15-29 Августа
Прилёт Женева, вылет Цюрих; 3 человека (двое взрослых и 7и месячный ребёнок)
Страну для отпуска мы выбирали из следующих соображений - без смены климата (те теже примерно температуры и уровень влажности), не далеко лететь (3-4 часа максимум), мы там не были... из всех вариантов, по сути оставалась Швейцари и Великобритания, выбор был сделан в пользу 1-ой ибо там можно было проще перемещаться с маленьким ребёнком.
Итак гостинцы были заказны в следующих местах:
Лозанна (точнее пригород) - 3 ночи
Интрелакен (деревня в 5 минутах от него) - 4 ночи
Сан-Наззаро (на другом береегу озера Тичино, относительно Локарно) - 4 ночи
Цюрих - 3 ночи
Отели все 3* и 4* кроме Цюрихского имеют статус отелей для детей, и нам выдавали кроватку, ванночку, матик для смены подгузников, подогреватель для бутылочек может ещё что-то но это не так важно.. главное что такие отели есть. В цюрихе пришлось ограничиться только краваткой. Отель в тичино имел ещё и кичинету в номере (маленькую кухню), что традиционно для Италии.
про АвтоМашина была заказна в Европкаре, чем предшествовала некоторая переписка (см ранее). По заказу нас ориентировали на VW Golf 1,4 автомат... и я надо сказать несколько побаивался как мы влезем в троём... багажа у нас было, огроменный чемодан > 30 кг, Коляска трость (достаточно большая, тк Лёха ещё сам сидит плохо), Сумка большая спортивная (полностью с лёхинами вещами), рюкзак с фототехникой (тоже между прочим 8-9 кг), Сумка с детскими вещами первой небходимости (крема, подгузники, еда и тп), чумочка термос (для разагрева и хранения в машине, ПРОСТО ОФИГИТЕЛЬНО УДОБНАЯ ШТУКА В ПУТЕШЕСТВИИ), плюс не забывате, что детское кресло, по сути занимает 1,5 места на задем сидении...соответственно я готовился к худшему... НО тут нам 1-ый раз здорово повезло, нам досталась Шкода Октавиия Вагон, Автомат, Дизель, 2-литра, прбег 6000 км. Собствено тут три везения... а) Сарай (все вещи влезли в багажник и в салоне ничего не лежало) б) Дизель (расход у нас в среднем вышел 6,3 литра на 100 км) в) 2 литра какникак мы собирались по горам ездить. При этом надо сказть что с детскими креслами там как раз не очень хорошо... (у всех контор представленых в Женевском Аэропорту), а именно: они просто свалены в углу парковки, типо выбирай любое подходящее.. при этом они все мягко говоря не новые... выбирали мы долго.. нашли конечно, но в след раз, пожалуй лучше везти своё, ибо в прокатном и не удобно и грязнее и дешвле, и как следствее менее безопасене. Международные права ест-но никто не спросил, так что зря я пытался их получить. Машиной мы давольны, конечно дизель туповат, но рвать с места там не зачем, а тянет хорошо. Ещё посадка так себе и отвартительный пластиковый руль, в остально машина очень хорошая, удобная, хоршие кресла, подголовники высокие, очень ну просто ооочень вместительная, много всяких полочек и тп. Заканчивая автотему скажу, что проехали мы в сумме ~1700 км, что не много, но для швейцарии прилично, зато ездили все дни кроме 2х и много проехали вверх. Дизель в швейцарии дороже 95-го (1,65 франков или 50рублей или 1,125 евро, что дёшво для Европы), вот что значит изменился рынок, все понакупали дизелей и спрос вырос... а он как известно рождает предложение. И ещё.. если вы возвращаете машину не в том же месте где брали, то GPS вам не дадут скорее всего (у нас был свой)
x
Второй же раз нам повезло с погодой. Стоиоло погоде начать портится, как мы перезжали на другое место...при этом тепература была не ниже 22, а Французская часть нас встретила жарой под 30. Единственный момент связаный с погодой, что при перезде из центра в Италянскую часть пришлось преодалевать 3 перевала в полном туане (об этом ниже)
Про путешествие с детьми
Скрытый текстПеред переходом к повествовательной части ещё одно отступление: Поездка с маленьким ребёнком, очевидно связана с переживанием о том как ему наайти пищи, гигиенические предметы и тп. Мы с собой брали еды с запасом на два дня (овощи, фрукты, мясо, сок), каши (безмолочные) на две недели, упаковку подгузников (Японских) (на две недели), крем под подгузник (новая пачка), молочко для тела. Пару одноразовых пелёнок и пркладки для кормящих. Надо отметить, что всё это было взято не зря... Подгузники японские отсутствуют (стандартные хагисы и памперсы), одноразовые пелёнки удалось найти только на 4ый день, и то долго пришлось искать спец детский магазин там же и прокладки для кормящих. Крем под подгузник, молочко иожно было не везти, но тк мы с немецким не очень, то мы могли попросту купить не то. При всём при этом фирмы типа Медела - швейцарские, но продукции её нет. Отдельно стоит упомянуть о детском питании.. молочных продукто (типа йогурт, творожок и тп) отсутсвуют, каши безмолочные отсутствуют.. с большим трудом день на 10ый, удалось найти овсяную безмолочную), гречневая каша отсутствует. Мясо в банках встречается не везде... кроче того разнообразия всяких банок типов и размеров, в швейцарии нет и в помине... всё сводится к Хипу и Нестле (приэтом ассортимент этих же фирм в Москве в 10 раз выше), есть не везде (и по качеству нам больще всего понравились) швейцарская фирма Adepta (или как то так). Кормят они детей тоже странно для нас, основной наполнитель сборных консервов, не картошка как у нас, а морковка. мяса внутри не много, отедльно мясных консервов почти нет. Зато запросто встречатся сочетание типа спагети-мясо-помидоры (с 6 месяцев), фасоль-помидор-кукруза-мяса и тп. кароче томат не считается алегеном, из фрукты запросто банан, груша яблоко.. единственно реальное совпадение в рационе это соки (яблочно что-нибудь). В остальном главное, что они там не заморачиваются на тему детей, в отличие от нас с этим там проще... ... нами были не раз втречены 3-4 летние дети в колясках с сосками. Что касается гигенических процедур в поездке, то при необходимости подгузник менялся, в любом скверике, на полянке и тп, просто в коляске, там же кормился (в том числе и грудью), так что в этом никаких проблем. Пеленальные есть практически В КАЖДОМ женском туалете и через одну в мужском или отдельно. Еду мы чаще всего грели в машине, но без проблем отдать в любом ресторане, с просьбой погреть. Детей ну очень много, такого количеситва колясок я не видал нигде.. хотя может внимания не обращал, но по ощущения ну ооочень много (но об этом в ощущенческой части). Если по детской части будут вопросы, задавайте.
x
Итак забрав машину, мы отправились в Лозанну (~ 70 км).
Лозанна город на холмах, с парижской архитектурой...
за 3 ночи во французской части мы доехали до основной винной части швейцарии (города Айгл и Велнёв) (кстати вино в швейцарии очень хорошое, но оно не экспортируется практически), заехали в Монтро (с памятником Меркьюри), посетли олимпийский музей в Лозанне (делать там особо нечего), Проехали вдоль Леманского (женевского) озера, посетили Шильёнский замок и съездили в деревню Грюер и город Фрибург (до Женвы мы так и не доехали). Если бы не два последних пункта, то французская часть нас бы разачаровала.. но Фрибург и Грюер заметно поправили ситуацию. Если Грюер это дервне в оду улицу, вокруг одноимённого замка с потрясющими зелёными лугами и зелёными горами вокруг, где пасуться икоровы и делается самый знаменитый сыр в швейцарии (причём почти на каждой корове колокольчик размером минимум с два мужских кулака, соответственно звон раздаётся по всей округе). То Фрибург это город, в котром половина говорит ещё на французском, а вторая на немецком, город с фантастическими видами благадоря реке, которая течёт посердине деля город на две части, при это русло расположено глубоко в ущеле, и определят географию города.
Дорога в центральную часть была проложена по маленьким дорожкам, и это пожалуй самый рекомендованый способ передвежения. Дорга идёт через первал, горы и долины, открывая просто потрясающие виды и давая представление, как эта страна живёт. Да кончно серпантины неспособствуют пищеварению, но оно того стоит а точнее оно стоит очень много. Забегая вперёд скажу, что в италянсую часть мы тоже ездили через перевалы, в том числе и знаменитые Фурку и Сан Готард.. и тут нас дал жесточайший туман, дождь с градом и низкая облачность. Видимость была метра 3-4 .. и в этом ездят велосипедисты, мотоцеклисты, автобусы и каравнеры... при этом ширина дорожки с трудом на две легковушки. Но всё равно замечатльный опыт, хотя страшно. А когда на Фурке облачность раступилась открылся потрясающий вид на долину и ледник.
В центральной части мы жили прямо на берегу озера. Это озеро (Бриенц) самое чистое в швейцарии, нам удалось даже искупаться. Ощущения не передваемые...никогда не купался в пресном водоёме такой чистоты..Место где мы жили, это система из 2-х озёр (Тун и Бриенц) зажатых между гор, краста необычайная. Вокруг (очень близко) горы, и два озера в центре, между ними лежит город Интерлакен, выход из длинной долины по сути один - в сторону берна. Другой конец упирается как раз в перевал фурку и там лежит город Мейрингем. Там мы провели 4 ночи. Потратив один на объезд озера Бриенц, покатавшись на подъмника[ в районе Мейрингема на высоте ~ 1700 метров (готовились к штурму Юнгфрау), посетив один из мамых знаменитых водопадов мира - Рейнхинбахский водопад, воспетый Конан Дойлем, и едва не ставший местом гибели Шерлока Холмса (сам из себя водопад мало что представляет, но к нему ведёт один из самых старых фуникулёров в швейцарии, и водопад вё же достаточно мощгный и высокий, плюс аура Конан Дойля). Само место драки отмечено звёздочкой... как там можно хотя бы стоять, не совсем понятно а уж драться с Мориарти.. ну да оставим это на совести сэра Артура и заехав в центр деревяного ремесла город Бриенц, представляющий собой абсолютно типичный городок, с шале навесающими над дорогой, и геранью на болконе. В завершение дня мы заехали в Интерлакен и с ужасом от туда бежали.. ибо кроме туристов (китайских) и огроменной поляне в центре, там нет ничего... а дома закрывают замечательные горы вокруг. Второй день был потрачен на поездку в Берн и объезд Тунского озера. Берн - замечательный город, очень живой и яркий и очень комфортный, он пожалуй самый восточно европейский из всех Швейцарскиих... с башнями, ратушей и тп и в нём ни капли столиности и суеты. Увы в Берне, была закрыта знаменитейшая медевежая яма (последний мишка умер в Апреле), но к Октябрю, обещают открыть (Цветочную улицу мы не искали, на кладбище к Плейшнеру не ходили). О живости же Берна в ощущенческой части. На обратной дороге из Берна мы поехали вдоль Тунского озера, наслаждаясь видами открывавшимися с маленькой дорожки и посетив город Тун с замком (вообще замков в Швейцарии как грязи). Однако главным приключенем в центральной часте было поездка на Югфрайох (Или как это называют Вершина Европы)- седловина между одними из самых высоких гор в Альпах - Монх (4107 м) , Юнгфрау (4158 м) и Эйгер (3970 м). С самой высогорной обсервоторией и смотровой площадкой в европе - Сфинкс (3570 м) , с самым длинным ледником в Европе - Ледник Эйгер (23 км), с самым высокогорным вокзалом (3470). Что и говорит со Сфинкса открываются потрясющие виды на Вершины (а он находится между Монхом и Юнгфрау), ена ледник и на альпиские далины.. описать это трудно.. просто смотрите фото.. об ощущениях будет ниже, но это из разряда маст! Добраться туда можно по специальной дороге Юнгфраубан, кторая начинается из Интерлакена. От туда возможна два маршрута (по одному мы поднимались по другому спускались). Сделав две персадки, вы примерно часа за два доберётесь до Юнгфраёха. При этом послний кусок от Клйне щайдег до Юнгфрайоха проходит практически полностью в горе (в тунеле ) и поднмает вас от 2230 м до 3500м путь занимает час с 3мя остановкаме, две из которых прорублены в горе и там сделаны смотровые площадки. Уже после первой пересадки вы едите по зубчатой железной дороге, где зубцы позволяют поезду забираться в гору. В общем если вы были в центральной части и не были там... то вы потеряли ну очень много... Кстати рядом находится гора где находится другая обсервотория, а там снимали Джеймса Бонда - На службе его величества. В окрестностях есть ещё два ледника, и много живописнейших мест, по всей местности проложены дорожке с длинной маршруита и временем которое займёт та или иная прогулка. На самой Вершины Европы несколько ресторанов, сувениры и тп. Можно погулять по снегу, леднику, покатаься на лыжах (в том числе и летом), полазить по горам (опытным альпинистам).
Я пока выложу общие фото и схему, а свои после разбора
Общая схема Юнгфрау Бан
http://www.jungfraubahn.ru/any/graph/RE/RE_JnKe2.jpg
Айгер, Монх, Юнгфрау
Стоило начать погоде портится, как мы отправились в следующий пункт нашего путешествия и на следующе озеро - Маджоре, в провинцию Тичино и соответственно Итальянскую часть. Путь наш лжал через три первала, с высотой от 2100 до 2300 метров включая Сан Готард и Фурку (мы намерено ехали через перевалы, минуя автобаны). Уезжали мы в относительно плохую погоду, чуть моросило и туман, а облока висели практически над озером (оно на высоте 500 метров), те по сути мы уезжали в облоках.. забавное такое чуство ехать в облоке. Но это были ещё цветочки.. по мере подъма на 1-ый перевал, видимость ухудшалась.. сократившись метров до 10... но это были цветочки, на подъезде к перевалу Фурак, обалка разнесло и открылся потрясающий ыид на долину.. но это был краткий миг.. Спуск с Фурки и подъём на Сан Готард проходил в кромейшем тумане, дождь с градом, серпантин ширина дорги. Ещё то удовольствие, но было прикольно
. Увы на Сан готарде ничего не уидели из-за тумана. а когда спустились, через ливень, нас встретил Итальянский язык и Солнце. в Тисчино мы жили на высоком берегу озера Маджоре, (до озера надо было спускаться по дорогам минут 30, но вид на озеро открывался классный), ровно напротив городов Локарно и Аскона (они рядом друг с дружкой). Итальянская часть нашего путешствия изначально предпологала более расслабленый режим отдыха. Лёха перешёл на домашню пищу (ибо было где готовить), купался в бассейне и загорал. Но мы тем ни менее съездили в Локарно (типичный курортный итальянский городок), в столицу провинции город Белинцону с 3-мя замками, занесёными во всемирное наследие Юнеско (замки средние, город очень классный тихий, так же напоминает северные итальянские города - Варезе и тп), парк маленькая Швейцария (так же рекомендовано к просмотру), заехать в город Лугано и посмотреть на одноимённое озеро (Маджоре живописнее). Но главным гвоздём этой части стала поездка в Итальянскую часть озера Маджоре на острова и поездка вокруг озера. На острова (нас больще всего инересовал Исоло Бела, связаный с моей фамильной историей) ходит караблик, отплвающий из Интры (от туда же ходит паром через озеро, которым мы так же воспользовались). Арзипелаг на озре Маджоре состоит из 3-х островов Исоло Мадре (с бот садом), Исоло Супериоре и Исоло Белла. На последнем находится Епископский дворец, с очень красивыми интерьерами, и с садом и фонтаном - скульптурной композицией от которых взрывается мозг. Осбоенно на контрасте от внешнего вида дворца и от содержания внутри. Этот аленький сад, пожалуй самое красивое парко ландшафтное произведение, которое я пока видел (включая Версаль), особенно при учёте находящегося вокруг озера и южных отрогов аль, не высоких и зелёных. Надо сказать приплыв на остров ы почти разачаровались внешним видом дворца, и чуть не уехали, но знание о том что где-то тут есть сад, и там гулял мой пращур, всё же решили пойти туда и в результате уехали с открытыми ртами. Замечательно поев пиццы и ризото вообще насладившись Италией в олной мере с её темпераментом .. Очень хочется ещзё съездить на свевер италии (мы думалисъездить в этот раз но решили не мешать).. Милан, Варезе, Комо, Бергамо и тп. В целом итальянская часть озера Маджоре не так далеко ушла от Венеции.. но только воды больще. Тоже из разряда маст
лирическое отступление о кухни: Понятно дело, что в каждом из регионов кухня своя (вообще об различиях в разных частях я напиишу в ощущенческо-эмоциональной части). Причём в каждом из регионов есть след от другой.. те везде есть практически сырая говядина очень тонко нарезаная, и венский шницель, но в основном блюда отличаются.. Так во французской и итальянской части вы не встретите сососиок и Апельшоллера (вода с яблочным соком), а в немецкой ризото, и фуа гра на тостах. В Тичино почти вся кухня итальянская, а в Лозане французская, но ближе к Паржской и центральной части франции а не к нормандии или Тулузы. Центру свойсвено много мясо и сыра.. туда как раз относится фондю и раклет. Цюрих.. это телятина по цюрихски, сосиски и тп.. типично немцко австрийская еда. Но при этом изысков не ждите.. всё достаточно просто и без затей. Пиво приличное только в цюрихе... о вине я писал выше.. очень достойное.
Оставив мягкий Тичино, мы отправились в главный город Швейцарии - Цюрих. На этот раз ехали по автостраде по двум причинам а) Предстоял самый длинный перезд ~ 250 км б) Было интересно проехать через один из самых длинных тунелей в европе - сан-готардский тунель - 17 км. Надо отметить, что тунель это почти главная пробка Европы в отпускной период, но нам повезло тк мы были в среду днём, то пробка была минут 5. Перед тунелем куча предупреждений как себя вести в той или иной ситуации, движение по нём в две полосы, но сама по себе езда не очень приятная... а в середине тунеля темпратура была 38 градусов... дышать вообще нечем (специально открыл окно увидев показания термометра). По выезду из тунеля, всё переходит с Итальянского на Немецкий.. и путь лежит к озеру 4-х кантонов. Мы сделали не большой крючёк, заехав в Люцерн... город с большим числом туристов (самым большим виденым мною в швейцарии), сувенирных магазинов, очень красивым центром с разукрашеными фасадами дамов (типично для немецкой части), памятником умирающему льву (а точнее гвардейцам погибших во времена наполеона), и самым длинным деревянным мостом в Европе. В целом Люцерн оставил впечатление несколько пергруженого туристами. Хотя сквер у льва, очарователен. Цюрих произвёл впечатление с одной стороны очень делового, а с другой стороны отдыхающего города.. там забавно преплетаются строжайше дорогие костюмы и расхристаная молодёжь. При этом город достаточно суетной и очень богатый. В самом цюрихе достаточно много магазинов (чем мы собственно говоря и воспользовались, потратив на покупки пол дня), но мало сувениров.. и город вобще не туристический (а какой там вообще туристический (но об этом ниже)), те покупка сувениров, отложеная на Цюрих, заметно осложнилась. Не смотря на всю деловитость не складывается впечатление, что это 4-ий по важности финансовый центр мира (после НЮ, Лондона и Токио), хороший такой не праздный город европы.. гд-то на Гамбург похожий, но гораздо теплее (но это я в ощущенческую часть заехал). В самом цюрихе акромя магазинов, м погуляли по центру, зайдя в церковь с витражами Шагала и посетили зоопарк (в основном ради Лёхи, но он позарно всё проспал в кенгурушке). Зоопарк разачорвал, если бы не тропический павильон, то там вообще делать было бы нечего. А так пара хорших макро кадров. Гвоздём прибывания в Цюрихе стала поездка на Рейнский водопад (самый болшой (длинный)) в европе, в Шофхаузен и Штайн ум Райн. Водопад действительно красивый, мощьный но не высокий.. метров 20-30, но шумит и брызгает изрядно. Там можно покататься на лодочке и высадиться на островок посередине, но мы не стали ибо спешили. Шофхаузен, тишайший городок на самом севере швейцарии, столица одноимённого контона, ничем особо не интресен, хотя раскрашеные фасады и разноцветные домики присутствуют в большом количестве. Над городом возвышается огромная крепость-замок, но опять же пресытившись фортификациями и экономя время, мы туда не пошли. А отправилсь мы вдоль главной реки западной Европы - Рейна (там он только начинается) в городок Штайн ун -Райн. По Рейну идёт граница с германии, но в районе Штайн ун Райна, она делает петлю, оставля послдний целиком в Гельвеции. Как было сказано в путеводителе центральная площадь этого города, самая фотогиничная площадь швейцарии. Надо сказать что кроме этой площади там есть ещё пара улиц и всё.. НО Площадь.. каждый дом представляет собой образец искуства. Фасады расписаны так, что можно снимать каждый из них раз по 30...
Вокруг стоят фахверковые дома, но выглядят они не так как в Нормандии или Бретани. боле высокие, фундаментальные и белые, причём фахверк составляет, как правило, только верхнюю часть. Возвращались мы по маленьким же дорожкам по равнинам, с фруктовыми садами и зелёными лугами (альп там уже нет). По возвращении машины в аэропорту Цюриха, вокруг ВСЕ машины были с Женевскими номерами. Видимо это впорядке вещей там брать в Женеве а сдавать в Цюрихе... и наоборот.
В результате, могу сказать, что мы посетили 4 части Швейцарии, в каждой был свой свой хит (Фрибург -Грюер во Французской, Юнгфрау в центре, Исоло Бела в Италии и Штайн ум Райн в Немецкой), НО всё же мы не смогли посетить всё что хотелось бы... при всей кажущейся миниатюрности, в швейцарии много чего есть псмотреть... очень хочется съездить к Матерхорну и Вале (Цермат), в Новшатель (Новешвайн), Базель, Восточную часть - Санкт Галлен (Санкт мориц и Давос), и в Апенцелер... те мест ещё дофига куда именно хочется съездить. Плюс пара музеев... обычно мы в музеи не ходим.. но тут всё же жалею, что не было времени попасть в музей транспорта в люцерне и в швейцарский национальный музей в цюрихе...За сим фактологическая часть завершена... будут вопросы отвечу..
x