---
Из книги Стефана Ляшевского История христианства в Земле Русской с I по ХI в. /Издательство М:Фаир-Пресс, Грант. 2002 год. (Первое издание в 1967г.)
---
Давно известно, что христианские храмы существовали в Киеве задолго до князя Владимира, но все же, какие именно события положили начало христианству в Земле Русской? Первое крещение Аскольда и его свиты? Крещение киевлян и новгородцев в 988 году? Или вести счет времени христианства на Руси следует с тавро-скифов? Автор этой книги, выдающийся историк церкви, богослов, протоиерей Стефан (Ляшевский) (1899-1986), увлеченный темой появления христианства на территории России до святого Владимира, собрал и систематизировал обширнейший материал об этих важнейших событиях. Теперь читатель может самостоятельно дать оценку времени становления христианства на Руси
Введение в предисторию Руси История христианства в Земле Русской в первое тысячетелетие - это история Христовой Церкви в так называемой Приазовско-Черноморской Руси. О ней почти ничего не знали в период перед Первой мировой войной, когда составлялись учебники, по которым русское общество получило знание о первоначальной истории Руси. Такое представление осталось и до сего времени, так как учебников с учетом всех новейших данных пока нет. Между тем этот период, с начала XX столетия и до наших дней, для науки огромный. За это время научные данные по нашей первоначальной истории и преистории настолько ушли вперед, что теперь все представляется в совершенно иной концепции. Раньше было такое представление о нашей преистори - а для многих и до сих пор, - что до Рюрика, собственно, ничего и не было, а если и было, то это были скифы, о которых так и неизвестно, предки ли это русских или нет. Между тем за эти 60 лет собралось такое богатство материалов, совершенно по-новому осветивших наше далекое прошлое, что уже появилась возможность все это собрать воедино и дать новую историческую концепцию, основанную на всех данных, как археологических, так и исследовательских, добытых за этот большой для науки промежуток времени. По этой причине в данном специальном труде по истории христианства в нашей стране приходится очень много места уделять и этногенезу нашего народа, и государственным концепциям по истории и престории нашего Отечества. Необходимо отметить, что в последнее десятилетие перед Первой войной нашими академиками-историками Латышевым, Шестаковым, Айналовым, крупными исследователями в области истории Приселковым, Пархоменко, археологом Хвойко и другими были изданы исключительно глубокие монографии как раз по тем вопросам, которые освещаются в настоящем труде, но они так и остались академическими изданиями и до широкого круга читателей не дошли из-за войны и революции, которые создали большой пробел в этих исследованиях. После окончания Второй мировой войны начался грандиозный разворот археологических раскопок, появилась богатейшая археологическая литература и прекрасные монографии, но доступные только специалистам. Появились новые методы в определении этногенеза первоначальных племен, населявших земли нашего Отечества (исследования сарматских черепов), давших совершенно неоспоримые доказательства того, что сарматы - это прямые наши предки и, следовательно, их история - это наша история. Великолепные монограяии Якобсона, Гракова, работы Шульца, Смирнова и других теперешних отечественных ученых помогли разрешить вековую нашу загадку - почему греки называли русов тавро-скифами, хотя они абсолютно никакого отношения к настоящим скифам не имели. Для нас это особенно важно, потому что история христианства в нашей стране - это история христианства именно среди них и других наших предков - сарматов. Грандиозные археологические раскопки последних 20 лет открыли первохристианские подземные храмы на территории Херсонеса и Танаиса, из коих один храм, вернее, Сионская Апостольская горница, определенно относится к I веку, то есть веку ап. Андрея. Разрешена теперь другая вековая загадка - почему равноапостол Мефодий сообщил своим святым ученикам: Клименту, Горазду и другим, составляющим Паннонское Житие равноапостола Кирилла о том, что он сам учился у руса в Корсуне роуськими письменам, которыми и на русском языке уже были написаны и Евангелие и Псалтырь. Когда в славянской стране Паннонии записали это Житие св. Кирилла, они назвали жителей Тавроскифии русов их настоящим именем - русы, каковое название было известно и составителям греческого Жития св. Стефана Сурожского. Византийский историк того времени прямо сказал: Тавро-скифы, которых мы обычно называем русы. - Найдены как византийские и арабские, так и древнерусские свидетельства о том, что русы имели свою письменность до св. Кирилла и есть косвенные данные, взятые из договора князя Игоря, о том, что у них была Иоаннова письменность. Наиболее вероятным автором русского перевода Евангелия и Псалтыри, которые читал св. Кирилл в Корсуне, был тавро-скиф, то есть рус, св. Иоанн, епископ Тавроскифии, известный в Святцах как Готфский, по имени той греческой епархии, которая была в Тавроскифии. Совокупность всех вышеперечисленных данных дала возможность отодвинуть нашу историю за тысячу лет до Рюрика и дать совершенно новую концепцию в нашей историографии. Основываясь на данных археологических раскопок последних десятилетий, на открытии новейшими методами исследования черепов, можно говорить о том, что:
1. Сарматы есть европейцы и не могли принадлежать ни к романским, ни к германским народам, а только к одной славянской ветви, что подтверждается и археологическими данными, и вновь открытой языческой летописью: нижневолжские сарматы и отцы наши языческой летописи - это одни и те же люди, говорившие на языке антов, о которых академик Шахматов сказал в конце своей жизни: Историю русов нужно начинать с антов
2. Киев существовал непрерывно, начиная с поселения, относящегося ко II веку до н.э., а в I веке н.э. там были уже три большие поселения на територии теперешнего города, а как укрепленный город Киев существовал с 430 года, как было записано в первоначальной Киевской летописи, вывезенной из Киева союзником Святополка Окаянного, польским королем Болеславом Храбрым, в Польшу. Эту летопись видел и читал польский историк Стрыйковский, в сочинениях которого и необходимо разыскать более подробные сведения. Об этом было упомянуто в Синопсисе Российской Академии наук, кажется, в 1774 году. В конце VI века князь Кий обнес город уже мощными каменными стенами и построил свой дворец-крепость
3. Древние русы занимали большую территорию Северного и Западного Крыма, тесно соприкасаясь с греческими портовыми городами, и назывались тавро-скифами, в отличие от скифов-иранцев, и которые при князе их Бравлине, столицей княжества которого был Неаполь Скифский, покорили всю Тавриду в VIII веке
4. Приднепровские скифы-пахари и невры есть настоящие славяне, потомки трипольцев, которых и Геродот противопоставлял скифам
5. Сарматы являлись местным населением Танаиса, наряду с греческими колонистами Танаиса, и что сарматы были культурным племенем, выходцы из которого были даже на Пантикапейском престоле (царь Фарсанз в III веке), и что христианство в Танаисе, согласно раскопкам тайного храма, началось там с I века, а в IV веке был даже знаменитый Отец монашества сармат Амат, поставленный Иеронимом рядом с Макарием В. Оба были учениками Антония В.
6. Евангелие на русском языке в Херсонесе в VIII веке свидетельствует о наличии русского храма там, по общему мнению современных академиков
7. В I веке н.э. на территории Сара, то есть будущего с 430 года Киева, было уже три поселения и что таким образом ап. Андрей мог бы, если бы бы он туда приехал, благословить не только Киевские горы, как думали раньше
8. Херсонес был главным центром христианства в Тавриде уже в I веке, и сосланный туда ап. Климент Римский в 99 году нашел в Крыму уже две тысячи христиан в разных местах и множества храмов как результат проповеди ап. Андрея, так как до конца I века в Крыму гонений не было
9. В Танаисе раскопан тайный христианский храм с престолом, светильниками и печатями для просфор с крестами
10. Открыта династия Киевских до-Олеговских князей VII и VIII веков
11. Установлена династия новгородских князей до Рюрика
Принимая все это во внимание, необходимо внести новую концепцию в преисторию русов и нашего Отечества. Здесь мы даем только основные вехи в развитии нашей преистории, чтобы на фоне ее проследить развитие христианства у русов начиная со времени ап. Андрея Первозванного. Для того, чтобы легче разобраться в очень сложной ситуации нашей преистории, приведем коротко конспект ее в хронологическом порядке:
1. Неолитическая трипольская культура на Приднестровье есть первоначальное ядро всех славянских племен Русской равнины
2. Это культура земледельческая, и самая восточная часть европейского неолита, непосредственно перешла в такую же земледельческую культуру бронзы и, пройдя еще целый ряд таких же земледельческих культур, археологически теперь точно установленных, перешла в исторически известных уже Геродоту невров и скифов-пахарей, которых он противопоставляет скифам
3. Со времен ранней бронзы начинается расселение наших предков по черноземным южнорусским равнинам и заселяются поля Приазовья, Дона, Волги и Кубани. На севере ими же заселяются Новгородские земли. Таким образом выкристаллизовываются уже исторические народы: венеды или словены, невры, сарматы - анты и роксолане и еще раньше киммерийцы
4. Наряду с этим в VIII веке в Кубанских степях появляются через Кавказ полчища скифов иранского происхождения, и они со страшной жестокостью покоряют все племена на юге России. Так длится до II века до н.э. В 179 году великий сарматский князь Гатал свергает иго скифов и часть их перебивает, а часть изгоняет в Добруджу и какая-то часть отходит в Крым
5. Начинается сарматско-римская эпоха, потому что все Азовское побережье, Крым и Ольвия входят в I веке до н.э. в состав Римской империи. Римские историки пишут только о сарматах и Сарматии: европейской до Танаиса, которым они считали реку Донец с Нижним Доном, включая Поволжье, но не далее
6. На Приднепровье на рубеже нашей эры уже множество поселений и городов, на месте Киева уже три поселения. Возможно, что одно из них географ II века н.э. Птолемей называет Сар, что значит глава
7. В 30-х, или 40-х, или 50-х годах в Херсонесе, Боспорских городах, в Тавроскифии и Танаисе проповедует христианство ап. Андрей Первозванный и основывает церкви, которые в период возникших гонений при Нероне, Домициане и Трояне уходят в тайные подземные помещения под частными домами. Один из таких тайных храмов раскопан в 1950 году в Херсонесе, другой - в 1956 году в Танаисе
Далее начинается уже христианское время, которое можно хорошо проследить по прилагаемой ниже хронологии. С этого времени и должна, собственно, начинаться история христианства на Земле Русской, хотя и обрывочная и неполная, но такой же характер имеет история Церквей и в других западно-европейских государствах: Франции, Германии, Испании и др.
Мая 6, 1967 год. Балтимор
Греческое Боспорское царство было от Сурожа до Танаиса, образовавшееся в VII веке до н.э. Греческие писатели называли всю территорию юга России Скифией, несмотря на то что в 179 году до н.э. сарматский царь Гатал сверг иго скифов и был создателем Сарматии, которая существовала до нашествия гуннов в 375 году н.э. Все римские историки называют только одно имя - сарматы, самое могущественное племя которых - роксолане - часто вело войны с римлянами, что описывает Страбон, Тацит, Плиний и др. Сарматы, по свидетельству современника событий историка Полибия, не только уничтожили иго скифов, но и их самих частью перебили, частью изгнали в Добруджу. Скифские рабы - славяне Каменского городища - бежали в Крым и там создали много городищ во главе с Неаполисом. Это были земледельцы, которые создали скифское царство Скилура, греки их называли тавро-скифами, этнически ничего общего с настоящими скифами они не имели. Началась эпоха сармато-римская, когда Северное Причерноморье вошло в состав Римской империи. В середине III века н.э. римляне ушли и их место заняли готы, уничтожившие Танаис. Донские сарматы ушли в Крым, к тамошним сарматам, усилив сарматизацию Крыма. С уходом римлян греки опять стали называть эту территорию Скифией, а жителей Западного Крыма - тавро-скифами
x