1.Выбор гостиницы и района
Вот и я решил написать свой отчет об отдыхе в 2008 году в Адлере.
К самому отдыху мы начали готовиться еще в августе 2007 году во время своего отдыха (когда гуляли по району «За речкой» и в центре Адлера) присматривались к гостиницам, к их расположению и как далеко находятся от пляжа, рынка. А уже в январе месяце начали "пристально" смотреть ту информацию что представлена на сайтах, в интернете, читать отзыввы на различных форумах. Но чаще всего заглядывали на сайт туристической фирмы «МегаСочи» и в конечном итоге для себя решили что для организации отдыха как и в 2007 году воспользуемся услугами, помощью фирмы МегаСочи. И после долгих раздумий нами был сделан выбор (так же как и в 2007 году) что поедим отдыхать в Адлер в район «За речкой». Мы прекрасно представляли сам район, его инфраструктуру,знали что в этом районе очень много частных гостиниц и в итоге свой выбор остановили на частной гостинице «Вилла Риф». Мы в ней отдыхали уже в августе 2007 года две недели и снимали двухкомнатный номер с видом на море на четвертом этаже № 31. В марте связался с директором фирмы "МегаСочи" Кутузовым Сергеем, сообщил даты заезда, что будеи отдыхать двое взрослых и ребенок 11 лет, предупредили что будем на своей машине (нам нужна была стоянка для машины), озвучил свою просьбу по поводу бронирования того же самого 31 номера и в начале мая месяца забронировав черех сайт компании номер, сделали предоплату за сутки проживания. И все осталось ждать самого отпуска а точнее конца июля что бы выехать в путь к побережью Черного моря.
2. Дорога к морю
Сама дорога на машине по трассе М4 меня не столько волновала, в ней ничего нет сложного и маршрут был известен, немного озадачивало прохождение серпантина так как планировалось что в Джубге будем примерно в полночь, а по серпантину ночью в первый раз опасно ехать с не привычки, это не трасса.
И вот наступило 28 июля, все вещи собраны, машина прошла первое ТО и все готово к дороге на отдых, заправил бак 95 бензином и выезд запланировали на 5 часов утра 29 июля, но выехали только в 5 часов 20 минут. Заранее спланировав маршрут до города Ефремов решил ехать не по трассе М4 «Дон», а через Щекино, на Ефремов и уже в 7 утра был на въезде в Ефремове, хочу сразу оговориться что больше 100 км час я не ехал, старался соблюдать знаки и скоростной режим (в машине стоит круиз-контроль, что облегчает держать определенную скорость на всем протяженном пути и остается только не заснуть за рулем ))) ), так как сам сталкивался в поездках по России что гайцы в основном смотрят за скоростным режимом и нарушением разметки и было много информации что на трассе скоростной режим Гайцы особенно контролируют по направлению к черноморскому побережью, да и за разметкой следят. Дорога до города Ефремова была не сложной, утренние часы (да и днем то же) машин особо нет в основном поток идет через М4 «Дон» в южном направлении, так что кто будет планировать поездку в этом году на своей машине к югу лучше ехать как раз по этому участку. Проскочив Ефремов вышли на трассу «Дон» и впереди бесконечное полотно дороги, машин еще мало на трассе, утро. А так как ехали не особо быстро и правильно делали (т.к. очень много было засад из Гайцев, которые нас провожали только взглядом) на КПП платной дороги мы попали только в 8-56, оплатив 20 рублей (сколько езжу по ней не могу понять за что только оплату берут со всех кроме машин с липецкими номерами) продолжили свой путь к Черному морю. Проехав кафе «Самолет» обратили что в эти утренние часы там стояло всего несколько автобусов. ( по своему опыту могу сказать что кухня в этом кафе плохая, если останавливаться на завтрак то лучше немного раньше по трассе. Доехав до Воронежа ушли на окружную дорогу и попали в пробку (как раз начали класть новое полотно на мосту) потеряв около часа двинулись дальше, но уже в плотном потоке машин таких же как и мы стремящимся на юг из разных уголков нашей родины). Как выехали из городской черты решили остановиться и позавтракать, путь впереди был еще долгий, трудный и оставалось пройти примерно 1000 км, немного отдохнув и перекусив двинулись дальше и в 13.38 проехали Верхний Мамон и реку Дон. Через 20 минут были в Богучаре и еще через 20 минут въехали в Ростовскую область, далее в 15-35 были в Миллерово (вдоль всей дороги в этом населенном пункте торговали абрикосами) и мы все ближе и ближе приближались к своей цели городу Адлеру. В 17-15 проехали Каменск-Шахтинск и впереди нас ждал Ростов-на–Дону который мы проехали по объездной дороге в семь часов вечера, и примерно минут через сорок въехали в Краснодарский край и проехали КПП «Цукерова балка». Мы обратили внимание на то что многих из тех кто нас обгонял по трассе и «летел» очень часто останавливали на постах ДПС и видели как одних на ВАЗ 21099 машину из Москвы (на которую мы обратили внимание еще в пробке под Воронежем) на этом посту при въезде в Краснодарский край вообще решили досмотреть по полной программе, нас же на всем протяжении этого долгого пути НИ РАЗУ не остановили для проверки документов и досмотра машины. Благополучно миновав этот пост сделав через километров 15 от поста остановку на ужин и отдых) проехав еще два часа мы наконец то прибыли в 22-51 в город Краснодар. Здесь мы заправились опять же 95 бензином и отправились в путь. Вот теперь я хочу подробнее остановиться на этом участке пути Краснодар- Адлер. Перед тем как отправиться в этот путь, я очень много почерпнул информации о дороге через серпантин и особенно одной статье Михаила Бабкова и с помощью его творения хочу поделиться ей с вами через этот свой отчет. И так казалось бы, серпантин начинается гораздо позже, уже за Джубгой, ближе к Туапсе, так почему от Краснодара? Всё просто. Дорога из России в Краснодар вполне обычная российская дорога и не должна вызывать каких-либо сложностей у водителей если ни считать небольшой усталости. Но если вы нацелились заехать за Лазаревское, а тем паче, дорулить до Адлера, то готовиться к этому надо именно от Краснодара. Что ж, поехали!
На эти 300 с небольшим километров у меня ушло, примерно, 11 часов (из них четыре часа сна в Джубге возле газпромовской заправки, часа полтора в пробке на улице Донская но об этом немного позже будет мой рассказ). Конечно, есть герои, которые и за 5 часов преодолевают это расстояние, но вряд ли они будут читать этот отчет им просто будет не интересно и они сами всё лучше меня знают. Что брать водителю, я не буду рассказывать. Сами знаете, что вам надо. Я же в дальнюю дорогу обычно беру минералку без газа и кока-колу. Самое "неукачиваемое" пассажирское место, рядом с водителем. Второе по "неукачиваемости", середина заднего сиденья. Кстати, оно же и самое безопасное. Конечно, если все пассажиры на заднем сиденье пристёгнуты ремнями безопасности, у меня ребенок большую часть дороги просто проспал на заднем сиденье).
Немного о поведении на дороге.
Призывать к соблюдению правил не буду. Это и так понятно. Просто примите к сведению следующее:
1. Знаки ограничения скорости, в подавляющем большинстве случаев, стоят по необходимости.
2. Знаки "Опасный поворот" и "Опасные повороты" говорят о том, что впереди действительно опасные повороты.
Теперь немного о световой сигнализации применяемой дальнобойщиками. Т.к. их машины повыше и видят они подальше вас (опять же они вам обзор закрывают), то, если они включают правый поворотник и слегка прижимаются к обочине, это явное указание на то, что вы можете попытаться его обогнать. Поблагодарите их после обгона включением аварийки на пару морганий. Но, опять же, если вам предлагается делать обгон на участке со сплошной... Подумайте, а оно вам надо? Лучше прижаться и пропустить тех, кто торопится и любит рисковать. Ведь гайцы всегда выскакивают как чёртики из коробочки в самый не подходящий момент.
Если впереди идущий автомобиль идёт с комфортной для вас скоростью, то держите до него дистанцию. Во-первых, таким образом, вы не будете ему действовать на нервы, а, во-вторых, если вас будут обгонять, то у них будет место для ухода со встречки. Логика проста, если вас обогнали, то обгонят и вашего "ведущего" при первой же возможности.
Про запрет обгона на закрытых поворотах и в конце подъёмов говорить не буду, и так понятно, что это смертельно опасно.
Вроде всё о поведении. Остальные правила такие же, как и везде. Главное, будьте спокойны и вежливы. И не обращайте внимание на идиотов, пусть они еду к своей судьбе, так как им хочется. И ещё, проехав половину дороги по серпантину, вы можете почувствовать себя освоившимся - забудьте! Это ложное чувство.
3.Теперь о дороге от северного въезда в Краснодар и до Сочи.
Краснодар.
Сразу за постом ГАИ на въезде в Краснодар со стороны Ростова по трассе М4 "Дон" внимательно следите за указателями. Вам надо на Джубгу. Дорога прямо идёт в Краснодар. Если вы туда попадать не собираетесь, то вам нужно держаться правее и уходить на мост. На объездной дороге Краснодара стоят знаки ограничения скорости в 100 км. Правда, будьте бдительны, ибо на хорошей дороге иногда попадаются и другие знаки, а за ними оголодавшие сотрудники ГАИ. Примерно, через 14 км, вы проедете по небольшому выступу города. И там ограничение скорости до городской. Затем, до самого поста на выезде в Адыгею, опять будет 100.
Постарайтесь заправиться где-нибудь здесь. Так как много информации о том что в Адыгее категорически нельзя заправляться! Хоть и цены там на полрубля-рубль ниже чем в Краснодарском крае. Двигатель, однако, дороже. Если у вас запас бензина километров на 200, то можете потерпеть до Джубги.
Проезжая "южный" пост ГАИ можно предложить пассажирам полюбоваться водохранилищем с левой стороны.
На этом "южном" посту ГАИ я обнулил счётчик пройденного пути и весь дальнейший километраж будет указываться от этой точки. Расстояние до населённых пунктов указываются до знака с его названием. Естественно, погрешность быть может, т.к. я пользовался показаниями штатного спидометра своего автомобиля, поэтому, делайте определённые поправки.
Адыгея.
Километров 25 по территории Адыгеей пролетят для вас быстро и приятно, если:
1. Вы не будете превышать скорость.
2. Вы не будете там заправляться.
Сама Адыгея начинается сразу за рекой Кубань. Вот такая естественная граница. Т.е., как только вы переедете водосброс Краснодарского водохранилища, так вы уже там.
Горячеключевской район.Горячий Ключ трасса проходит без замедления по касательной. За ним есть старый пост ГАИ, где по информации в инете местные гайцы любят устраивать выездные сессии. Кстати, и дальше по дороге встречаются ограничения в 70 км/ч с контролёрами. Так что следите за световыми сигналами встречных коллег. Ну и сами не забывайте о них.
За Горячим Ключом начинается дорога к перевалу. Она хоть и может считаться горной, но это так - разминка. Сам перевал (начало перевала - 69,2 км.) в летнее время ни чего особенного не представляет ( я это понял когда возвращался назад в Тулу, по дороге в Адлер я попал в туман он немного меня напрягал в основном на спуске. Особенно, если впереди спускался грузовичок. Так что не грех вспомнить чему нас всех учили в автошколе на предмет торможения двигателем, ибо перегреть тормоза даже на легковушке легче лёгкого. За перевалом буквально сразу начинается Молдовановка. Ограничение как для населённого пункта, по одному ряду в каждом направлении, почти всё время сплошная и длинная эта Молдовановка. На выезде из Дефановки есть нормальная бензозаправка. Рядом с ней небольшой рынок. Ну, там, мёд, яблочки, пирожки. Если вы её игнорировали и предпочли проскочить прямой участок мимо неё, то притормозите. На подъёме сразу за прямым участком будет очень коварный поперечный "перепад" на асфальте. Поберегите подвеску. От Дефановки до поста ГАИ перед Джубгой особых проблем нет. За исключением однорядки в каждом направлении и одного населённого пункта (Горское - 95 км.). Кстати, это уже Туапсинский район. Где-то за полтора километра до поста ГАИ дорога делает правый поворот почти на 90 градусов. На самом посту дорога на Новороссийск уходит вправо, на Сочи - влево. На въезде в Джубгу, с левой стороны, будет бензозаправка. Если вам надо заправиться, то, заметив слева высокую стелу с надписью ЮНК, примите влево, снизьте скорость и на втором разрыве в сплошной сворачивайте на заправку. В самой Джубге есть небольшой участок (примерно пару километров) от автовокзала (с левой стороны по ходу движения) до выезда из Джубги с узкой дорогой. Очень узкой, да ещё с очень интенсивным движением днем разморенных отдыхающих (обратил внимание на обратной дороге и когда в 2006, 2007 годах ехал по этому маршруту на автобусе). Так что будьте там особенно бдительны. На автовокзале говорят есть вполне пристойные кафешки. Сразу за автовокзалом трасса делает левый поворот. За Джубгой открывается очень красивый вид на бухту. И вот здесь находиться кафе возле которого мы решили остановиться переночевать, благо мы не одни такие оказались с такими планами. Время на часах как раз час ночи, выезд запланировал на пять утра. Пять часов, будильник прозвенел, я сделал себе кофе, включил диск с приятной музыкой «Def Leppard» и в путь покорять серпантин. На берегу этой бухты расположен посёлок Лермонтово (110 км.). Просто какая-то Мекка отдыхающих. Не смотря на то, что дорога тут ровная, широкая (по паре полос в каждом направлении), настоятельно рекомендую, при проезде через посёлок держать положенные 60 км/час. А лучше меньше. Ибо к обжаренным отдыхающим, прущимся через магистраль, не глядя по сторонам, добавляются безбашенные местные "джигиты". Особенно, в конце этого прямого участка перед подъемом. И, как обычно, там часто появляются знаки ограничения скорости до 40 "в связи с ремонтом дороги". Бдите.
Джубга - Туапсе
Следующий по ходу населённый пункт, заслуживающий внимания, это посёлок Новомихайловка (120 км.). Он примечателен, во-первых, тем, что возле него и, как раз с этой стороны нашего подъезда, находится пионерский лагерь "Орлёнок". Кстати, если ночью включают подсветку скульптуры костра перед главным въездом в "Орлёнок", то этот "костёр" видно из далека. Красивое зрелище! На фотографии "костёр" обведён кружочком. Во-вторых, это первый населённый пункт за много-много километров трассы, где есть на ней светофор. Ну, и опять всё сужается до минимума и куча отдыхающих. Так что, опять снижаем скорость и повышаем бдительность. И, наконец, в-третьих, отсюда начинается тот самый серпантин, который будет вас преследовать до самого Сочи. Вот так вот. Это первый, Новомихайловский, перевал. Ещё раз, постарайтесь выбрать ровный темп движения! Не надо рвать на прямых участках и тормозить перед поворотами. Всё равно, получите те же 40-50 км/час и усталость. После спуска с перевала вас ждёт посёлок Ольгинка (131 км.). В нём в 2006 году построили очень красивый храм. Далее идёт Сосновый (139 км.) и Нефтяник Сибири (142 км.) в котором два подряд идущих очень неприятных правых поворотов. Потом Небуг (145 км.) с Дельфинарием, Аквапарком и прочими радостями. И, наконец, Агой (149 км.).На выезде из Агоя есть заправка (с левой стороны и заезд с дальнего по ходу движения конца). Сразу за заправкой, будет небольшой подъем с одним примечательным поворотом. Совет, если вы подходите к нему не в потоке машин, лучше сбросьте скорость до минимума. Километров 5-7 в час будет нормально. Запомните его, дальше таких будет много. Кстати, это начался подъем на перевал перед Туапсе. А потом будет спуск. Тоже можете запомнить ощущения. Это типичный перевал в череде вас ожидающих. Кстати именно на участке между Агоем и Туапсе находиться поворот на знаменитую скалу Киселева.
Туапсе (156 км.).
Город как город. Из тех, что называют промышленными. Смотреть там особенно не чего, но вот на порт и башню управления взглянуть стоит. Это действительно впечатляющее зрелище. Но если вы проезжаете его без остановки, то за эстакадным мостом начинается старый город. Он начинается с пересечения железнодорожных путей (помедленнее) и светофора. Начинается долгий противный подъем со сплошной полосой и маленькими шансами на обгон тихоходов. Уже в самом конце этого подъема, с левой стороны будет бензозаправка. Ещё, метров через 500 город заканчивается. И, если верить дорожному указателю, то до Сочи у вас 106 км. И добрых часа три пути (в дневное время). Если немного проехать то с правой стороны будет смотровая площадка (мы на обратной дороге останавливались и сделали несколько снимков), на самой площадке завязано много ленточек, веревочек, лоскутков разноцветных, а для чего это было сделано мы так и не узнали, не у кого было спросить. Сама площадка находиться на самом повороте.
Туапсе - Лазаревское.Это один из самых утомительно-сложных участков на всей дороге. И это притом, что ровных и прямых участков здесь не мало. Всё начинается почти за Туапсе. Собственно, это ещё один перевал. Что интересно, забираться на него относительно быстро и легко, а вот спуск длинный и утомительный. Да ещё с парой дразнящих возможностью обогнать мест. А за посёлком Дедеркой (172 км.) - новый подъём. Потом будет Шепси (177 км.), в начале которого нехороший правый поворот с въездом на мост. Вон он внизу на фото. Нехорош он малым радиусом закругления, возможностью выскочить на встречку, отсутствием места для манёвра. Тормозите километров до 20-30 перед ним.
И, наконец, Магри. Перед Магри, есть не очень длинный двухполосный участок, где можно постараться обогнать тихоходов. Но, выскочив на бугор, не очень-то разгоняйтесь. Во-первых, это населённый пункт, во-вторых, "за углом" вас ждёт пост ГАИ (182 км.) на въезде в Большой Сочи мы здесь оказались в 6 часов 30 минут. Да-да, вы уже въехали на территорию Сочи. Хотя до его центра вам ещё ехать и ехать. После того, как вы благополучно миновали пост, вас ждёт один мостик с ограничивающими до 50 км/час знаками (ограничьтесь), а за ним посёлок вполне адекватный по названию - Вишнёвка (184 км.), но совсем не по прямизне дороги. Я такие называю "Змеевка". Вы поняли, что это узкая дорога, петляющая как кавказская гадюка, ползущая по камням реки. Кстати, на обратном пути, этот посёлок может преподнести неприятные сюрпризы, если на нём лихачить. За этим посёлком будет ещё один поворот с выездом на мост (190 км.), аналогичный тому, что был в Шепси, оттормаживайтесь перед ним. Далее вас встретит посёлок с экзотическим названием Совет-Квадже, с относительно прямыми участками и возможностью обгонов. Но не увлекайтесь, вы всё же в населённом пункте. Потом можно слегка вздохнуть, до проезда Аше (199 км.). Перед ним будет интересный мост (198 км.). Он пересекает реку Шхафит не под прямым углом, и его концы находятся на разной высоте. Потом вас ждёт серия поворотов в стиле классической синусоиды. Так что сбрасываем скорость и активно работаем баранкой. Потом длинный спуск с уже привычным по малому радиусу поворотом в конце (203 км.) и такой же длинный подъем к Лазаревскому (204 км. - напомню, что эта цифра указывает примерную точку установки соответствующего дорожного указателя, сам посёлок немного дальше).На этом спуске-подъёме не стоит нарушать сплошную линию. Скорее всего, на спуске вы не увидите гайцев, т.к. они с биноклем стоят на противоположной стороне этого ущелья и просто ждут, когда вы сами подъедите к ним с материальными извинениями.
Лазаревское.
Достаточно "прямой" посёлок. Но блюдите здесь скоростной режим. Тем более что через 2 км. прямой дороги с возможностью обгона наступит сплошная и активное хождение пешеходов, маршрутчиков и таксистов в околовокзальном пространстве. Ещё, примерно, через километр будет регулируемый светофором перекрёсток. Если вы проезжаете Лазаревку без остановки, то занимайте правую полосу, т.к. из левой полосы будет поворот только налево. Ещё метров через 400 с правой стороны будет заправка. Большинство приезжих из Краснодара и Ростова-на-Дону заканчивают свой путь в этом посёлке. Нет! Вы не то подумали! Просто они тут останавливаются и не едут дальше. Но если вы упорны и решили всё же добраться до Сочи, то едем дальше.
Лазаревское - Головинка.
Буквально "за поворотом" за Лазаревкой находятся Солоники (212 км.). На въезде небольшой участок с возможностью обгона, затем начинается двухполосная дорога с частыми местами со сплошной линией. Километра через 3 начинается участок с волнообразным покрытием (215-216 км.). Причём волны идут в разных направлениях и весьма хаотично. Всё это происходит в районе посёлка Волконка. Причём, уже в самом посёлке есть участок который можно смело назвать трамплином. Правда трамплином он будет когда будете ехать назад. Но и при движении в направлении Сочи он достаточно неприятен. На 219 километре имеем крутой поворот после длинного прямого участка. Как обычно, сильно не разгоняйтесь. В конце поворота Каткова щель (220 км.). Затем проезжаем Чемитоквадже (222 км.). Посёлок длинный и нудный. Сразу за ним будет очень красивый мост над Зубовой щелью (224 км.). Мы как раз тут остановились (не на самом мосту конечно!) и решили полюбоваться красивым видом и немного поснимать ( на обратной дороге) Примерно на 227 км. будет участок длиной с километр с возможностью обгона. И, наконец, Головинка (230 км.). В этом посёлке достаточно интенсивное движение пешеходов, участки с ограничением скорости до 40 км/час и гаишники. Будьте внимательны. В самом посёлке есть две достопримечательности: река Шахе и Тюльпановое дерево, посаженное декабристами ещё в 1840 году.
Головинка - Сочи.
Примерно на 235 км. будет участок с "ребристым" покрытием. За ним посёлок Якорная щель (238 км.) и опять плохая дорога (243,5 км.).Перед посёлком Вардане вы начнёте преодолевать затяжной прямой спуск с крутым поворотом вправо в конце (247 км.). Там перед поворотом стоит знак ограничения до 40 - ограничьтесь, ибо можете не вписаться и вылететь на встречку. В самом посёлке дороги достаточно прямые, с возможностью обгона, но с интенсивным движением пешеходов. Вот доехали и до Лео (250 км.). Очень, очень много пешеходов, "горячих джигитов" и просто людей желающих странного и ведущих себя так же. С моей точки зрения, на прямом участке в Лео 30 км/час самое то. Чуть дальше за Лео начинается подъём на Дагомыский перевал. Он примечателен тремя крутыми поворотами на 180 градусов. Первый и второй в начале подъёма (255, 256 км.) и третий в конце (261 км.). Если вы попали на нём в пробку, то расслабьтесь и не дёргайтесь, т.к. почти вся дорога имеют сплошную линию. Сам Дагомыс (262 км.) имеет длинный участок с двумя полосами в обоих направлениях. Но со светофором посередине. В конце этого участка с правой стороны будет заправка. Примите возле неё вправо, ибо левая полоса предназначена для поворота налево. За Дагомысом до самого поста на Малайке (269 км.) идёт достаточно хорошая дорога, со свежими заплатами и неожиданными волнами на асфальте. Но вполне реально ехать со скоростью в 60 км/час. Как только с правой стороны заметите эмблему Ford'а (магазин и сервисный центр), снижайте скорость. Впереди левый поворот, а сразу за ним перекрёсток с автобусной остановкой и пешеходным переходом. За ним спуск к Мамайке. Не грех и тормоза проверить. И вот пост ГАИ а на часах 8 часов 45 минут и того на преодоление участка Джубга-Сочи у меня ушло 3 часа 40 минут. От поста до Сочи у вас километра 4 Перед спуском в сам город вас ещё ждёт один поворот типа того, что был перед Дагомысом, но полегче. Зато с перекрёстком. Вот на этом перекрестке передо мной встал вопрос как ехать дальше ехать по улице Виноградной мимо гостиницы «Чеботаревъ», с правой стороны как раз будет парк Ривьера и с выходом на Курортный проспект и далее оствляя по левую сторону Сочинский дендрарий, сочинские санатории, а с левой стороны уже море или по улице Донская, через Краснодарское кольцо, через объездную и выход на дорогу в Адлер. Я выбрал второй вариант и попал в пробку, улица Донская сама по себе не такая уж и большая, но проведя столько времени за рулем, преодолев серпантин, и когда до конечной цели нашей поездки осталось совсем немного километров потерять больше часа ни кому не захочется, ну что поделать пришлось медленно продвигаться вперед по этому участку нашего пути. Может быть к олимпиаде решат эту проблему все таки на радость местных жителей и нас отдыхающих. И вот мы наконец то миновали это кольцо, обратите внимание что главной дорогой на нем как раз является движение по кольцу, вырвались на «оперативный» просто и вперед, проехали несколько туннелей и выезжаем на курортный проспект в районе Хосты и до гостницы осталось совсем немного времени.
Адлер, Заселение в гостинцу
Как все знакомо стало когда стали приближаться к курортному городку, видим вывеску гостиницы «Арли», аквапарк, корпуса «Адлеркурорта», улица Аэрофлотская с гостиницей «Зеленый Попугай» ( мы в ней отдыхали в 2006 году), далее оставляем с право и внизу железнодорожный вокзал а сами проезжаем по мосту, а впереди нас ждет переезд, нам надо было уйти по указателю на Красную поляну, а я решил поехать через центр, мимо рынка и как раз на переезде попал на шлагбаум. Пришлось ждать пока пройдет товарняк. Так что решайте сразу как вам ехать что бы перестроиться ( правая полоса это через центр, левая полоса это на Красную Поляну) . Далее наш путь пролегал по улице Ленина (с правой стороны у вас остается санаторий Южное Взморье), мимо рынка и вот он мост через Мзымту, проехав через него я повернул на право в район «За речкой» и по улице Цветочная до ехал до гостиницы в которой нам предстояло провести ближайшие почти две недели. Как же все здесь было все знакомо, как будто попали домой. А на часах только 10 часов 30 минут а заселение после 12.
Оставив машину мы пошли в гостиницу спросить можем мы заселиться раньше или нет. Администратора Натальи не было на месте а был только один из охранников, спросив у него свободен номер или нет, и узнав что номер свободен решили позвонить по «волшебному» номеру в фирму МегаСочи. После короткого разговора Кутузова Сергея с представителем гостиницы нам дали добро на заселение и мы заехали на территорию гостинцы и поставили машину «отдыхать» после такого дальнего пробега в тень ( почти за 30 часов пути мы преодолели 1485 километров, со средней скоростью 70 км/ч и средний расход топлива составил 5,7 литра на 100 км пути 95 бензина). Сами поднялись в номер, разложили вещи, переоделись и на море. Прошел почти год как мы с ним попрощались в августе 2007 года и вот мы снова здесь. На пляже народу было больше чем годом раньше и это неудивительно ведь район активно застраивался к началу сезона 2008.
4.Гостинца и район отдыха «За речкой»
Теперь немного о самой гостинце и о районе «За речкой» (хотя столько уже писалось на форуме об этом в нескольких отзывах об отдыхе в Вилле Риф за 2007 год и 2008 год). У нас был двухкомнатный номер «Фемили» с видом на море на четвертом этаже. Еще за долго до поездки мы уже знали что в 32 номере нашими соседями будет семья из Питера. Сами номера двухкомнатные в гостинице отличаются друг от друга, по крайне мере могу сравнить номер 33 с нашим (по опыту 2007 года). Первое что бросилось в глаза это то что косметического ремонта за зиму не было сделано, мебель так и не была завезена на балкон и холодильник работал (его да же не удосужились промыть и просушить после последних постояльцев в данном номере). В номере просторные две комнаты. В каждой комнате есть по телевизору. Из каждой комнаты выход на просторный балкон, большие окна с видом на море так как балконы нависают друг над другом, то солнце не нагревает помещение, заглядывая только на балкон. В этом году на балконе стояла сушилка для белья с прищепками (чего не было в 2007 году и сколько ее не просили нам тогда ее не дали). В спальне большая французская кровать. Постельное белье хорошего качества но простыни не рассчитаны на евростандарт самой кровати и по этому во время сна они обычно скатываются под утро и не так удобно спать на матрасе, лучше что бы они были на резинке. По обе стороны от кровати прикроватные тумбы с настольными лампами. Одеяло легкое и большое. Тумба с двумя вместительными отделениями под телевизором стоит в левом углу. Есть зеркало довольно большое. Под зеркалом комод с четырьмя отделениями, тоже вполне вместительными. Рядом с телевизором - такой же мини-диванчик. Сбоку над кроватью кондиционер. Вся мебель, шторы, покрывало выдержаны в одном стиле, в том же стиле, что и мебель. Окна в обоих комнатах не открывается, а только балконная дверь. Штора, полностью перекрывая проем. В гостиной удобный угловой диван, на котором спал наш сын. Постельное белье на диван нам приготовили такое же, как и на большой кровати. Около дивана – большой журнальный стол с нижней полкой. Под телевизором большая тумба – шкаф. В одном отделении шкафа свободно размещается небольшой однокамерный холодильник. В холодильнике есть морозилка. В соседнем отделении шкафа две полки. Прихожая и гостиная (как уже писали раньше в своих отчетах форумчане), по сути, являются одним помещением, они не разделены преградой. В прихожей большой шкаф-купе. Три дверцы шкафа закрывают отделение для одежды, где есть верхняя полка для головных уборов, поперечная (поперек шкафа) штанга с несколькими плечиками, и отделение с полками. На одной из полок маленький сейф. Я смог разместить в сейфе наши паспорта, сложенные пополам свидетельство о рождении сына, деньги и ключи от квартиры и машины. Ключ от номера сдаются «на вахту». Гостиная является проходной комнатой как для прохода в спальню, так и для прохода в санузел. Санузел просторный. С ванной, а не душем, хотя на отдыхе это и не столь удобно как мне кажется, есть фен. Напротив зеркала полка для полотенец с горизонтальным поручнем-вешалкой и на каждого проживающего есть банные полотенца и полотенца для рук. Удобный большой коврик около ванны. При включении потолочных светильников, в ванной одновременно включается вентилятор, работающий как вытяжка. Это как раз не лишнее. И так уборка в номере это отдельная тема, могу сказать только то что если сравнивать 2007 год и 2008 год то две большие разницы, в 2008 году стало намного хуже с сервисом в данной гостиницы. Скорей всего из за того что весь персонал гостиницы поменяли включая охрану. Территория отеля, огорожена есть стоянка для автомобилей. Расположена почти скрытно от глаз проходящих (за зданием). Перед входом в отель есть небольшой бассейн. Так что детям совсем не скучно был. Гостиница принимает отдыхающих второй год и территория отеля озелена. Так как гостиница находиться как бы в глубине и до улицы Цветочная примерно метров 20, то это несомненно это ее преимущество так как не ходят отдыхающие и не слышны особенно проезжающие машины по улице, хотя надо сказать что местные носятся по ней. До пляжа всего идти минуты 3 не больше я думаю. В районе есть несколько магазинов продуктовых, возле мостика через Мзымту есть микрорынок с фруктами. Что касается точек по реализации экскурсии то их много и здесь же на Цветочной, д.1 (пансионат Утро) находиться офис фирмы Юг-Тур. Еще дома для себя решили что в этом году обязательно в Красную Поляну на целый день, попасть в «пасть Дракона» и скала Киселева. На горе Ахун, Агурские водопады и в Абхазии мы были в предыдущие годы. Напротив столовой пансионата Утро возле магазина в этом году готовили хороший шашлычек, делали курицу гриль и надо было немного постоять в очереди потому что очень сильно пользовалось успехом. Если перейти через мостик то попадаешь на площадь двух солдат на лево по дорожке вдоль реки Мзымта ( когда мы были там клали плитку и получиться не плохая набережная, еще бы очистили русло самой реки от мусора) дорожка выведет вас к пляжу в районе Парадиза и центральной набережной, к причалу. В 2009 году в связи со стройкой порта этот пляж будет больше заполняться и будет труднее найти себе местечко не только возле самой воды но и вообще. Если пройти через саму площадь то попадаешь на Демократическую и свернув на право то к рынку и торговому центру. На рынок мы ходили каждые два дня за фруктами, за рыбой и просто попить кофейку в кофейне.
Сам пляж в районе «За речкой» галечный, широкий, в любое время придя на этот пляж можно найти себе местечко возле самой воды. Особенность данного пляжа заключается в том что заполняется он по эффекту «троллейбуса», на него можно попасть двумя способами это по улице Цветочная (практически к самому устью Мзымты) и через проход гостиницы «Эдем». Из развлечений есть все что и на других пляжах в Адлере, хотя особой популярностью не пользовались. Теперь немного о питании в этом году. Кафешек различных в районе много и на любой кошелек, есть столовая при панисонате «Утро». Для себя мы выбрали питаться в кафе гостиницы «Эдем», было удобно позавтракав сразу на пляж и в обед так же наша дорога в гостиницу лежала через это кафе. Меню разнообразное, готовили вкусно да и обслуживание было нормальное. Один раз только нас ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО обслуживали, пришлось заняться «объяснением» что так делать нельзя. На следующий день та же самая официантка уже просто летала по кафе и обслуживала все свои столики быстро и не о чем не забывала.
5.Красная Поляна и окрестности
После приезда мы несколько дней просто проводили время на пляже загорали, отдыхали от всей той усталости что скопилась у нас за год. А 6 августа отправились утром в Красную Поляну. Так как мы были на своей машине то проблему как туда добраться не возникало. Утром встали, и отправились в путь. Сама дорога-это современное шоссе, протянувшееся от Адлера на 40 км. Еще совсем недавно в отдельных местах она сужалась и проходила прямо над пропастью, но в августе 2005 года был открыт в торжественной обстановке самый длинный в России. Дорога на Красную Поляну удивляет и поражает открывающимися видами. От Адлера она идет долиной реки Мзымта. Сама речка Мзымта берет начало на южных склонах Главного Кавказского хребта на высоте 1850 метров, вытекая из высокогорного озера Кардывач ( вот куда я хочу попасть когда нибудь, но сам маршрут рассчитан на 3-4 дня и начинается от подъемника Альпика-Сервис в Красной Поляне).На самой же реке Мзымта и ее притоках можно увидеть красивые водопады. Проехав поселок Казачий брод, мы минуем форелевое хозяйство и ресторан «Каньон». Отсюда недалеко находиться Ахштырская пещера и Дзыхринское ущелье.
Ахштырская пещера : Проехав от Адлера по Краснополянскому шоссе (дорога на Красную Поляну) около 15 км и не доезжая до форелевого хозяйства, мы увидим развилку. Здесь необходимо свернуть налево, по указателю "Ахштырская пещера". Миновав поселок Казачий Брод ( на автомобильных картах подробного плана он указан), миновав поселок и проехав 4 км, можно оставить автомобиль на стоянке слева от дороги. Дальше необходимо пройти метров 500 пешком согласно указателю. Сама протяженность пещеры около 160 метров, она имеет несколько боковых ответвлений. Дневной свет проникает метров на 50. Хорошо с собой взять фонарик. Перед входом в пещеру есть небольшая площадка, откуда открывается красивейший вид с высоты 120 метров на ущелье и реку Мзымта. Посещение самой пещеры платное.
Дзыхринское ущелье
Длина ущелья около 1,3 км. Небольшая горная речка Дзыхра, вытекая из подземного озера, образует на своем пути порожистые водопады, тихие заводи и колоритные нагромождения кмней. С собой надо захватить удобную одежду, обувь и конечно фотоапарат и камеру.
все начинается у форелевого хозяйства ( мимо него на машине не проедишь, если двигаться в сторону Красной поляны то оно будет с правой стороны, и сюда ходит автобус 135 Аэропорт-Красная Поляна)
Дальше двигаться надо мимо таверны "Каньон" и двух пятиэтажек в сторону Мзымты. По висячему мосту переходим на другой берег. Отсюда перед нами откроется живописный вид на белые скалы и Ахштырское ущелье, по дну которого с горохотом несет свои воды в Черное море река Мзымта. Дальше поднимаемся вверх по тропинке против течения реки. Тропинка сворачивает вправо и идет вдоль ущелья реки Дзыхра. Здесь можно наблюдать так называемые "скалы-корабли", выступающие над обрывом. Метров через 300 после небольшой полянки спускаемся по тропинке на дно ущелья. Вокруг нас будет окружать таинтсвенный полумрак , заросли самшита и папоротника. Перейдя на противоположный берег и поднявшись по тропинке, попадаем в буковый лес. Дальше наша тропа разделяется. Двигаемся направо вдоль реки, можно попасть через 600 метров к пруду и искуственной плотине. Левая тропа круто спускается через заросли самшита на запад, приводя к берегу Мзымты. Если, не доходя до самой реки, свернуть налево. то можно увидеть красивейший водопад. Возврщаться назад к Краснополянскому шоссе надо же тем же путем. Проехав тоннель длинной в 45 метров, двигаемся дальше. Справо от дороги, на берегу Мзымты расположены места для отдыха и пикника. Здесь же происходит посадка и сплав на рафтах. А дорога бежит дальше. Впереди уже виднеются вершины гор. Перед поселком Монастырь, справа от дороги мы увидели смотровую площадку с видом на величественное ущелье Ахцу, где мы остановились полюбоваться открывшемся видом и сделали несколько снимков на память и придприимчивые местные жители предложать вам сфотографироваться на фоне грандиозной панорамы верхом на лошади, в бурке и папахе или просто с экзотическими животным . А мы пробыв здесь продолжили свое путешествие дальше. А внизу, в узком ущелье, с шумом пробивает себе дорогу неутомимая Мзымта. Впереди дорога ныряет в Краснополянский тоннель, он протянулся от поселка Монастырь до поселка Кепша и его протяженность 2420 метров, а справа развилка на старую опасную дорогу, вырубленную в скале более века назад. Теперь это пешеходный маршрут для нас отдыхающих. Если пройти вдоль обрыва, можно увидеть живописную скалу «Пронеси, господи», которая нависает над вами (Мне всегда вспоминается дорога на озеро Рица в Абхазии где есть участок дороги с названием «Прощай, Родина» и та легенда которую рассказывают экскурсоводы и как экстремально на этом участке едут водители экскурсионных автобусах что бы «пощикотать» нервы тем кто сидит в автобусе). Справа ущелье обрывается вниз, где слышан шум горной реки, зажатой в тиски скалами. Еще дальше, на въезде в небольшой дороге тоннель, в стене установлена икона Божьей Матери. Вернувшись назад и проехав через основной тоннель, попадаем в Кепша. Проезжаем пасек и далее через 5 км пересекаем реку Чвижепсе. Здесь развилка дорог. Дорожная развязка уводит налево, в местечко Медвежий угол, знаменитый своими минеральными источниками лечебного нарзана (мы туда заезжали в 2007 году и для информации на въезде берут экологический сбор). А впереди, миновав еще два небольших тоннеля, дорога приводит в Красную Поляну.
У местных жителей есть неоспоримые преимущества перед теми кто живет в городе: прекрасная, хрустально-чистая вода, упоительно чистый горный воздух и прекрасный вид на горы в который нельзя влюбиться. Помните как в песне Высоцкого « лучше гор могут быть только горы».
В самой Красной поляне можно посмотреть : Храм святого Харлампия (который был разрушен в 1937 году и восстановлен в 2003 году), дача юриста Наумова ( построена в 1902, которую многие по ошибке называют дачей Сталина), музей флоры, фауны и минералогии Западного Кавказа, дольмены и есть место для рыбалки, где предлогаються прогулки на лошадях и стрельба из арбалета.
Наша же дорога лежала дальше к площадке где находиться канатная дорога Альпика-Сервис, туда можно добраться проехав мимо поселка Эсто-Садок ( здесь находиться одна из государственных пасек «Горный Сад» сюда как раз завозят тех кто решиться ехать в Красную Поляну экскурсионными автобусами. Где вам предложат рассказ пчеловода, дегустацию меда, напитков и можно купить себе что то домой. Дом-музей писателя Таммсааре, художественно-музыкальный салон «Оглиз», научно-исследовательский комплекс «Пирамида», пещера «Сланцевая» и развалины крепости (не мы ее развали, а еще в средние века) и вольерный комплекс кавказского заповедника.
И вот мы на месте, оставили машину на стоянке перед подъемником Альпика-Сервис , хотя изначально планировалось подняться на подъемнике «Лаура» но когда мы туда приехали то оказалось что она в тот день не работала. и отправились по завтракать в столовую которая находится в самой близости от посадочной площадки на канатку и заодно обсудить куда нам отправиться. В Красной Поляне кроме как подняться к альпийским лугам на канатной дороге на гору Аибга где еще в июле можно спокойно поиграть в снежки (Верхняя станция четвёртой очереди канатной дороги, расположенная на хребте Аибга, даёт возможность полного кругозора 360° и находиться на высоте 2238 метров над уровнем моря). Отсюда в ясную погоду можно любоваться потрясающей панорамой Главного Кавказского хребта. Где то далеко внизу вьються змейкой нити рек Мзымты и Лаууры, теряются домики Эсто-Садок и парят парапланы и низко над вами проплывают облака.Если кто поднимется сюда и решиться просто погулять то можете двигаться на право в сторону скальных вершин. Тропинка теряется в густых зарослях рододендрона и кустов черник. Через час-полтора тропинка приведет в цирк массива Аибга. Вот здесь да же в августе можно пройтись босиком по снегу и поиграть в снежки. А вокруг –буйство горных цветов и трав, а еще мелодичное журчание горного ручья. Можете совершить полет на паралаплане, рафтинг, Маунтинбайк и конечно джипинг. Для джипинга есть много популярных маршрутов Хмелевские озера, нарзанные источники, кругозор Белые скалы, Или водопад «Штаны» ( Поликарпий). После не долгих обсуждений мы выбрали поездку на уазике на водопад Поликарпий ( два 40-метровых водопада, вытекающие из под вершины Черная пирамида. Захватывающее зрелище). Вышли на стоянку для машин и буквально через пять минут сели в уазик и отправились в горы. Хочу просто обратить внимание на то что нас было трое (я, жена и сын) и нас отказывались везти только втроем, предлагали подождать что бы народу было побольше. Но так как было еще довольно рано то и желающих не так много еще мы нашли все же машину которая согласилась нас туда отвезти.
Сама дорога к водопаду пролегала по горной дороге, по которой только ездят или уазики или же строительные машины (хотя я на одном из сайтов видел фотографию субару которая там была возле подножья водопада). Так как в горах прошли дожди то и сама дорога представляет из себя обычную лесную дорогу после дождя, глина как масло, узкая очень в некоторых местах может пройти только одна машина, поэтому есть карманы что бы разъехаться и водители пропускают друг друга, особенно тех кто поднимается. Но есть только одно «но» в этой дороге, она в горах и по ней поднимешься все выше и выше больше чем 1500 метров над уровнем моря к самому водопаду. Во время подъема наш водитель не останавливался для того что бы мы могли по фотографироваться. Наш подъем длился минут 40 и вот наконец то мы оказались возле подножья водопада, на небольшой площадке. Машин, которые в эти ранние утренние часы забрались сюда, было не так много (2 или 3 всего) и можно было спокойно прогулться и подняться повыше. Водитель который нас сюда привез подробно все рассказал и показал. Мы здесь сделали очень много фотографий как самого водопада так и вообще пейзажей этого красивого места. Мы там пробыли примерно минут сорок насладившись прекрасными видами. На обратной дороге мы останавливались два раз что бы сделать фотографии в красивых местах ( на фоне горного ручья и в папаратниковой поляне). Вернувшись на то место откуда мы стартовали к водопаду решили прогуляться к реке Мзымта и немного побыть на ее берегах. Сама река в этом месте имеет быстрое течение и глубокая, не зря же именно отсюда начинается сплав на рафтах. Насладившись рекой мы решили просто подняться на один из склонов и осмотреть окрестности (подъем по крутому склону метров на 200-300 от места посадки на подъемник, и как оказались таких как мы желающих оказывается не мало из тех кто приезжает сюда и не хочет подниматься на подъемнике) и там нашли прекрасный горный ручей (правда пробираться к нему пришлось через заросли кустов, но само место как говориться стоило этого). Вот так мы провели целый день в районе Красной поляны и как не было бы хорошо там пришлось собираться возвращаться в Адлер в свою гостиницу. На обратной дороге мы заехали на гос.пасеку прикупить немного меда и обязательно постетить «Пасть Дракона»
Пасть дракона. Есть два пути как добраться до каньона "Пасть Дракона". Буду писать как добраться на общественном транспорте а на как на машине сами поймете. И так это место находиться на полпути между Адлером и Красной поляны. На автобусе 135 до села Мрнастырь, Дальша дорога сворачивает направо к туркомплексу "Ах-Цу" ( если не прав с навзванием поправьте меня) и спускаемся к реке Мзымта, через нее будет переброшен мост, как раз на другой стороне будет сам туркомплекс. Сам же каньон и пещера находиться на этом же берегу в 500 метрах от моста. В пещере протяженностью примерно 1 км располодено озеро и каскад вобопадов. Подземная река вытекает из пещеры в каменистое ущелье и перед входом в ущелье низвергается водопад. И если подняться по тропинке от реки Мзымты вдоль левой стороны ущелья, то можно увидеть равзвлины древней крепости и христианского храма. Это первый вариант как туда дораться. Мы когда возвращались из Краснй поляны то проскочили этот поворот, и увидели что вдоль дороги стоят несколько машин, перешли дорогу и направились на шум реки по тропинке. И как раз вышли к реке там была переправа через реку (платная) как раз к самому водопаду, перед ним сидела девушка и собирала "экологический" сбор. Плохо что еще в Красной поляне закончилась зарядка фотоапарата пришлось снимать на видео камеру.
И в восьмом часу вечера уставшие но очень довольные вернулись в гостиницу, еще успев сходить на море искупаться. Итого мы провели в этой самостоятельной экскурсии около 13 часов
Наступило 11 августа, как же быстро течет время на отдыхе. Ждешь его целый год и вот наступает время отъезда, прощания с моря. Все вещи, сувениры упакованы с вечера. Встав рано утром сходили по завтракать в полюбившемся нам кафе при гостиницы Эдем, последний раз искупавшись в море, кинув монеты вернулись в гостиницу. Погрузили вещи в машину и в 10-52 тронулись в обратную дорогу. Я не буду описывать обратный маршрут с такими подробностями. Выехав из Адлера мы решили ехать через Сочи ( а не по объездной) так как по авторадио услышали информацию о пробке возле краснодарского кольца и через час ( в 11-57) проехали КПП при въезде-выезде из Центрального Сочи. Минут через 25 проехали Лоо и всею дорогу ехали не спеша потому что как раз стали сталкиваться с туристами которые переходили дороги в поселках. До Лазаревского мы добирались чуть больше часа и попали в затор напротив железнодорожного вокзала. Еще минут 50 понадобилась преодолеть расстояние что бы миновать пост ДПС при въезде в большой Сочи. Дорога днем по серпантину конечно отличается от той что мне пришлось преодолеть в утренние часы, так как было больше машин да и переходящие дорогу в населенных пунктах отдыхающие тормозили движение так как приходиться их пропускать. От Лазаревского до Джубги мы сделали три остановки но за то каких. Первую остановку мы сделали в районе Чемитоквадже ( поехав мост) мы остановились что бы поснимать пейзаж долины и той прибрежной полосы которая открывается с моста. Очень часто приходилось встречать фотографии именно этой прибрежной полосы. Кто ездит на поезде тот конечно знает как железнодорожные пути петляют вдоль побережья (с одной стороны горы а с другой море, фотографии этого места как и дороги по серпантину есть в моем профиле в фотоальбоме, кому интересно могут посмотреть), вторую остановку сделали не доезжая немного до Туапсе на смотровой площадке сделать фотографии и третью остановку самую длинную сделали на скале Киселева (еще дома в Туле готовившись к поездке на юг решили обязательно это сделать).
Скала Киселева Если двигаться из Туапсе в сторону Агоя, примерно через пару километров сворачивай резко влево на асфальтовую дорогу (там какой то знак круглый стоит, но точно не дорожный ),делающую крутую петлю в горку. Проехав примерно около 1 км, справа от дороги увидишь бетонные плиты. Я когда ехал пропустил сначала этот поворот в лес и уперся в какую ту воинскую часть ( в КПП) и дачный поселок, пришлось возвращаться. Когда все же разобрался с дорогой то по накатанной дороге через лес приведет тебя на вершину скалы Киселева. Здесь можно оставить машину и дальше нужно идти по тропе. Когда мы там были то на вершине скалы были разбиты палатки, хотя и сама дорога была разбита уазиками(нагруженная машина может цеплять днищем при небольшом клиринсе). Спустившись к ручью и пройдя вдоль него, примерно через 200 метров попадешь на пляж у скалы, правда надо будет спускать по скале, спуск немного опасен, да и сама тропа то же, скользко в некоторых местах сохранились поручни, мне это напомнило тропу на Агурские водопады
И вот Джубга, на часах 18-00. Решили остановиться немного перекусить в кафе, полюбоваться морем перед тем как она скроется в зеркалах заднего вида после поворота на перевал. Всего то прошло 12 дней и 14 часов 10 минут как мы впервые увидели море в ночной темноте показавшись из поворота. А сколько всего прошло за это время, мы наслаждались морем, солнцем, незабываемая поездка на целый день в Красную поляну, вспомнилось как сидели на берегу по вечерам любовались закатом, как в один из таких вечером видели на горизонте несколько кораблей а потом на следующий день узнали что это ишла группа наших военных кораблей в Абхазию после начала боевых действий в Южной Осетии, как по дороге в Красную Поляну слушали в утренних новостях по радио о взрывах на пляжах в Лоо. Но самое главное что с нами уезжали воспоминания от отдыха.
Обратная дорога через перевал (от Джубги до Краснодара) ничем особенным не запомнился ехали в вечерне время и только по дороге встречалось много встречных машин которые спешили к морю, так же как и нам радоваться своему отпуску. В Краснодар мы приехали около девяти вечера и через полтора часа были уже в Ростове-на-Дону. На обратной дороге решили остановиться на ночлег в Каменск-Шахтинске (там около трассы есть рынок и в ночное время много машин останавливается на ночлег). Немного подремав прям в машине отправились преодолевать последние 800 км пути до дома и отдаляясь все дальше и дальше от ласкового теплого моря.
И в 17 часов дня (через 30 часов дороги) мы оказались дома преодолев 1597 км пути.
x