Никко, расположенный в окружении одноименного национального парка, своей популярностью обязан лишь находящимися в нем достопримечательностями.
Главная улица города - Kokudo, проходит через весь город, от вокзала и до окраин.
Никакого многоэтажного строительства нет и в помине. Все дома в городе - 2-3 этажа. Вот эти домики в полоску веселой раскраски напомнили мне отдалённо французский Руан.
Автобусная остановка.
Интервалы движения автобусов - от 20 до 40 минут, в зависимости от маршрута и времени суток.
Утром следующего дня я поднялся максимально рано. Завтрак в ресторане был "японским": мизерная порция омлета и свежие овощи.
Погода была хмурая, но без дождя. По Kokudo я отправился к мосту Синкё - это был первый значимый городской объект, намеченный к осмотру.
Но сначала я свернул к замеченному по ходу движения святилищу. В путеводителе оно не было отмечено никак, надписи и указатель на английском так же отсутствовали...
Сначала надлежало пройти под каменными ториями.
http://i067.radikal.ru/0910/5f/0315e1ac13a8.jpg
Затем минуть двух стражников, отдалённо похожих на львов. Задача оных проста - отпугивать от святилища злых духов. Левый стражник.
http://s51.radikal.ru/i134/0910/54/4a4ad8af5417.jpg
И правый.
Само святилище крайне небольшое. Подобные ему тысячами разбросаны по всех Японии.
В десятке метров за святилищем обнаружил лужайку, на которой восседали разнокалиберные будды.
http://s06.radikal.ru/i179/0910/e7/57a73a7e20a3.jpg
При чем очищен от мха был лишь один будда.
Остальные являли такое зрелище.
http://s42.radikal.ru/i097/0910/d9/530fbbfdabfb.jpg
Ещё.
http://i060.radikal.ru/0910/81/a79c1c129e99.jpg
За спинами святых стояли лингамы - фаллические символы... "Лингам (санскр.) — фаллический символ в индуизме, символ бога Шивы." (с) Википедия.
Отправившись дальше по улице, я наткнулся на епископскую церковь.
http://i003.radikal.ru/0910/6b/ce044eac4f6f.jpg
По другую сторону дороги бежала местная река - Дайягава (Daiya - gawa)
В 767 году на место теперешнего Никко прибыл монах Сёдо.
http://s12.radikal.ru/i185/0910/ef/64d5f3b85b00.jpg
На вершине местной горы Нантай Сёдо хотел возвести храм, но дорогу ему и десяти его ученикам преградил как раз поток Дайягавы. Поток был силен, никакого моста на тот момент не было. Сёдо начал молиться, и его молитвам ответил бог, который перебросил через реку двух змей - красную и синюю. Из тел змей проросла дикая осока и Сёдо смог переправиться на другой берег. В теперешнем виде мост был построен в 1636 году.
Название мост получил Yamasuge - no - Jabashi (Мост Змей с Дикими Осоками). Кроме больших религиозных праздников, пересекать реку по этому мосту позволялось лишь сёгуну и его свите. Перед мостом лежал большой камень, заставляющий всадника спешиться, перед тем как вступить на мост.
Перила моста украшены позолоченными металлическими деталями. Мост - 27 метров в длинну, 6 метров шириной и на 16 метров выше поверхности воды, поддерживается каменными столбами по обоим берегам.
В настоящее время попасть на мост может любой желающий, заплативший 300 йен. Однако перейти с берега на берег все же не получится, т. к. один конец, примыкающий к дороге, закрыт.
Ночью мост не подсвечивается, или мне просто не повезло в тот день.
Осмотрев мост Священным мост Синкё, можно подниматься по ступенькам наверх, в сторону от дороги. Вот здесь и начинается то, о чем говорит японская поговорка: "Не говори ни о чем, что это прекрасно, пока ты не увидел Никко"
Итак, несколько десятков пологих ступеней выводят к храму Риннодзи. В отдельно стоящей кассе я купил комбинированный билет за 1000 йен, дающий право осмотра вышеупомянутого храма, храмовый комплекс Тосёгу, храм Футарасан и мавзолей Тайюин.
Никко впервые упоминается с 782 года, когда монах Сёдо, о котором шла речь ниже, основал в этих местах первую обитель. Долгие годы послушники и мудрецы искали здесь путь к спасению в уединении и покое.
Японию как государство сплотил великий сёгун Иэясу Токугава. Он положил конец истощавшим страну кровавым междоусобицам крупных феодалов-даймё. В конце жизненного пути Токугава завещал похоронить себя именно в Никко. Потомки выстроили Великому сёгуну пышный мавзолей. Так святилище Тосёгу стало и сакральным и светским памятником. Работы по возведению мемориального комплекса продолжались 17 месяцев (с ноября 1634 г. по апрель 1636 г.). В строительстве и оформлении принимали участия только лучшие мастера Японии того времени.
Сначала давайте заглянем в небольшой садик Сёё-эн, который расположился аккурат напротив главного здания здания Риннодзи.
Сад по-дзенски минималистичен. Разумеется, пруд - неотъемлемая часть японского сада.
Посредине пруда небольшой островок с каменной пагодой.
http://i073.radikal.ru/0910/c7/c48f7298ced2.jpg
http://s49.radikal.ru/i125/0910/d1/7b40a94edd57.jpg
Перед Риннодзи. Здесь можно оставить зажженные благовонные палочки перед тем, как проследовать к храму.
Храм Риннодзи.
http://s43.radikal.ru/i101/0910/3d/df7c1d1dcbd8.jpg
В большом зале Санбутсу-до находятся позолоченные буддийские статуи. Снимать категорически запрещено, о чем предупреждают объявления. В Риннодзи находится Зал Трех Будд. Трехметровые изваяния святых буддийского пантеона Будда Амида-Нёрай, тысячерукая Канон, Ботон-Каннон восседают на постаментах в виде лепестков лотоса.
Риннодзи.
http://s61.radikal.ru/i172/0910/53/2fc6d02e1ae9.jpg
Отправимся от храма Риннодзи к с святилищу Тосёгу.
Широкая дорога ведет к каменным ториям.
http://s12.radikal.ru/i185/0910/d2/842c9b42d8a8.jpg
Высота торий 9 метров и 3,6 метров ширина. Установлены в 1618 году. Это самые большие тории, сделанные из камня.
http://s53.radikal.ru/i141/0910/75/467709b9ce47.jpg
Слева от торий стоит пятиэтажная пагода, высотой около 35 метров. Не удивляйтесь, что в синтоистском храме находится подобная деталь храма буддийского, ибо синто и буддизм в Японии тесно переплетены.
http://s60.radikal.ru/i170/0910/ec/717a6c8d3dc7.jpg
Минуем вотора с охранниками - дэвами...
http://s45.radikal.ru/i110/0910/a7/b21bd9489569.jpg
Далее, напротив друг друга, стоят два очень интересных здания. Вот одно из них.
http://i001.radikal.ru/0910/be/fee964c17447.jpg
Оно же крупнее...
Главный элемент декора - деревянный рельеф "Слоны". Вырезан по оригинальным рисункам мастера Кано. Считается, что особо реалистично вырезаны уши и хвосты животных.
http://s40.radikal.ru/i090/0910/b6/b51f2a1d2f63.jpg
А напротив находится здание Священной Конюшни священной же лошади. Не знаю, священная или нет, но белая лошадь в конюшне действительно имеется. Висит табличка с просьбой не фотографировать животное со вспышкой. Само здание - единственная непокрытая лаком постройка всего ансамбля.
Украшает конюшню знаменитое изображение трёх обезьян: "Ничего не слышу, ничего не говорю, ничего не вижу".
Собственно эти три обезьяны - визитная карточка Никко. Рядом есть ещё один рельеф с обезьянами, но он такой славы не сыскал. Почему обезьяны, спросите? В средневековой Японии считалось, что обезьяны способны охранить лошадей от заболеваний. Поэтому стены Священной конюшни и декорированы резьбой по дереву на темы различных событий из жизни обезьян.
Далее проходим мимо священного источника. Здесь следует омыть руки и прополоскать рот водой в знак ритуального очищения от мирской скверны.
Всякое святилище Японии имеет непременный атрибут - колокол. Вот такой он в Тосёгу.
Слева и справа от дорожки стоят такие вот мощные каменные фонари, обильно поросшие мхом. Особую прелесть Тосёгу придаёт окружающий его многовековой лес. К сожалению, фотографии не могут передать ни запах древесины, ни вид могучих кедров.
Проходим под вторыми ториями, выполненными из бронзы. Их высота шесть метров.
http://i081.radikal.ru/0910/8e/631e2e36c2a9.jpg
Башни близнецы. Shoro...
http://i031.radikal.ru/0910/33/5a1a27cf3403.jpg
... и Koro. По правую и по левую руку.
И вот подходим к Yomei-mon Gate ("Ворота Солнечного света")
http://i055.radikal.ru/0910/c9/941ad3d46117.jpg
Ещё...
Вид с внутренней стороны...
Освещение в тот день было не ахти, но Yomei-mon Gate - номер один во всем святилище Тосёгу. У ворот есть и второе название - Higurashinomon ("Ворота сумерек"): посетители могут задержаться на целый день, пока не спохватятся, что наступили сумерки. Здесь шедевры одного вида изобразительного искусства накладываются на поразительные достижения другого. Мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов. Рассмотрим работу резчиков поподробнее...
"Стражники" с внешней стороны ворот...
И с внутренней стороны...
http://i067.radikal.ru/0910/ae/2825c95d6ff3.jpg
Теперь наш путь лежит к могиле самого Иэясу. Придется немного доплатить, около 400 йен, т. к. комбинированный билет дальше не действует. Боковой проход украшает не менее знаменитый, чем "Три обезьяны", вырезанный мастерски из дерева рельеф "Спящая кошка"
Спящая кошка олицетворяет недопустимость каких-либо внешних раздражителей, способных нарушить покой божественных духов. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему свято выполнять свои обязанности - в храме никогда не отмечалось появления мышей. Авторство этого "Спящей кошки" принадлежит известному японскому мастеру Дзингоро Хидари (Jingoro Hidari).
Теперь поднимаемся по двухстам каменным ступеням и пройдём несколько ворот, что бы оказаться перед небольшой, выполненной из бронзы пагодой Ходо (Hodo).
Там же...
http://i079.radikal.ru/0910/de/9c839f83266b.jpg
Ещё...
А теперь вернёмся вниз... В этом святилище находятся три небольшие святыни, которые извлекаются из него два раза в год во время религиозных праздников.
В остальное время от посторонних глаз они скрыты.
На святилище Тосёгу надо не меньше трех часов времени, но зависнуть там можно и на большее время. Световой день короткий осенью, пора было отправляться дальше.
Футарасан - самое древнее святилище Никко, правда по внешнему виду это никак не скажешь.
Тории перед святилищем.
http://s57.radikal.ru/i155/0910/43/732075da5c1a.jpg
Главных помещений два: поменьше...
И побольше. Сюда можно войти, предварительно сняв обувь.
На территории Футарасан находятся миниатюрные кумирни покровителей здоровья, удачи, знаний и семейного благополучия
Но в целом Футарасан не настолько интересен, как Тосёгу, потому и туристов здесь в разы меньше.
Выходил я через другие тории, сбежав вниз по лестнице.
http://s57.radikal.ru/i155/0910/f3/68e53ac48f07.jpg
Начали надвигаться сумерки. Пора поспешать к мавзолею Тайюин.
В Тайюине покоится Иэмитсу - основатель Тосёгу, третий сёгун и внук Иэясу Токугавы. Входные ворота мавзолея.
http://i024.radikal.ru/0910/11/1fa5cd9e9361.jpg
Непременные "стражники" по обеим сторонам.
http://i045.radikal.ru/0910/ce/236a78d58212.jpg
И с внутренней стороны...
http://s55.radikal.ru/i149/0910/29/78437e147629.jpg
Как и Тосёгу, к Тайюин нужно постепенно восходить по широченной лестнице. Справа и слева стоят башни а-ля Тосёгу. Одна из них.
Мавзолей окружен плотным вековым лесом. Тишину нарушало лишь пение цикад. Минуем ещё один вход, более пышный, нежели предыдущий.
Ещё парочка "стражников"
Основное здание Тайюина.
http://i056.radikal.ru/0910/38/a1a8f7a74480.jpg
http://s39.radikal.ru/i083/0910/cf/c929536730f2.jpg
Деревянные фигуры, позолота.
Фонари на территории мавзолея.
На прямоугольной территории немало интересных строений.
И очередные "стражники". Если собрать всех - получится целый взвод.
http://s51.radikal.ru/i132/0910/44/7dde793fe991.jpg
http://s59.radikal.ru/i163/0910/2d/7e3f1b435cf1.jpg
При спуске, по правую сторону, обнаружился боковой вход, фонари и дорожка. Но ворота были закрыты.
Когда я спустился вниз, наступили сумерки. Служащие больше никого не пускали в Тайюин. Вообще, при планировании посещений многих объектов в Японии (храмы, святилища...) следует помнить, что открыты они с 9-00 и до 16-00, максимум - до 17-00.
Как я уже писал, Никко - городок маленький. Вечерних развлечений нет никаких. Потому я все же решил не возвращаться в отель (17-00 всего лишь!) А съездить на озеро Чузендзи (Chuzenji)
Автобус прибыл через 20 минут ожидания. Ехать было не близко. Сначала выехали за город, потом стали натужно подниматься в гору, покрытую густым лесом по извилистой дороге. Стемнело окончательно. На землю начал плотной пеленой опускаться туман. Автобус, проходя повороты, забирался в гору все выше и выше.
Вдруг я увидел в окно сидящего посреди дороги человека. Водитель сделал мягкий вираж и объехал препятствие. В этот момент меня чуть не посетил Святой Кондратий..., однако на дороге сидел вовсе не человек, а зачем-то вышедшая из леса довольно крупная обезьяна. Фух! Пронесло! Обезьяна с пофигистическим видом проводила автобус задумчивым взглядом, но продолжила сидеть на дороге.
Наконец приехали на конечную станцию Chuzenji-onsen. Вот здесь меня настигла настоящая жесть... Возле озера расположен то ли поселок, то ли некий городок. Почему я говою так неуверенно, да потому что выйдя из автобуса, я нырнул в туман, который плотным влажным покрывалом висел над землей, начиная от моих коленей. Видимость была метров 5-10, не больше. ВОКРУГ НЕ БЫЛО НИ ДУШИ! А теперь представьте себе: наступившие сумерки, белёсый туман, гробовая тишина, в отдалении плещутся волны озера и никого кругом. Атмосфера была что-то среднее между "Сайлент хиллл" и "Живые мертвецы". Лишь редкие фонари горели белёсыми расплывчатыми пятнами, и в тумане угадывались светящиеся окна домов. Туман можно было резать ножом, настолько он был плотным. Покрутившись по окрестностям минут 20 и стараясь не потерять в качестве ориентира автобусную станцию, я все же решил покинуть это неуютное место.
В общем в середине осени один день на Никко - это недостаточно, по моему разумению. Природные красоты включающие в себя озеро, водопад Кэгон, реки, ущелья, плато и горячие источники - все это на 90% выпало из обоймы. Но, ничего - будет повод вернуться сюда снова.
Так я утешал себя, поедая суши с тунцом вечером в одном из немногочисленных ресторанчиков города.
Завтра мне предстоял путь в Киото.
x