Китайский этап завершал серию из четырех первых гонок сезона и фактически подводил своеобразный итог первой четверти чемпионата. Впереди команды ожидало возвращение в Европу и трехнедельный перерыв. Который, впрочем, вряд ли можно будет назвать каникулами, так как во всех конюшнях будет проведена серьезная «работа над ошибками» и многочисленные «разборы полетов».
Накануне Гран-При Китая Mercedes GP заявил о кардинальной модернизации своей машины, которая уже 9 мая выйдет на старт испанского Гран-При. Вряд ли будут сидеть сложа руки инженеры Ferrari, McLaren и прочих конюшен. И только в стане Red Bull пока царит относительное спокойствие, так как преимущество над соперниками видно, что называется, невооруженным глазом.
Что и подтвердила субботняя квалификация. Первый ряд стартового поля привычно заняли Себастьян Феттель и Марк Уэббер, второй ряд разделили Фернандо Алонсо и Нико Росберг, на третьем расположились гонщики McLaren – Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон, седьмым и восьмым стали Фелипе Масса и Роберт Кубица и замкнули десятку Михаэль Шумахер и Адриан Сутил. «Выборгская ракета» – Виталий Петров, не смог пробиться в финальную часть квалификации и стал четырнадцатым. Нечто подобное наблюдалось и в предыдущих гонках, поэтому казалось, и сама гонка будет вполне предсказуемой. Однако, как и в Малайзии, свои коррективы внесла погода, и китайский Гран-При превратился в самую настоящую лотерею. С неизбежными в такой ситуации счастливчиками и проигравшими.
Над Шанхаем ходили хмурые тучи, метеорадары показывали приближение дождя, а на капитанских мостиках всех без исключения команд задавались одним единственным вопросом – на каких шинах выпускать машины «в бой»? Несмотря на то, что дождь начал накрапывать еще до прогревочного круга, весь пелетон вышел на старт на сликах.
Едва погасли огни светофора, как гонку уверенно возглавил Фернандо Алонсо, обойдя и Марка Уэббера и занявшего поул Феттеля. Такая прыть объяснялась фальстартом испанца, за что он вскоре был наказан проездом по пит-лейн. На первом круге гонка окончилась сразу для троих пилотов – Витантонио Лиуцци (Force India) не справился с управлением и устроил ДТП с участием Камуи Кобаяши (Sauber) и Себастьена Буэми (Toro Rosso). Виталий Петров хоть и не показал впечатляющего старта, из-за этой аварии смог отыграть четыре места и выйти на десятую позицию. Оперативно эвакуировать поврежденные болиды не представлялось возможным и на трассе появился пейс-кар. И сразу же началась чехарда с переобуванием. На втором круге на пит-стопы отправились Алонсо. Уэббер, Феттель, Масса, Хэмилтон и Шумахер. Росберг, Батон, Кубица и Петров решили оставаться на сликах – несмотря на усиливающийся дождь трасса была относительно сухой. Поначалу показалось, что такая тактика ошибочна, так как машины соперников на промежуточной резине сразу же показали хорошие времена. Однако дождь не только не усилился, но и вовсе прекратился. Понятно, что преимущество сразу же получили те, кто продолжал оставаться на сликах. В боксах опять началось столпотворение – гонщики спешно переобувались в слики, причем обстановка была такой нервной, что Хэмилтон и Феттель едва не столкнулись прямо на пит-лейн. На седьмом круге своеобразный антирекорд поставил Алонсо, заехав в боксы уже в третий раз, а на восьмом круге еще один печальный антирекорд поставил мотор Ferrari, сгорев на машине Педро де ла Росы. После чего команда Sauber могла смело паковать чемоданы, так как на этом китайский этап для неё закончился.
К десятому кругу Нико Росберг уверенно возглавлял пелетон, за ним ехал Дженсон Баттон, а третьим и четвертым шли гонщики Renault – Кубица и Петров. Более того, лидирующая четверка получила огромное преимущество из-за чехарды с заменой шин, в которой она не участвовала. Разумеется, подобное положение дел не устраивало лидеров, которые из-за капризов погоды и тактических просчетов оказались отброшенными в середину пелетона. Герой прошлого этапа Себастьян Феттель был только седьмым, а лидер чемпионата – Фелипе Масса вообще четырнадцатым. В очередной раз наглядный урок того, как надо обходить соперников, продемонстрировал Льюис Хэмилтон. На 12 круге Хэмилтон разом сумел обойти увлекшихся выяснением отношений Феттеля и Сутила, а тремя кругами позже британец догнал гонщика, когда-то сумевшего выиграть семь чемпионских титулов и носившего гордое прозвище «Красный Барон». Поменяв цвет своего болида, Михаэль Шумахер, кажется, и сам поменялся и превратился в жалкое подобие самого себя. Но просто так сдаваться обладатель баронского титула не собирался и с былым упорством и самообладанием отбивал все атаки Хэмилтона. Правда, хватило Шумахера всего на два круга, и вскоре Mercedes великого чемпиона Хэмилтон мог наблюдать в зеркалах заднего вида. Можно, конечно, все списать на несовершенство вверенной немцу техники, но дело в том, что на точно таком же болиде Нико Росберг на тот момент возглавлял гонку. Кругом спустя Шумахера прошел Марк Уэббер, а на девятнадцатом круге гонку возглавил Дженсон Баттон, сумев догнать и обойти испытывавшего проблемы с резиной Нико Росберга.
На 22 круге на трассе опять появился пейс-кар – Хайме Альгерсуари (Toro Rosso) повредил переднее антикрыло, обломки которого засыпали въезд на пит-лейн. Перед рестартом Хэмилтон вытолкал с трассы Марка Уэббера, что очень возмутило австралийца. После гонки он назвал поведение британца «неспортивным и неадекватным». Впрочем, Хэмилтон на такие «мелочи» не обращает внимания, особенно когда прорывается наверх. Не обратил он особого внимания и на Петрова с Кубицей, легко обогнав их и выйдя на второе место. Ситуация в гонке к тому времени выглядела следующим образом: лидировал Дженсон Батон, за ним шли Хэмилтон, Кубица и Петров. Россиянин испытывал проблемы, так как за ним выстроился целый караван – Шумахер, Сутил, Алонсо, Уэббер. С 36 по 39 круг опять началась череда пит-стопов – Алонсо посетил боксы уже в пятый раз, а Хайме Альгерсуари в шестой(!) Механики Ferrari вообще продемонстрировали в этой гонке чудеса ловкости, трижды обслужив одновременно Алонсо и Массу.
Пит-стопы внесли свои коррективы – Алонсо удалось опередить Кубицу, а Феттель, Уэббер и Шумахер обошли Петрова. Россиянин оказался на девятом месте, да к тому же в опасной близости находился Фелипе Масса. Казалось, что Петров не устоит, но выборжец мобилизовал всю свою волю и пришпорил свой Renault R30, благо что свежая резина позволяла ему поддерживать высокий темп. На 51 круге он догнал Михаэля Шумахера и, даже несмотря на ошибку в одном из поворотов, кругом позже прошел его. А дальше случилось и вовсе невероятное – на 55 круге Петров смог обойти Марка Уэббера! Австралиец, конечно, «помог» ему сам, допустив ошибку при разгоне, но, учитывая потенциал Red Bull и Renault и особенно колоссальную разницу в опыте между двумя гонщиками, этот обгон смело можно назвать маленьким спортивным подвигом.
Дженсон Баттон так и не уступил своей лидирующей позиции и выиграл уже вторую гонку в сезоне. Следом за ним пересек финишную черту Льюис Хэмилтон, опять показавший фантастическую скорость, а третьим стал Нико Росберг. Молодой немец заслуживал более высокого места, но Mercedes пока не может на равных конкурировать с McLaren. Впрочем, Нико уже через три недели получит модернизированный болид и наверняка покажет все, на что он способен.
Четвертым стал Фернандо Алонсо. Неплохой результат для испанца, учитывая, что он побывал в боксах пять раз и большую часть гонки прорывался наверх. Пятое место Роберта Кубицы так же можно признать неплохим результатом, при том, что трассу в Шанхае вряд ли можно назвать идеально подходящей для Renault R30. А вот главными неудачниками китайского Гран-При стали Себастьян Феттель и Марк Уэббер. Первая и вторая позиция на старте и только шестое и восьмое место в гонке. А ведь если бы не дождь, дубль мог бы быть не у McLaren, а у Red Bull.
Что касается Виталия Петрова, то россиянина можно поздравить с победой. Это не оговорка, ибо в Шанхае выборжец доказал всем, что он гонщик мирового уровня. Он не сломался морально после первых трех неудачных гонок, не обращал внимания на критику, а просто делал свою работу. Как и положено профессионалу. Конечно, по меркам Формулы-1 седьмое место и шесть очков не бог весть какой результат, но не стоит забывать, что это первые очки, завоеванные российским пилотом в чемпионате такого уровня. И, наверняка, не последние. И что еще немаловажно, весь автоспортивный мир оценил потенциал Виталия. Ведь обогнать на мокрой трассе Михаэля Шумахера и Марка Уэббера, да еще на заведомо более слабой машине, по силам далеко не каждому. Остается только догадываться, какие результаты мог бы показывать Виталий, будь у него побольше опыта и автомобиль одной из топ-команд.
Вряд ли запишут себе в актив Гран-При Китая Фелипе Масса и Михаэль Шумахер. Бразилец стал жертвой обстоятельств, а вот на Шумахера порой бывает больно смотреть. Опять полный проигрыш в квалификации и гонке Нико Росбергу и десятое место в личном зачете. Показатели достойные пилота второразрядной команды, а не семикратного чемпиона мира. А ведь перед началом чемпионата многие всерьез рассуждали о том, сколько гонок сможет выиграть экс-чемпион, а кое-кто даже рассматривал возможность завоевания Шумахером восьмого титула. Но… Как поется в песне – жизнь невозможно повернуть назад. И рассуждать сейчас уместно не о гипотетических победах, а о том насколько хватит терпения у руководства Mercedes GP и самого Михаэля Шумахера. Ведь Россу Браун и Шумахеру и в страшном сне не могло привидеться такое «триумфальное» возвращение «лучшего гонщика всех времен и народов».
Впрочем, в Формуле-1 бывает всякое, и предсказать дальнейшее развитие событий сложно. Остается лишь надеяться, что и в дальнейшем будет немало таких интересных и захватывающих гонок, как Гран-При Китая.
x