Система апартеида была установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.
Флаг ЮАР с 1928 по 1994. На белой полосе изображены флаги Великобритании, Трансвааля и Оранжевой республики. Символика флага такова, что Южная Африка видится исключительно государством белых: в нём признаются британские и голландские корни населения, а вот чёрное большинство не представлено никак
Небелым запрещалось открывать предприятия или вести практику в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там.
Сегрегация проводилась на транспорте и в других общественных местах
Чёрным запрещалось жить или работать в белых зонах, если только у них не было пропуска (известного на африкаанс как dompas — «пропуск для тупых»). Это требование не распространялось только на чёрных, которые обладали правами, описанными в «Разделе 10» (переехавшие в города до Второй мировой войны). Строго говоря, белым также требовался пропуск в «чёрные» зоны.
Пропуск мог получить только человек, нашедший себе работу. Супругов и детей он взять с собой не мог, они должны были оставаться в зонах для чёрных. Многие белые семьи нанимали чёрных в качестве домашних работников, и те жили в доме — или в небольших помещения вне самого дома.
Пропуск был действителен только на территории одного магистратного округа (обычно совпадал с небольшим городом)
Отсутствие пропуска было поводом для немедленного ареста, предания суду и зачастую депортации в соответствующий бантустан, а также для наказания нанимателя. Полицейские патрули постоянно охотились за «нелегальными» чёрными, что наносило большой вред экономике, лишая её рабочих рук, которых постоянно не хватало.
В чёрных районах зачастую не было ни водопровода, ни электричества.
Больницы и служба «скорой помощи» также были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услугам высокого качества, в то время как в «чёрных» больницах хронически не хватало средств и работников. Во многих чёрных районах больниц не было вовсе.[1]
В 1970-е годы государство тратило на образование одного чёрного ребёнка десятую долю той суммы, которая приходилось на одного белого. Закон об образовании банту прямо предусматривал, что чёрным детям нужно преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых. С 1959 года сегрегация была введена и в высшее образование: все существовавшие и авторитетные университеты достались белым, для чёрных не было открыто почти ничего.
Сегрегация проводилась в автобусах и на железной дороге: автобусы останавливались на разных остановках, а в поездах чёрным был отведён только третий класс.
Общественные пляжи также были разделены по расам, причём белым доставались лучшие, в то время как пляжи для чёрных находились в удалённых районах и не имели никаких «удобств». Бассейнов и библиотек для чёрных практически не было.
Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.
С 1948 года были запрещены сексуальные контакты и тем более браки между людьми разных рас. Если белый был за рулём, он не мог усадить на переднее сиденье чёрного пассажира другого пола.
Чёрные не могли нанимать белых на работу. Чёрные полицейские не имели права арестовывать белых людей.
В театры и кинотеатры «белых районов» (то есть всех значительных городов) не разрешалось допускать чёрных, в то время как в «чёрных» районах почти не было не театров, ни кино, ни ресторанов. Большинство гостиниц и ресторанов в белых районах могли впускать чёрных только в качестве прислуги без разрешения властей (необходимого, например, для обслуживания дипломатов других африканских стран).
Вначале чёрным запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено.
Чёрным не дозволялось присутствовать в «чёрных» церквях в соответствии с поправками 1957 к Закону о туземцах и церквях. Однако этот запрет никогда не проводился достаточно жёстко, и в церквях чёрные с белыми могли встречаться на равных на сравнительно законных основаниях.
Хотя профсоюзы для чёрных и цветных работников существовали с начала XX века, лишь после реформ 1980-х годов членство чёрных в профсоюзах стало законным.
Неравным образом были распределены и налоги: чёрные платили подоходный налог с минимальной суммы 360 рандов в год (R30 в месяц), а белые — с 750 рандов (R62,5 в месяц). С другой стороны, белые платили куда больший процент.
Большинство чёрных лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границы; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать чёрным много паспортов.
Апартеид проник не только в закон ЮАР, но и в её культуру: эта идеология активно внедрялась многими СМИ. Отсутствие возможности ежедневного общения также отдаляло расы друг от друга
x