Грузия лишилась бытовой коррупции
— Есть один миф, которого не люблю, что не стоит бороться с коррупцией, потому что это ничего не даст. Это какая-то форма гражданской печали, которую православные должны были бы воспринимать за грех. У коррупции нет ничего человеческого. Люди объединены в государство не для того, чтобы оно облагало поборами блага, которые должно обеспечивать. Поэтому с коррупцией необходимо бороться, — говорит экс-министр по координации реформ правительства Грузии 54-летний Каха Бендукидзе. Его усилиями в стране состоялась масштабная приватизация и почти впятеро уменьшился государственный аппарат. Бендукидзе называют антикоррупционным реформатором.
Бороться с коррупцией нужно, жестко карая виноватых?
— Эффекта от такой борьбы будет мало, если делать только это. Важно зафиксировать причины, по которым возникает коррупция. Их немало, и действуют они совместно. Назову несколько из них.
Низкая зарплата государственных чиновников. Конечно, только установление высокой зарплаты не уничтожает коррупцию. Но маленькая плата ее стимулирует, потому что у людей возникает оправдание — иначе не проживешь!
Отсутствие надлежащего контроля. Это не значит, что вы придавили общество контролем — и коррупции нет, но без контроля это явление разрастается шире.
Большие полномочия чиновников. Чем больше площадь контакта чиновничества, общества и бизнеса, тем больше поле для возникновения коррупции. Но если вы не регулируете какую-то отрасль, то там и коррупции быть не может, поскольку никто не должен идти к чиновнику на поклон.
Вы принимали какое-то специальное антикоррупционное законодательство?
— В любой постсоветской стране есть законодательство, на 90 процентов эффективное для борьбы с коррупцией. Достаточно его выполнять, и все получится. Но антикоррупционная борьба останется на бумаге без политической воли власти. У новой грузинской власти хватило воли жестко избавиться от ближайших соратников, друзей, просто хороших знакомых, если их обоснованно обвиняли в коррупции.
Как Грузии удалось подняться на 11-ое место в международном рейтинге простоты ведения бизнеса?
— За счет реализации большого количества реформ. Но 11-ое место — это не самоцель. Этот индекс простоты ведения бизнеса отображает только часть реформ. Мы хотели построить свободную экономику, сделать чиновничество реальным поставщиком услуг населению, улучшить деловой климат, упростить общение гражданина и бюрократа. Приведу несколько примеров.
Во многих странах получить загранпаспорт — это сложная операция, связанная с мелкой коррупцией. Кому-то нужно дать 50 долларов, кому-то — 200. И если паспорт нужно срочно, взятка растет еще больше. Но если перестроить госаппарат так, чтобы устранить ограничения для получения паспорта, система будет работать прозрачно. Кто хочет получить паспорт быстро - пусть платит дополнительные деньги, а не взятки.
Второй пример — вы хотите пристроить маленькое здание к дому. Если для этого нужно получить 300 проектных бумаг в государственных учреждениях, то это 300 потенциальных мест, куда придется занести деньги. А если эти 300 вы замените парой-тройкой бумаг, у вас коррупционное поле сокращается с катастрофической скоростью. Исчезают все эти 300 протянутых рук, которые всегда готовы взять ваши деньги.
Это дало эффект?
— В первую очередь исчезла так называемая бытовая коррупция. В обществе постепенно образуется образ чиновнической конторы, около которой не должно быть очереди. Если и платишь официально деньги, то получаешь услугу быстро и никому ничего не должен. Производится новый стандарт мышления: а почему я ему должен давать на лапу?
В Грузии нет гаишников, нет такой специальной структуры, как дорожная полиция. Мы провели реформу, включающую полную замену личного состава ГАИ, около 15 тысяч человек. Сначала всех уволили, несколько дней полицейских не было вообще. Вместо них взяли на службу гражданских лиц. Расширили им полномочия — позволили общаться с людьми в своем патрульном округе, помогать им. В обществе появилось здоровое рассуждение: кто эти люди, чтобы нести им взятки? Новым полицейским дали высокую зарплату, которая позволяла человеку кормить семью и уважать себя. Но самое главное — старательная работа с кадрами. Ежегодно аттестация и очистка от тех, кто не может работать без взяток.
А как бороться с коррупцией в верхних эшелонах власти?
— Так называемая элитарная коррупция, конечно, остается. Но такой идеальной модели — внизу с коррупцией все чисто, а в верхах грязно — не существует. Не могут коррумпированные люди руководить некоррумпированными организациями.
Принципы борьбы с коррупцией в Грузии
— Все правительственные инициативы должны проверяться, способствуют ли они коррупции или осложняют ее
— Лучше рискнуть и для выполнения задачи иметь на одного чиновника меньше, чем на одного больше
— Нет приличной коррупции. Если заметили коррупцию, преследуйте
— Меньше государства — меньше коррупции. Следует отказаться от ненужных государственных должностей
— Попробовать бороться с коррупцией там, где это считалось невозможным
Дмитрий ГАМАШ
GAZETA.UA
http://gazeta.ua/index.php?id=341905&lang=ru