафиксирован успех, то все норовят указать пальцем на себя. Если неудача, то перст вышестоящего начальника всегда найдет «под лавкой» подходящего козла отпущения.
Поэтому не ищите конкретных виновников провального выступления российских олимпийцев. Имя им – легион, а их предводители всегда изящно гарцуют на лихих конях. Как, например, министр спорта Виталий Мутко. Отбивая наскок депутатов, грозящих ему отставкой, предводитель российских спортсменов и туристов дал им смелую отповедь из далекого Ванкувера. Мол, если депутаты даже сместят его с занимаемого поста, то «наши лыжники все равно быстрее не побегут». Отповедь оказалась неудачной и недальновидной. Именно сразу после этого заявления г-на Мутко российские лыжники побежали быстрее и принесли в командную копилку золотую медаль. Не напророчил бы министр на свою голову.
В Олимпийском же комитете РФ «наездом» депутатов на сборную просто взбешены. «Если бы в 1941–1942 годах, решив, что мы проигрываем, начали немедленно всех увольнять и расстреливать, то вряд ли бы мы победили в 1945 году, – убежден пресс-секретарь ОКР Геннадий Швец. – К тому же Олимпийский комитет не отвечает за подготовку спортсменов, у него организационные и представительские функции. Сейчас важнее поддержать спортсменов, а не обсуждать инициативы Госдумы».
«В министерстве нет чиновников, которых непосредственно можно наказать за провал сборной, – подтвердила «НИ» вице-спикер Госдумы, олимпийская чемпионка 2006 года Светлана Журова. – Тренировками спортсменов занимаются спортивные федерации, и решать вопрос надо с ними». По ее мнению, необходимо будет предложить ряд законопроектов: ввести прямое субсидирование спортивных федераций, улучшить подготовку молодых спортсменов.
Суши лыжи, точи коньки
Выведать у спортивных чиновников их общероссийскую численность, дело почти безнадежное. Эту информацию берегут как самую страшную военную тайну. Каждое из подразделений спортивной иерархии ссылается на автономию и полное невмешательство в дела друг друга. Лишь президент одной из федераций зимнего вида спорта признался «НИ», что «организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в стране занимаются почти 300 тыс. штатных физкультурных работников». Но эта цифра величиной в четверть всего личного состава Вооруженных сил страны – годичной давности.
Точную цифру государственных вложений в физкультурно-спортивную индустрию России вряд ли назовет даже такое весьма осведомленное ведомство, как ЦРУ. Где бюджетные деньги, а где финансы частных меценатов и спонсоров, не знают даже первые лица Минспорта и ОКР. На утверждение олимпийской чемпионки и депутата Госдумы Ирины Родниной о том, что Олимпийский комитет России, хотя на бумаге является общественной организацией, фактически живет за государственный счет, президент ОКР Леонид Тягачев возмутился: «Олимпийский комитет за последние 12 лет не получил ни одной копейки сначала от Фетисова, который был министром спорта, а теперь и от нынешних руководителей. ОКР живет самостоятельно. И при этом мы выиграли в Гватемале Олимпийские игры для Сочи». Возмущение главы ОКР понять еще можно, но кто ж поверит в его «ни одну копейку». Да еще в его самостоятельную гватемальскую победу. Не разгневало бы тогдашнего президента, а ныне премьер-министра страны такое «сенсационное откровение» олимпийского президента РФ.
«Когда провожали олимпийцев, на церемонии озвучили какую-то баснословную сумму в 1 млрд. руб., выделенную на подготовку спортсменов, – удивляется фигурист Евгений Плющенко. – А где они? Может быть, конечно, кому-то эти деньги и дали, но вот, например, в фигурном катании я этого не видел». Долго не видели денег из олимпийского миллиарда и горнолыжники. Комментируя выступления в Ванкувере нашего лучшего на сегодняшний день слаломиста Александра Хорошилова, спускавшегося с гор наравне с горнолыжниками из экзотических южных стран, бывший лидер команды в этом виде спорта Владимир Андреев с горечью говорил: «А какой результат он мог показать, когда два месяца перед Олимпиадой проторчал в Москве в ожидании получения экипировки? Все тренировались на канадских трассах, а Хорошилов был вынужден участвовать в презентации «Русского дома».
А уж как изысканно умеют спортивные чиновники, в случае неудачи, унижать атлетов, перед которыми еще вчера на цыпочках ходили, продемонстрировал пресс-секретарь ОКР Геннадий Швец. После поражения хоккеистов от сборной Канады рупор Леонида Тягачева заявил на весь мир, что в нашу ледовую дружину вбухали столько денег, что нашим хоккеистам «только завтрак в постель не приносили супермодели». Нервное признание функционера в том, что на олимпийское содержание неблагодарных хоккеистов потрачены баснословные суммы, оставляет вопрос: а что же тогда досталось другим участникам олимпийской сборной от миллиарда? Единственным, кто дал достойную отповедь чиновнику в раже, стал главный тренер хоккейной сборной Вячеслав Быков: «Если мы опять начнем искать козлов отпущения, поливать всех грязью направо и налево, ничего хорошего не выйдет.
Вершки и корешки
Десант спортивных чиновников, высадившихся в Ванкувере, не поддается учету. Хорошо известно лишь об одном небольшом отряде московских спортфункционеров, командировка которых обошлась столичным налогоплательщикам в четверть миллиона долларов США. Чем они помогли нашим олимпийцам, история умалчивает. Но то, что таких чиновничьих делегаций из России было немало, а казенных денег на их вояж в далекую Канаду потрачено несчитано, остается неоспоримым фактом. И эта «олимпийская» практика многие годы остается неизменной. На такое расточительство чиновников на фоне действительно бедственного положения спорта в стране указывают герои нынешней Олимпиады. Так, Иван Скобрев заявил, что российским спортивным функционерам необходимо приложить максимум усилий, чтобы создать отечественным конькобежцам достойные условия для тренировок на родине. «Мне хочется выходить на своем катке в своей стране и показывать результат, а не возить тележку. Мы должны сделать все возможное не только с моей стороны, но и со стороны Минспорта, спонсоров», – сказал Скобрев. Ему вторит Евгений Плющенко, рассказывая о подготовке в нашей стране фигуристов, которые должны будут защищать спортивную честь страны через четыре года в Сочи. «Ко мне приходят молодые ребята и спрашивают: «Жень, ты не знаешь, а нам какие-нибудь денежки уже сейчас дадут? Какую-нибудь стипендию, зарплату?» Ничего этого нет. Ребята просыпаются утром с вопросом: «А что мы сегодня поедим?» Многие скажут, это неправда. Да нет, это правда», – поведал звездный фигурист.
«Нужны новые люди»
Сборная команда России в Ванкувере на вчерашний день занимала 10-е место в общекомандном зачете, набрав в свою копилку три золотые, четыре серебряные и шесть бронзовых медалей. Такого унизительного провала стране испытывать еще не приходилось. На извечные российские вопросы «кто виноват?» и «что делать?», попытался вчера ответить председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту, олимпийский чемпион 2002 года в парном фигурном катании Антон Сихарулидзе. По его мнению, России прежде всего нужно реформирование системы управления спорта. «И, конечно же, нам нужны новые кадры, новые люди с абсолютно новым мышлением, которые не будут пытаться кого-либо догнать, а сами будут находиться на острие современных технологий, знаний о спорте. В общем, люди совершенно другой формации», – заявил бывший спортсмен. Говоря о предстоящем в марте в Госдуме отчете Виталия Мутко и Леонида Тягачева, Сихарулидзе отметил, что вопросов к ним у депутатов будет очень много. «Если говорить про общественные организации и их руководителей, то сами Мутко и Тягачев должны поднимать этот вопрос. Я считаю, что их никто снимать не должен, а они сами должны спокойно уступить свои места, потому что уже понятно, что эти команды не смогли подготовить боеспособные сборные», – вполне резонно считает глава думского комитета.
АНАТОЛИЙ СТЕПОВОЙ
ЯПОНЦЫ ЭКОНОМЯТ НА ЧИНОВНИКАХ
В спортуправлении Японии работают 124 человека, 20 из них – в отделе соревнований. В НОК страны трудятся около 40 сотрудников, его годовой бюджет формируется за счет взносов спонсоров и госдотаций примерно в равных долях и достигает почти 9 млрд. иен (99 млн. долларов). О структуре бюджета НОК автору этих строк рассказал его главбух Хибино-сан. По его словам, в 2008 финансовом году командировочные расходы НОК в связи с соревнованиями за рубежом превысили 321 млн. иен, на поддержку спортсменов было выделено 4,4 млрд. иен и на развитие Олимпийского движения – еще свыше 275 млн. иен. В последние три года доходная часть бюджета НОК, сообщил г-н Хибино, несколько сократилась, финансовых злоупотреблений не было. Японские налоговики строго контролируют отчетность всех ведомств и расходы чиновников любого ранга, но каких-либо громких скандалов, связанных с превышением трат за счет налогоплательщиков, давно не отмечалось.
Валерий АГАРКОВ, Токио, корр. ИТАР-ТАСС – специально для «НИ»
В США СПОРТ – ЭТО ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС
В США спорт находится вне всякой зависимости от государственных чиновников даже самого высокого уровня, включая президента страны. Ни в федеральной структуре, ни на уровне штатов нет спортивных учреждений, как нет ни единого ведомства, которое бы хоть как-то могло руководить или влиять на деятельность спортивных организаций или финансировать их. Спорт в США – такой же независимый и частный бизнес, как и все остальные его виды, принадлежащие отдельным лицам или корпорациям. Поэтому отчитываться перед правительственными службами или перед членами Конгресса за успехи или провалы спортсменов всех категорий в состязаниях самого разного уровня некому. Тем не менее спорт в США имеет свою структуру управления и финансирования. Высшее ее звено – частная спортивная организация National Governing Body (NGB), которая имеет ограниченные функции. Ей принадлежит право контроля выполнения спортивных программ, а также поощрения представителей различных видов спорта и наказания провинившихся спортсменов. Она также осуществляет организационные меры участия американских спортсменов в международных соревнованиях и Олимпиадах. Но контроль за выполнением программ всех видов спорта возлагается на частные организации, именуемые национальными ассоциациями. В спортивной системе США есть еще одна частная ассоциация American Medical Athletic Association. Она несет ответственность за состояние здоровья спортсменов всех видов спорта и всех его уровней. Представители американских ассоциаций, безусловно, были и есть сейчас в Ванкувере. Но приехали они на деньги этих частных ассоциаций, а не на средства налогоплательщиков.
Борис ВИНОКУР, Чикаго
В ГЕРМАНИИ НЕТ ЕДИНОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Единая структура управления спортом в Германии практически отсутствует. Укреплению материально-технической базы спортивных организаций призваны содействовать административные органы земель, которые, в свою очередь, привлекают спонсоров. Руководство спортом в ФРГ осуществляется как на государственном уровне, так и на общественных началах – Немецким спортивным союзом (ДСБ) и Национальным олимпийским комитетом Германии. Соединительным звеном между государством и общественными спортивными организациями является Немецкая спортивная конфедерация. За всю историю наблюдений никаких злоупотреблений, связанных с поездками чиновников за казённый счёт на Олимпиады и соревнования, никакими проверяющими инстанциями и средствами массовой информации не замечено. Не стала исключением и Олимпиада в Ванкувере.
Адель КАЛИНИЧЕНКО,Берлин
x