БОЛЕЛЬЩИКИ. В субботу «Спартак» принимает ЦСКА. На каком бы месте ни находились эти команды – на поле всегда яростная борьба. И на трибунах, к сожалению, – тоже. Почему так происходит, могут ли красно-синие и красно-белые дышать футболом, а не ненавистью друг к другу? Об этом по просьбе «ССФ» рассуждают знаменитый пианист, спартаковец Денис Мацуев и легендарный рокер, руководитель группы «Алиса», армеец Константин Кинчев.
Константин КИНЧЕВ
Родился 25 декабря 1958 года в Москве.
Композитор, автор песен, певец, руководитель рок-группы «Алиса».
Лауреат многих музыкальных премий и конкурсов.
Денис МАЦУЕВ
Родился 11 июня 1975 года в Иркутске.
Пианист. Заслуженный артист Российской Федерации.
Победитель Международного конкурса имени П.И.Чайковского в 1998 году.
Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
«ИГРА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРАЗДНИК, ЕСЛИ ВЫИГРАЕМ»
– Как давно вы болеете за любимую команду и почему?
Константин КИНЧЕВ: Я армеец с 1966 года, мне тогда семь лет было. Почему? Я и сам не знаю. У меня в семье все болели за «Спартак», и я сам играл за детскую футбольную и хоккейную спартаковские команды. Вот такой я был ренегат. Наверное, выбрал ЦСКА, потому что во мне всегда жило это желание – идти наперекор всем.
Денис МАЦУЕВ: С 1985-го. Тогда мне было десять лет, и я был очарован «Спартаком». У меня бабушки обе были яростными болельщицами, и я заразился от них. Как-то попал случайно на футбол и понял, что он меня завораживает. Возможность ходить на стадион и смотреть «Спартак» вживую была одним из стимулов переезда из родного Иркутска в Москву. Наряду с учебой в Центральной музыкальной школе, конечно. Я раньше на все матчи «Спартака» ходил: и с ЦСКА, и с «Океаном» из Находки. А в 1992-м даже выбегал на поле, когда мы стали чемпионами, обыграв «Локомотив» – 4:1. Я из толпы выскочил, и мы качали Карпина, Радченко, Романцева… Помню, тогда с благоговением потрогал футбольные ворота.
Я спартаковец не потому, что интеллигенция всегда болела за эту команду, а потому, что мне нравится стиль ее игры, личности игроков. У них всегда игра похожа на спектакль – кружева, стеночки, забегания… Никогда не брошу этот клуб. Жаль, что нам в этом году, видимо, не удастся стать чемпионами.
– Такие матчи для вас: праздник? битва? просто зрелище? Самый памятный матч ЦСКА – «Спартак»?
К.К.: Это и битва, и зрелище. И праздником это становится тогда, когда мы побеждаем.
А запомнился прошлогодний, когда мы 5:1 выиграли. И счет был классный, и игра. Вообще Газзаев оставил своим преемникам идеальную команду, а они ее благополучно развалили. Есть сейчас надежда на Слуцкого. Я ему симпатизирую. Две последние игры в ЦСКА с «Манчестером» и «Рубином» он здорово провел.
Д.М.: Я никогда не забуду феерические 5:4 в манеже «Олимпийского» в 1990-м. Это было невероятно. Какие напряжение, интрига, мастерство, романтизм, драйв… Мне так обидно, когда болельщики на стадионе больше обсуждают трансферы, а не игру. А матчей красивых много было. Это же все принципиально. Сравню с играми «Барсы» против «Реала» или «Манчестера» против «Челси».
«НА АГРЕССИИ МОГУТ ЗАРАБАТЫВАТЬ…»
– Почему, на ваш взгляд, для многих болельщиков важен не футбол, а файеры, баннеры, возможность побольнее задеть оппонентов?
К.К.: Я давно не хожу на стадион, и мне сложно анализировать ситуацию. Но если говорить про «ультрас», то это нормально. Они и должны быть такими, это их жизнь, их андреналин. Просто у них такой склад характера: без битвы их жизнь пуста, пресна. Нужны ли они футболу? Думаю, да. Хотя от них много головной боли, штрафы те же… Но их присутствие подстегивает футболистов, стимулирует психологию.
Д.М.: Это все не от большого ума идет. А еще, думаю, что кто-то может на этом какие-то деньги зарабатывать. Потому что просто так не возникает такая направленная агрессия. Толпа ведь только с виду хаотична, а на самом деле весьма управляема. Тем более молодая, голодная… Это ничего близкого с футболом не имеет.
– Как вы вообще относитесь к организованным болельщикам?
К.К.: Положительно. Мы находимся в такой же ситуации, может быть, менее масштабной, если сравнивать с футбольным клубом. У нас тоже есть свои банды, свои фаны, свои баннеры… Армия «Алиса» движется за нами по стране, где бы мы ни играли. И это сильно нам помогает. Большое им спасибо. Это часть действа, которое мы называем «Алисой», неотъемлемая часть спектакля, который мы показываем. Так же и в футболе.
Д.М.: Я не знаю. У нас всегда была культура боления. На любом стадионе был пятачок, где собирались болельщики любого возраста, стояли, спорили… Это такая топтушка очень увлекательная. Все время хотелось туда идти. Не то что сейчас… Сейчас страшновато ходить на стадион. Если бы у меня не было VIP-пропуска на домашние матчи «Спартака», который мне предоставил клуб, я, может быть, и не ходил бы на стадион. И никогда не рискну сесть в сектор В11.
– Как вы относитесь к тому, что на матче Россия – Германия болельщики развернули баннер, на котором Родина-мать звала к футбольной победе?
К.К.: Нормально. Если на баннере нет очевидных оскорблений в адрес противника (подчеркиваю – очевидных!), то это допустимо.
Д.М.: Я не сторонник этого. Просто кто-то хочет выделиться. Ну нельзя же такое святое задевать, нельзя этим бравировать. Хотя не скрою, на Евро, когда перед матчем Россия – Швеция растянули баннер с изображением Петра, у меня мурашки по коже пошли. Тут тонкая грань. Ведь эта война совсем недавно была, много ветеранов живых… Да и эта Германия к той уже никакого отношения не имеет. Это было, на мой взгляд, немножко глупо.
«ЖАНО НАДО МЯСОМ ОБРАСТИ»
– Вы знакомы с футболистами своей любимой команды? У них перед такими матчами присутствует неприятие соперника?
К.К.: Ни с кем не знаком. Но, думаю, у профессионалов нет агрессии по отношению к сопернику, а есть мотивация и желание победить. А настроения типа «ультрас» пусть останутся фан-движению.
Д.М.: Я больше знаком со спартаковцами-ветеранами. Но не думаю, что и у сегодняшних игроков есть какое-то неприятие, многие же общаются. Ясно, что когда выходят на поле – тогда приятелей нет. Все хотят биться и выиграть схватку. Но важно еще, чтоб игра была красивая. Я так рад, что к «Спартаку» вернулась игра, рад, что Валерий Карпин на правильном пути. Очень много хорошего в этом сезоне произошло. Говорю не потому, что мы в лидерах, а потому, что дух наш спартаковский вернулся.
– Кто вам нравится из игроков соперника?
К.К.: «Спартак» сейчас вообще симпатично выглядит. Карпин – молодец, сделал очень хорошую команду. Наконец-то. Ну, а из игроков нравятся Веллитон с Алексом и Жано Ананидзе. Этот паренек хорошо поляну видит, может смелые решения принимать. Ему бы еще мясом обрасти, и будет полный порядок.
Д.М.: Дзагоев – без вопросов. Мне было непонятно, чем он так не понравился Зико, за что тот оставил его несколько раз на скамейке. Это игрок большого таланта, и здорово, что он развивается. Мне рассказывали, что Алан очень скромный парень, что у него светлая голова. Это радует.
Ну и, конечно, Акинфеев. Не по годам зрелый игрок. Один из лучших вратарей мира. В скором времени ему надо будет обязательно уезжать в топ-клуб. Эти футболисты – игроки международного уровня.
– Недавно ЦСКА обратился к РФПЛ с просьбой перенести матч со «Спартаком» с субботы на воскресенье, но получил отказ. А вот в ноябре 2002-го «Спартак», игравший тогда в еврокубках, обратился к ЦСКА с просьбой перенести на день дерби, и армейский клуб его поддержал. Получается, ЦСКА зажимают, а «Спартак» промолчал…
К.К.: Я не очень понимаю, зачем этот перенос нужен был бы моей команде. Ведь 25-го, в среду, армейцы играют с «Вольфсбургом» в Лиге чемпионов. Матч решающий для ЦСКА, а если бы пришлось играть со «Спартаком» в воскресенье, то на подготовку к игре с немцами было бы на один день меньше. Да и давно известно, что все матчи двух последних туров в чемпионате России должны играться в один день и в одно время. И это правильное решение.
Д.М.: Мне сложно судить об этой ситуации. Меня больше беспокоит, чтоб не пропал у футболистов артистизм, который всегда присутствует на таких матчах. Какая же потрясающая атмосфера царит на подобных матчах в секторе для почетных гостей! Там шикарно болеют и за тех, и за других, тут тебе и юмор, и подколки… Мне хочется быть там, как и болельщики должны хотеть идти на трибуны. Мне все время звонит актриса Наталья Селезнева, вот она ярая поклонница армейцев, она все знает про ЦСКА. А у нее муж – известный актер и режиссер Владимир Андреев – истинный спартаковец. Представляете, какие у них после каждой игры эмоции! Не потерять бы нам все это…
– В вашем деле есть подобная конкуренция, подобная дерби ЦСКА – «Спартак»? Как вы к конкурентам относитесь?
К.К.: Нет. Мы не спортсмены. Хотя какие-то аналогии можно найти. Но все равно я придерживаюсь мнения, что «Алиса» единственная и неповторимая, и никаких конкурентов быть не может.
Д.М.: У нас такого нет. Хотя, помните, был Лемешев, и был Козловский, и у каждого свои поклонники, свои кланы… Но сейчас не так. Мой учитель по консерватории профессор Сергей Леонидович Доренский воспитал около 140 лауреатов международных конкурсов, и все мы – фантастическая семья, мы заряжаемся друг от друга и называем себя командой. У нас конкуренция только на сцене, а вне сцены – мы просто друзья…
x