"Злоупотребляя доверием" Сердюкова
Стоит отметить, что в большинстве материалов Военно-следственного управления СК РФ, например, в постановлениях о возбуждении дела о мошенничестве при продаже загородного дома в Краснодарском крае (так называемой "виллы Сердюкова"), — о роли в происходивших событиях экс-главы военного ведомства сообщается крайне сухо и уклончиво: "должностные лица Департамента имущественных отношений (ДИО, который возглавляла Евгения Васильева — "Росбалт") Минобороны, превышая предоставленные им полномочия, организовали подготовку и издание директивы министра обороны…". В этих и некоторых других материалах дела дается полная юридическая оценка действий фигурантов — Васильевой, Егориной, Сметановой, Закутайло и других ("превышая полномочия", "из корыстных побуждений" и т.д.), а действия главы военного ведомства никак не характеризуются. Более того, даже фамилии Сердюков в документах нет, везде он значится просто как "министр обороны".
Однако в материалах о мошенничестве с акциями ОАО "31 ГПИСС" и недвижимостью ГУОВ следователи оценивают и поступки Сердюкова. "Лица (Васильева, Егорина и Закутайло — "Росбалт"), выполнявшие управленческие функции в ОАО "Оборонсервис" и… (перечисляются "дочерние" структуры этого ОАО, в том числе те, где гендиректором был Закутайло, – "Росбалт"), путем обмана и злоупотребления доверием, вводя в заблуждение руководство Минобороны России и акционеров, по платежным поручениям перечислили на счет ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт" (компании, возглавлявшейся однокурсницей Васильевой Екатериной Сметановой – "Росбалт") денежные средства на общую сумму 234 млн 900 тыс. рублей".
То есть, по последней версии СК РФ, Васильева просто обманывала своего доверчивого шефа Сердюкова, а сам он ничего не знал об аферах, которые за его спиной "прокручивали" подчиненные.
Однокурсники в Минобороны
Из материалов дела становится понятно, что дальнейшее расследование будет продвигаться не "вверх", а "вширь". Следователи сейчас подробно изучают деятельность подруг Васильевой, оказавшихся в системе Минобороны. В первую очередь речь идет о сокурснице Васильевой по юрфаку СпбГУ Людмиле Егориной, которая в разное время занимала должности и.о. гендиректора ОАО "Оборонсервис" и руководителя ГУОВ. В частности, сейчас ведется расследование о продаже по заниженной стоимости объектов ГУОВ.
"В июне 2011 года генеральный директор ОАО "ГУОВ" Егорина Л.М… выполняя управленческие функции в коммерческой организации вопреки ее законным интересам и охраняемым законам интересам государства, в целях извлечения выгод и преимуществ для лиц, возглавляющих и распоряжающихся ОАО "Гранит-Кузнечное", осуществляющих хозяйственную деятельность на рынке щебня гранитного в границах Санкт-Петербурга, желая угодить лицам, входящим в состав органов управления ОАО "ГУОВ" и ОАО "Оборонсервис" (имеется в виду Васильева — "Росбалт"), и другим, приняла решение о реализации рентабельного предприятия ООО "436 КНИ" ОАО "Гранит-Кузнечное" по заниженной стоимости".
По версии следствия, Егорина также незаконно безвозмездно передала "Гранит-Кузнечному" лицензию на право пользования недрами на месторождении Пруды-Моховое-Яскинское.
В ВСУ СК РФ полагают, что Егорина вместе с Васильевой принимали активное участие в афере при продаже зданий в Большом Предтеченском переулке Москвы, принадлежавших ГУОВ.
"4 июля 2011 года члены совета директоров ОАО "Оборонсервис" (в составе председателя — начальника ДИО Минобороны Васильевой, членов — начальника управления по координации осуществления прав собственника МО Штыкулина, и.о. гендиректора ОАО "Оборонсервис" Егориной), действуя вопреки законным интересам коммерческой организации и охраняемым законом интересам государства, одобрили сделку по продаже данного имущественного комплекса ООО "Теорема" по заниженной цене".
Следствие приходит к выводу, что "противоправные действия указанных лиц привели не только к причинению ущерба ОАО "ГУОВ", но и повлекли нарушение имущественных интересов его учредителя – Российской Федерации". Сумма ущерба от сделки со зданиями в Большом Предтеченском оценивается в 202 млн рублей.
Недвижимость Минобороны приватизировали на "военные" деньги
ВСУ СК РФ подробно выстроило и всю схему, по которой действовали бывшие сокурсницы, а также выяснило, откуда они получили средства на скупку недвижимости Минобороны по дешевке в своих интересах.
По версии следствия, 10 апреля 2009 года министр обороны Анатолий Сердюков назначил на должность начальника ДИО Евгению Васильеву, а 15 февраля 2011 года и. о. гендиректора ОАО "Оборонсервис" стала Егорина, которая "в период 1996-2001 годов совместно с Васильевой обучалась в Санкт-Петербургском госуниверситете". По решению главы военного ведомства Васильева и Егорина были включены в состав советов директоров ряда субхолдингов и дочерних обществ ОАО "Оборонсервис". 1 апреля 2011 года состоялось заседание совета директоров ОАО "Оборонсервис", на котором, по предложению Васильевой, в качестве организации, оказывающей услуги по оценке имущества военного ведомства, было определено ООО "Кэпитал консалтинг". На этом же совещании ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт" получило право оказывать агентские услуги при реализации недвижимости.
Как отмечается в материалах дела, при этом Васильева ранее работала юристом в фирме, "аффилированной с ООО "Кэпитал консалтинг". А гендиректор и учредитель "Эксперта" Екатерина Сметанова являлась однокурсницей Васильевой и Егориной. "Это может свидетельствовать о сговоре и корыстной заинтересованности указанных лиц при осуществлении своих полномочий".
Дальше, по версии следствия, сокурсницы стали формировать денежную базу для последующих афер. Несмотря на то, что с покупателями недвижимости Минобороны велись переговоры напрямую, документы оформлялись так, что агентом по сделкам выступал "Эксперт", которому "дочки" ОАО "Оборонсервис" исправно перечисляли проценты с каждой суммы, полученной от продажи зданий. Оперативники МВД РФ полагают, что часть недвижимости продавалась по заниженной стоимости, за что Сметанова отдельно получала "откаты" от покупателей.
Когда в декабре 2011 года на счетах структур Сметановой скопилась крупная сумма денег, она по договору займа перечислила эти средства ООО "ВитаПроджект", учредителями которого являлись "Эксперт" и Алексей Наумкин. Последний также был гендиректором "ВитаПроджект" и начальником юротдела "Эксперта".
Именно "ВитаПроджект" на деньги, уплаченные Минобороны в качестве агентского вознаграждения, с декабря 2011-го по январь 2012 года купил часть наиболее "лакомых" объектов военного ведомства. В частности, пакет акций ОАО "31 ГПИСС", которому принадлежат ряд зданий в Москве.
Как считает следствие, ООО "Кэпитал консалтинг" оценивало имущество МО по заниженной стоимости, введенный в заблуждение министр обороны подписывал нужные директивы, ООО "ВитаПроджект" покупало объекты военного ведомства по дешевке, а "Эксперт" даже с этих сделок продолжал получать агентские проценты.
Дом у моря с видом на ФНС
ВСУ СК РФ особенно тщательно изучало особенности сделки по продаже загородного дома в поселке Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края, который местные жители прозвали "дача (или вилла) Сердюкова".
Как следует из материалов дела, ранее данный объект принадлежал "дочерней" структуре Федеральной налоговой службы ФГУП "СПб Инжтехцентр". Напомним, до того как стать министром обороны Анатолий Сердюков возглавлял ФНС. Однако в апреле 2010 года правительство по просьбе военного ведомства передало "СПб Инжтехцентр" из ведения ФНС в ведение Минобороны, где ФГУП получил новое название — "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны". А потом "должностные лица ДИО, превышая предоставленные им полномочия, …подготовили проекты и обеспечили реализацию министром обороны" ряда правовых актов.
28 мая 2010 года Сердюков перевел загородный дом в Пересыпи с баланса ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны" на баланс ФГУ "Загородная КЭЧ района". 13 октября 2010 года Сердюков распорядился закрепить загородный дом уже за ГУП "Окружной материальный склад" ("ОМС"). 28 декабря 2010 года министр обороны подписал приказ о приватизации ГУП "ОМС", в перечень имущества которого, тоже подлежащего приватизации, Васильева включила и объект недвижимости в Темрюкском районе. И в том же декабре Минобороны начало возведение в Пересыпи загородного комплекса, на который в общей сложности МО истратило 328 млн рублей бюджетных денег.
18 марта 2011 года ГУП "ОМС" было зарегистрировано как ОАО. То есть приватизация состоялась. 13 апреля гендиректором "ОМС" был назначен Максим Закутайло – муж Екатерины Сметановой и однокурсник Васильевой. По версии следствия, в мае 2011 года Закутайло попросил ООО "Кэпитал Консалтинг" провести оценку загородного дома у моря по состоянию на 28 декабря 2010 года – на период, когда в Пересыпи еще не начали строить шикарный особняк. Примечательно, что к этому моменту все старые здания в Пересыпи были снесены, а на их месте начал появляться новый современный комплекс.
Несмотря на это, "Кэпитал консалтинг" дал заключение, что стоимость объекта составляет 92,1 млн рублей. 19 августа 2011 года "должностные лица ДИО, превышая полномочия, организовали подготовку и издание директивы министра обороны", согласно которой совету директоров "ОМС" предписано одобрить реализацию загородного дома в Пересыпи как "непрофильного актива". В этой же директиве министра указана и продажная цена – 92,1 млн рублей. За эту сумму в сентябре 2011 года "дачу Сердюкова" купило ООО "СитиИнжиниринг". Кто реальный владелец этой фирмы, в материалах дела пока не указывается. Там отмечено только, что "покупатель этой недвижимости – ООО "СитиИнжиниринг" — был известен продавцу задолго до осуществления сделки". И даже с этой сделки, по решению Закутайло, агентский процент в размере 5 млн рублей был перечислен фирме его супруги "Эксперт".
x