Мария МИШКИНА — 20.08.2009
Анатолий Епифанов, эксперт по надежности плотины Саяно-Шушенской ГЭС (работает в этой должности уже 17 лет), дал эксклюзивное интервью «Комсомолке».
Естественно, нас интересовала его версия случившегося, и вообще, насколько надежна плотина.
Трещины в плотине залили смолой
- В гидротехнике я работаю с 1958 года, и знаком с историей создания практически всех гидросооружений в России, - поясняет Анатолий Павлович. - Помню, с какой осторожностью мы приступали к строительству Братской ГЭС (124, 5 метров), первой из высоких плотин. Как старались понять сам принцип, набраться опыта. Там есть кое-какие недочеты, но она нормально работает. Красноярскую ГЭС (124 метра) я назвал бы супер-плотиной, вокруг ее строительства были собраны великие умы, перед ними я преклоняюсь.
А потом у нас в верхах решили: почему бы не построить гиганта к столетию со дня рождения Ленина, плотину высотой 250 метров.
Мы тогда настолько были смелыми, и все вроде могли. Но решение было преждевременным и, честно сказать, необоснованным. Точно рассчитать профиль такой высокой плотины мы не могли. И не только мы, в мире нельзя было этого сделать. Мы какими-то приближенными методами пользовались, делали модели. И мы эту плотину построили. А после того, как наполнили водохранилище до нормального подпертого уровня, в ней образовались трещины.
Вода через них течет - картина страшная.
Пригласили французов, заделали эти трещины раствором на базе эпоксидной смолы. Я сам принимал в этом участие, а в основном работала фирма французско-испанская.
Почему пошли эти трещины? Когда обсуждается этот вопрос, то строителей обвиняют, то проектировщиков. Есть у нас дурная привычка вину на кого-нибудь сваливать. На самом деле ни те, ни другие не виноваты. Просто взялись за то, к чему тогда еще были не готовы.
Мы эту плотину корректно рассчитали только шесть лет назад (!), а она уже давно эксплуатируется.
- Кроме трещин, были другие ЧП на этой ГЭС?